37. Сексизм, как один из видов гендерных стереотипов: понятие, формы, особенности проявления.
37. Сексизм, как один из видов гендерных стереотипов: понятие, формы, особенности проявления. сексизм – это дискриминация или предубеждение по признаку пола, т. е. ограничение или лишение прав женщин или мужчин только потому, что они имеют определенные половые признаки. Сексизм может проявляться: o на индивидуальном уровне (например, мужчина говорит партнерше: «Для женщины вы в шахматы играете неплохо... »), o на культурном уровне (например, предписывание личности определенных ролей в зависимости от пола) и o на институциональном уровне (как его результат, в нашем обществе женщины получают 40 % от зарплаты мужчин). ФОРМЫ: мужской шовинизм основывается на следующих постулатах:
Женский шовинизм: проявляется в необходимости женщины доказывать своё превосходство и значимость по отношению к мужчине, намеренно демонстрируя его никчемность. лингвистический сексизм – принижение роли женщин посредством языковых конструкций. В языке, как и в культуре в целом, доминирует стремление определить женщину через мужчину. Подавляющее большинство профессий и должностей имеет мужской грамматический род. Прибавление к ним женского окончания и суффикса придает словам интенсиональный, принижающий смысл.
38. Понятия социализации и гендерной социализации. Институты социализации и роль в формировании гендерной идентичности. Под социализацией специалисты обычно понимают процесс усвоения социальных ролей и культурных норм, Социализация свойственна только человеку как общественному существу, и она протекает под воздействием экономических, социальных, этнических, религиозных, психологических и других факторов. Сам человек в процессе социализации играет активную роль.
Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с социокультурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. В ходе гендерной социализации усваиваются сформировавшиеся в культуре представления о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины. Данный процесс, связан с осмыслением личностью своей духовно-нравственной принадлежности к той или иной группе (мужчины/женщины). Гендерная социализация продолжается в течение всей жизни человека. По мере взросления индивид становится более самостоятельным в выборе гендерных ориентиров, моделей, ценностей. институты социализации: семья, школа, внешкольные детские общественные и религиозные организации, сверстники, средства массовой информации. В результате взаимодействия указанных институтов социализации к 17-18 годам формируется индивид, который не просто идентифицирует себя с мужчиной или женщиной, но и уверен в том, как он должен вести себя в различных обстоятельствах в качестве мужчины или женщины. Иными словами, в результате социализации индивид приобретает определенный набор гендерных ролей и стереотипов. Однако социализация человека на этом не заканчивается она продолжается.
39. Психологические механизмы гендерной социализации. Все теории сходятся на том, что к важнейшим механизмам социализации относятся идентификация и типизация. Первая из них предполагает имитацию ребенком поведения взрослых представителей своего пола, а вторая – активное участие взрослых в процессе воспитания, т. е. применение принципа поощрения и наказания. При этом мальчики поощряются за те поступки, которые в данном обществе принято считать мужскими, и осуждаются за женские и наоборот.
Психологическими механизмами гендерной социализации являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория); социальные подкрепления (теория социального научения и половой типизации); осознание, понимание половой социальной роли (теория когнитивного развития), социальные ожидания (новая психология пола); гендерные схемы (теория гендерной схемы). 40. Гендерные нормы в различных культурах. Вариант 1 Культура – это набор отношений, ценностей, убеждений и форм поведения, разделяемых группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка или другого средства коммуникаций. Социальные психологи всё больше осознают потребность кросс культурного подхода. Одна из причин этого состоит в том, что наука стремится быть универсальной и нам необходимы кросс культурные исследования, чтобы выяснить, верны ли наши открытия для других культур. Другая причина – желание избежать предположения, что если что-то распространено в нашей культуре, то оно является «нормальным» и типичным для всего человечества. Третья причина связана со значением культуры: ведь и наше поведение и наши мысли подвержены её влиянию, а кросс культурная психология поможет определить, до какой степени психологические процессы меняются под влиянием разных культур. Существует четыре аспекта, по которым сходятся различные по другим показателям культуры: 1. Разделение труда по половому признаку 2. Убеждения или стереотипы, связанные с различием между мужчинами и женщинами 3. Дифференциальная социализация мальчиков и девочек 4. меньшая власть и более низкий статус женщин. Исторически сложилось, что практически в любой культуре женщины и мужчины выполняют разную работу, но конкретные виды работ выполняемые разными полами не всегда совпадают. В пример можно привести Центральную Африку и Латинскую Америку, в первой главными специалистами по земледелию являются женщины, а во второй мужчины. В каждой стране существует свое предпочтение к женским и мужским стереотипам. Как показывают исследования большую роль играет религия. Женские стереотипы более благоприятны в тех странах, чьи традиции включают в себя поклонение божествам женского пола и где женщинам позволено участвовать в религиозных церемониях.
Культурная специфика особенно важна в связи с изменением гендерных ролей. Социальные изменения могут быстрее происходить в тех странах, где не столь велика покорность властям и верность групповым нормам. Западная культура характеризуется психологами, как индивидуалистические общества. В таких обществах люди больше интересуются карьерой, личными правами и независимостью. Коллективистические общества подобные Японскому, предают повышенное значение подчинению индивидуальных целей коллективным, что проявляется в повышенной заботе о потребностях окружающих. Такие культуры, где поощряется покорность старшим, могут отличаться большей резистентностью к социальным изменениям, поскольку люди с возрастом менее охотно принимают изменения. Путь к достижению гендерного равенства имеет свои особенности, зависящие от конкретной культуры, и факторы, которые привели к переменам в одной стране, могут отличаться от тех, которые ведут к изменениям в других странах. Культура каждой страны индивидуальна, в ней есть и отличия и сходства с остальными, в каждой стране существуют свои культурные обычаи. Мы не должны рассчитывать на то, что сумеем до конца понять людей из других стран. Мы должны уважать культуру каждой страны. Гендерное равенство и культурное разнообразие могут иногда приходить в противоречие друг с другом, но уважение культурного разнообразия не требует безусловного принятия всех культурных обычаев. Существует несколько универсальных ценностей, таких как, гендерное и расовое равенство, которые должны заставлять нас придирчиво относится к некоторым культурным обычаям и добиваться их изменения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|