44. Гендерные различия и сходства в познавательной деятельности и способностях.
44. Гендерные различия и сходства в познавательной деятельности и способностях.
Обследование детей разного возраста показало, что на ранних этапах онтогенеза (примерно до 7 лет) девочки в своем интеллектуальном развитии опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые мужчины и женщины по усредненным показателям интеллектуального развития не отличаются. В то же время, массовые психометрические исследования показывают, что исключительная одаренность чаще встречается среди мальчиков; мальчики же преобладают среди победителей различных олимпиад. Превосходство мужчин в зрительно-пространственных способностях выражается соотношением 2: 1. Диапазон умственных способностей мужчин значительно шире, чем у женщин. Во всех видах творческой деятельности число мужчин, добившихся признания, очевидно, превосходит число женщин. Ряд авторов высказывают предположение, что половые различия в развитии способностей связаны с воздействием половых гормонов на формирование мозговых структур в пренатальный (дородовой) или пубертатный (половое созревание) период. 45. Гендерные различия и сходства в социальном поведении Практически во всех обществах социально доминируют мужчины. Мы не знаем ни одного общества, в котором бы женщины управляли мужчинами. Стиль общения, присущий мужчинам, отражает их главенствующее положение в обществе. В качестве лидеров в тех ситуациях, где нет четкого распределения ролей, они демонстрируют склонность к приказам, в то время как женщины стремятся вести себя демократично. Мужчины склонны к авторитарному руководству и сосредоточению на решаемой задаче, женщины же проявляют себя как социальные лидеры, создающие команды и поддерживающие «командный дух». Мужчины придают большее значение победам, превосходству и доминированию над другими и более склонны к риску. В тех случаях, когда мужчины придерживаются демократического стиля руководства, женщины-руководители оцениваются ничуть не ниже, чем они; если же мужчины демонстрируют авторитарный стиль, женщины-руководители оцениваются ниже. Людям легче смириться с «сильной и решительной» мужской властью, чем с «настойчивой агрессивностью» женщины-руководителя.
46. Гендерные проблемы в сфере образования. Гендерный подход в любой сфере предполагает, что различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами. Такой конструктивистский подход предполагает изживание негативных гендерных стереотипов: раз они не врожденны, а сконструированы обществом, значит, их можно изменить, меняя сознание общества. Таким образом, практически каждая научная дисциплина может учитывать гендерный подход. Основная идея гендерного подхода в образовании — в учете специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех факторов учебно-воспитательного процесса (содержание, методы обучения, организация школьной жизни, педагогическое общение, набор предметов и др. ) Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Этот подход дает человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. 47+ 48. Гендерные представления: понятие, особенности. Гендерные представления в межличностном взаимодействии. Гендерные представления являются разновидностью социальных представлений. Теория социальных представлений разработана во Франции в 60-70-е гг. XX в. С. Московичи. Социальные представления – это основной элемент группового сознания, в них выражено отношение определенной группы к тому или иному объекту. Поэтому социальное представление выражает не индивидуальное мнение человека, а его мнение члена группы, класса, культуры.
Гендерные представления обладают особенностями (характеристиками), присущими любым другим социальным представлениям. Гендерные представления, в отличие от других видов социальных представлений, помогают индивиду осознать сождержание гендерных ролей, определить свою позицию по отношению к системе существующих нормативных представлений о должном поведении мужчин и женщин в социуме, выработать свой стиль поведения. В гендерных представлениях отражены существующие модели и формы взаимодействия гендерных групп и государства. Всю совокупность представлений можно рассмотреть как две полярные группы представлений: Патриархатные (традиционные) гендерные представления. К гендерным традиционно-патриархатным представлениям относятся представления о том, что существует некоторые «естественные» основания, являющиеся базисными, изменять которые опасно, так как это может привести к разрушению всего общества. Эти основания следующие: функции и роли между мужчинами и женщинами в обществе и семье должны быть разделены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|