Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О диких, черных или закаменных киргизцах




§ 39. Дикие, черные или закаменные киргисцы 40, названные в Сибирской истории бурутами, есть народ древних киргисцов, а не кайсаков, о которых кайсаки баснословят, что они, дикие, родились от мачехи, и потому народ злой, а кайсаки - от родной матери. И всякой [51] кайсак, имени сего “киргис” не терпит, и почитает презрительным. А придают оное диким; следовательно, оные из древности и единоплеменны. Но как разделились, - никакого изъяснения более сего баснословия сыскать не можно. Пределы же их называются от кайсаков и отделяются рекою Илею, текущею в озеро Балхаш между гор, называемых Алатау. А по-ташкенски оные горы называются Тубулгуты Шашы и Беделен, лежащие кряжем до Сырдарьн реки, откуда оной камень поворот имеет мимо озера Кубан Кукан и чрез реку Сарасу к морю Аральскому, а от поворота вверх по реке Сырдарье; не доходя города Ташкента восьмидесяти верст поворачивает мимо города Кукан чрез реку Цуя к устью реки Или, впадающую ниже сей грани во ста верстах в озеро Балхаш. И сия река Или граничит оных как от Китайского государства, так равно и от кайсаков. Облежат оных каменные и непроходимые горы так, что кайсаки к оным с великою трудностью доходить могут. В летнее же время, когда не имеют ссоры с кайсаками, потомуж выходят из-за камня Алатау для кочевья к устью рек Цуи и Каука, и подходят к реке Карасу, но далее сих мест, как бы они согласны ни были, кочевья своего никогда не имеют. Почитается всех их вообще, ежели оным сбираться на войну, до 50000 человек; також имеют свои кочевья. Из под власти зюнгорцев отошли к китайцам, как то около Яркеня, Кашкара, Ходжанта и прочих. Имеют довольное и изобильное хлебопашество, у которых никакова хана и султана не находится, а имеют одного князя или бия Атекая. От сего старшины в 1786 году ко двору Ее Императорского Величества отправлено было посольство чрез крепость св. Петра, в коем был из ташкенцов Абдрахман Кунаков с сыном, и возили с собою арапа. Отправлены были из Петропавловской Сибирского полку с адыотантом Сипайловым. Выехали обратно из Петербурга 1789 году в январе, и, как видно по письму, писанному от г. генерала-порутчика и кавалера Огарева, в коем сей мулла наименован депутатом, и на сие посольство в Петербург издержано до нескольких тысяч руб., да на проезд ему дано 100 руб. Атекаюж от Ее Величества послано сребреною монетою 800 руб. Сей Атекай во всей их Орде начальствующим 41;кочевье свое имеет в средине сего народа, в каменных горах [52] Апышерапарки, и все они разделены на десять волостей, в коих имеют своих старшин. Также имеют довольно лошадей и скота. Оных набегами своими кайсаки обеспокаивают и увозят у них жен и детей в рабство, и грабят имение, по большей части, когда народ сей в летнее время упражняется в хлебопашестве. Когдаж оные бывают о таковом нашествии сведомы, то собираются великими партиями, жестоко себя защищают, и частые между собою имеют ссоры. По восстановленииж с обеих сторон согласия, кайсацкие знатные ханы и салтаны от диких берут и содержат в залоге постоянства аманатов. Не менееж оные по смежности имеют частые ссоры и с китайцами, ходя к ним на границы партиями, чинят грабительство и воровство, за которыми с китайской границы и посыланы бывают команды для усмирения, но мало пользы получают в рассуждении крепости положения мест. Когда же оные бывают ими пленены, то без всякого милосердия казнят иных смертию. А как в 1785 году одна волость сару с своим старшиною Сайшебатырем была несколько лет у китайцев в подданстве, то оной старшина жалован амбою. По некоторым же обстоятельствам, как он из под власти китайской отложился со всеми своими подвластными, и от диких ушел к кураминцам 42, к Худияр-беку Фазиль-бекову, под протекцию куконского бека Нурбаты, который потомуж из под китайской протекции отложась и приобщась к бухарцам и авганцам, начинали вести с ними войну. Хотя же китайцы сию волость и требовали назад; но куконской бек выдачею их отозвался, а чтобы китайцы взяли их сами, чего они учинить и не в силах. Закон их мухаметанский, но несколько придерживаются обрядов идолопоклонства во нравах, поведениях и языке, сходны весьма с кайсаками.

Волости их: Старшины:

1. Атека-багышская — князь или бий Атекай

2. Саякская — Гадан

3. Коктинская — Ивадда-бий

4. Бустумакская —Ташибек-бий

5. Могальская — Бирнавар-бий [53]

6. Жилдей-кисекская — Шапак-бий

7. Солтинская — Ташибек-бий

8. Бугинская — Барнавар-бий

9. Китай — Муса-бий

10. Сару — Сарык-батыр, сын Сапт-батыра.

Но может быть по вольности их есть и еще отделенные от диких поколений волости, коих по отдаленности знать не возможно. Как то и в полуденной части от Кукона к Кашкару адигене, отшельцы от диких, называются тож буруты, до 5000 кибиток, которые кочуют между сих народов по степям.

Глава IV

О НАРОДЕ КУРАМИНСКОМ

§ 40. О новопроизшедшем сем кураминском народе ясно сказать никак не можно, как только, что оных почитают ташкенцы, кашкарцы и бухарцы новым. Границы их в средине городов, принадлежащих к Бухарин. Следовательно оные - от каких-нибудь землиц сходцы, как некоторые и утверждают, что сообщество их составлено из роду перешедших карыкалпаков и хивинцов, но большой части беглых и разбойников, кои в пределах своих прочих окружающих их народов в сообществе своем терпеть не могут и ни под каким видом не принимают. Коим по умножении, как в городах бухарских никаких войск и властей не находится, оными и овладели. За городом Ташкентом, за рекою Чирчиком, впадающею в Сырдарыо, граничат к городу Кукону. Почитается их не более 10000 человек; весьма достаточны скотом и хлебопашеством, под властию куконского бека Нурбаты 43, и имеют девять городов от города Ташкента в 50 верстах: 1) Пискан, в котором до 800 домов; 2) Кереучи, почитается за крепость, небольшой городок; 3) Шарукия, под властию города Ходжанта; 4) Бока, в коем 1000 домов; 5) Муратали; 6) Киреет Баксу; 7) Карактай; 8) Калаимор; 9) Пангас. В которых городах сии кураминцы имеют непременное жилище зимою, а в летнее время выходят около своих городов в степи для распространения хлебопашества и соблюдения скотоводства; ограничивают свои города довольными и сильными караулами. Народ довольно, как и киргисцы вольной; много вреда наносят бухарским караванам. [54] Главной в роде их Худеяр-бек Фазильбеков, жительство имеет в особливом городе Уратели Ходжант 44, к которым по неспокойству их для усмирения старались неоднократно приходить с китайской границы войски, но ни один раз нападения в рассуждении их храбрости и смелости учинить не могли. Происхождения своего начало не далее имеют, как в нынешнем веке; закона магометанского. Лет за 50 было их немного, а ныне до того усилились, что как китайцы, так равно киргиз-кайсаки и ближе к ним прилежащие дикие киргизы, никакого нападения учинить не смеют. Из числа своих рукоделий продают кайсакам тканые ковры весьма хорошей работы, которые называют их персидскими. По полученным же в 1786 году известиям чрез выходящих из китайского города Кулжи ташкенцев уведали, что начальник кураминского народа Худияр-бек Фазыл-беков с подвластными своими, согласясь с куконским беком же Нурбатою, пристали к Сарамсаку-хоже (Сарамсаком он называется по малолетству, а настоящее его имя есть Махомедиаф-хожа) 45 и вели с китайцами войну, в намерении, чтобы Сарамсаку получить или освободить от них принадлежащие во владение ему Малой Бухарии города, как то: Яркен, Турфан, Кунчу и прочие по наследству; ибо дядя его Юсуп-хожа был аулие, то есть, святой, и жил в кашкарских городах, где его почитали вместо хана, а за святость ему и поклонялись. Во время ж еще Зюнгорской земли, когда сии города были в их зависимости, он жил в Яркене, а после взят зюнгорскими калмыками в город Аксуй в аманаты, где он пророчествовал, что Калмыцкая земля разорится, почему его отпустили обратно в Яркен, и когда у калмыков с китайцами сделалось междуусобие, он был убит. Тогда дети его Айхожа и Куньхожа, из коих Айхожа - Сарымсаков отец, бежал в город Багдахшан, в коем был владелец шах или хан, который и хотел было их выдать обратно; но напоследок убили их сами. Сарымсак же, в молодых летах тогда бывший, бежал с 500 человек чрез города Балхи и прочие в Бухарию к Абулгазию-хану, коего столица, хотя была в Самарканде, но лет тому 25 назад упразднена, а восставлена в Бухарин отцом и дядею Сарымсак-хожи, откуда он наместником или управителем азиатских народов, как видно по повелению хана Абулгазия, [55] определен был Шамратбием при войсках в Самарканде начальником. Тогда Сарымсак согласил разных республик биев и бекоз, обратить на китайцев войну, коему и от бухарского хана Абулгазия даны были войска немалые. Китайцам же учинилось известно, а сии были от того в великой опасности. Особливо же узнали о сем китайцы чрез Янчи-бия, старшину диких киргисцов, коего отец и братья были пойманы китайцами и убиты, а он, Янчи-бий, бежал в Галчу 46; по чему явственно, что он Янчи-бий был в согласии против китайцев со стороны Сарамсаковой. Галча же не иное что значит, как вольную землю и гористую, которая лежит за Курамою, и в коей города Багдахшан и Диги Дарвас, и весьма великой город Каратыгын, ибо сей народ, живучи в сих городах, мало куда выезжает и состоит из магометанцев, но большею частию разных сект идолопоклонников, которые от города Кукона лежат к полудню. И крайний их город есть Каратыгын, дней пять или шесть от Кукона пешим ходом.

Комментарии

1. БУРУТЫ, ДИКИЕ, ДИКОКАМЕННЫЕ, ЗАКАМЕННЫЕ КИРГИЗЫ - широко распространенные в дореволюционной русской и европейской историко-этнографической литературе термины, обозначающие киргизов. Использовались с целью отличия киргизского народа от казахов (“киргиз-кайсаков”). Термин “буруты” был заимствован европейцами из китайских и монгольских источников, в которых киргизы обычно упоминались именно под этим наименованием (см.: Абдыкалыков А. О термине “буруты” // СЭ. 1963. № 1. С. 123-127.)

2. КАЙСАКИ - один из искаженных вариантов письменной-передачи действительного самоназвания казахского этноса (“казак”), получивший широкое распространение в России и Европе в XVIII-сер. XIX вв. Наряду с ним в это время использовались применительно к казахам этнонимы “киргизы” и “киргиз-кайсаки”. (О времени появления и значении термина “казах” см.: Самойлович А. О. слове “казак” //Антропологические очерки. Л., 1927; Ибрагимов С. К. Еще раз о термине “казак” // Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. ТИИАЭ АН КазОСР, 1960, т. 8), Ошибочное название казахов сохранялось вплоть до национального размежевания Казахстана и Средней Азии (сер. 20-х гг. XX в.).

3. АБУ-Л-ГАЗИ БАХАДУР-ХАН (АБУЛГАЗИ-БАЯДУР-ХАН) (1603-1655). Чингизид, представитель династии Шайбанидов, (сын Араб-Мухаммед-хана), хивинский хан (1643-1663) и историк. Автор двух значительных сочинений - “Шаджарат ат-турк” (“Родословное древо тюрок”) и “Шаджарат ат-таракима” (“Родословное древо туркмен”), содержащих важные сведения по истории народов Средней Азии. И. Г. Андреев имеет ввиду в своей работе первое сочинение, впервые опубликованное в России в XVIII в. В течение двух последних веков “Родословное древо тюрок” неоднократно переиздавалось в Российской империи и СССР. Последнее издание данного труда осуществлено в 1996 г. (см.: Абуль-Гази-Багадур-хан. Родословное древо тюрков; Иоакинф. История первых четырех ханов дома Чингисова; Стэнли Лэн-Куль. Мусульманские династии. Москва; Ташкент; Бишкек, 1996).

4. “ГРАНИЦЫ ИХ БЫЛИ ОТ РЕКИ ИКАР ИЛИ ИКРАК-МУРАН”. Здесь речь идет о тюркоязычных племенах, кыргызах, на Енисее, в Туве и Хакасско-Минусинской котловине, имевших в IX-X вв. свою государственность Кыргызский каганат. На основе этих племен впоследствии сложилась хакасская народность, (см. Бартольд В. В. Киргизы: исторический очерк // Соч., т. 2, ч. 1, с. 471- 543; Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири. М., Л., 1949; Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. Изд. 2-е. Алматы, 1996. Прим. К. А. Пищулиной (№ 8, 9, 20) к гл. I, ч. II, с. 464-465, 467; Бутанаев В. Я. Хакасы. Этнографический очерк. М., 1995, с. 5-10). Еще в период XI-XII вв. часть енисейских кыргызов переместилась в район Алтая, Приишимья и Приобья. В XIII в. эти регионы вместе с Южной Сибирью вошли в состав улуса Джучи. Постепенно некоторые племена переместились с Алтая и Прииртышья на Северный Тянь-Шань, где вошли в состав местного тюрко-язычного населения. Результатом этих миграционных и ассимиляционных процессов явилось образование в XVI в. киргизской народности, (см. История Киргизской ССР с древнейших времен до середины XIX в., т. 1. Фрунзе, 1984, с. 434-441).

И. Г. Андреев ошибается, когда непосредственно связывает древних енисейских кыргызов с автохтонным населением современного Кыргызстана - кыргызами. Сложение киргизской народности происходило на базе автохтонных племен и племенных объединений северного Тянь-Шаня, которые подверглись ассимиляции со стороны тюркских и монгольских племен центральноазиатского и южносибирского происхождения, (см.: История Киргизской ССР, т. 1, с. 421-422.)

5. ГЕРАРД ФРИДРИХ МИЛЛЕР (1705-1783). Известный историк и исследователь Сибири, член Петербургской Академии наук (с 1731 г.), автор многочисленных трудов по географии, истории и этнографии народов Сибири и Казахстана. И. Г. Андреев ссылается на его главный фундаментальный труд “История Сибири” (издавался в XVIII в. под названием “История Сибирского царства”), впервые опубликованный самим автором на страницах издаваемого им научно-популярного журнала “Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие” в 1759 г. Этот труд был переиздан в России в советское время, (см.: Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. М., 1949).

6. ЗЮНГОРСКАЯ ЗЕМЛЯ, ЗЮНГОРСКОЕ ВЛАДЕНИЕ. В XVII-XVIII вв. - территория расселения западно-монгольских (ойратских) племен, создавших самостоятельное государственное образование - Джунгарское ханство (1635-1758). Оно занимало территории Джунгарии, Тарбагатая и Семиречья.

7. ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686-1750). Известный государственный деятель, историк, географ, основоположник этнографии в России. Автор знаменитого труда “История Российская” (М., Л. 1962-1968, т. I-VII), “Лексикона Российского исторического, географического и гражданского” [1745 г.] (Татищев В. Н. Избранные произведения. Л., 1975, с. 153-360) ^и др.

8. СИБИРСКИЕ ТАТАРЫ - в данном смысле тюркоязычные сибирские племена, жившие по среднему течению Иртыша, в низовьях Тобола, Туры, Тавды, Исети, Ишима, по рекам Тара и Омь, занимавшихся кочевым скотоводством, в лесных и лесостепных зонах - земледелием, охотой и рыболовством. Различные этнотерриториальные подразделения татар Западной Сибири имели топонимические названия - татары тарские, тобольские, томские, ишимские, тюменские, барабинские и т. д. Сибирские татары имеют очень сложную этническую историю. В настоящее время их этногенез представляется как процесс взаимопроникновения и слияния угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских племен и народностей. Современные этнологи выделяют в данной субэтнической общности более двадцати компонентов, связывающих сибирских татар почти с 30-ю этносами бывшего СССР, в том числе и с казахами. (См.: Бояршинова 3. Я- Население Западной Сибири до начала русской колонизации. Томск, 1960; Томилов Н. А. Сибирские татары - кто они? // От Урала до Енисея (народы Западной и Средней Сибири). Томск, 1995. С. 23-35; Валеев Ф. Т., Томилов Н. А. Татары Западной Сибири. История и культура, (сер. “Культура народов России”. Т. 2. Новосибирск, 1996).

9. ПЕТР ИВАНОВИЧ РЫЧКОВ (1712-1777). Первый член-корреспондент Российской Академии наук, известный экономист, географ И; историк Оренбургского края. Большую известность в России получили его труды “История Оренбургская” и “Топография или описание Оренбургской губернии”, опубликованные академиком Г. Ф. Миллером в Петербурге в 1759 и 1762 гг. Впоследствии эти работы неоднократно переиздавались в России.

10. ОГУС-ХАН. Мифический прародитель тюрко-монгольских племен. Его генеалогия, повторенная во многих сочинениях средневековых восточных авторов, возводит его к легендарному Нуху (Ною).

11. У И. Г. Андреева этнические самоназвания казахских родов и племен трех жузов искажены. Уточненные этнонимы и свод новейших; научных знаний по истории генеалогической структуры казахских жузов см. в работах казахстанских авторов: Востроd В. В., Mуканов М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов. Алма-Ата, 1968; Муканов М. С. Этнический состав и расселение казахов Среднего жуза. Алма-Ата, 1974; Он же. Конраты // Известия АН КазССР. Сер. общ. наук, 1991, № 3, с. 57-60; Масанов Н. Э. К этнической истории уаков // Проблемы изучения и охраны памятников Казахстана. Алма-Ата, 1980, с. 129-135; Муканов М. С. Абак-кереи. // Извеетия АН РК. Сер. обществ., 1994. № 6. С. 15-20; и др.

12. ЦУЦИ. Прав. ДЖУЧИ. (ум. 1227). Старший сын Чингисхана. Его удел занимал часть Семиречья, южную часть Западной Сибири и весь Восточный Дашт-и Кыпчак до Нижней Волги. Ставка Джучи находилась на р. Иртыше. Похоронен на р. Сарысу. Под географическим названием “Большой Бухарии” упоминались в русской и европейской литературе XVII-XIX вв. смежные с Казахстаном территории Средней Азии, Западный Туркестан, а под “Малой Бухарией” - Восточный Туркестан, ныне южная часть Синцзян-Уйгурского района КНР. Вопреки утверждению И. Г. Андреева, эти регионы входили в XIII в. не в улус Джучи, а в улус Чагатая - другого сына Чингис-хана.

13. ТОХТАМЫС. ТОХТАМЫШ, (ум. 1406), хан Золотой орды, потомок хана Джучи. В 70-х гг. XIV в. бежал к Тимуру, от которого получил во владение район в бассейне Средней Сырдарьи вместе с городами Отраром и Саураном. В 1378-1379 гг. с помощью Тимура завоевал Сыгнак, а два года спустя, воспользовавшись поражением темника Мамая в сражении с московским князем Василием Донским, воцарился в Орде. В конце 80-х гг. попытался освободиться от власти Тимура, но военные столкновения между ними завершились полным поражением Тохтамыша.

14. ЖАНИБЕК-ХАН. В утверждении И. Г. Андреева об этом правителе содержится много ошибочных положений. Прежде всего автор путает хана Золотой Орды (с 1341 г.) Жаныбека (ум. 1357),способствовавшего распространению ислама на территории улуса Джучи, с одним из основателей самостоятельного Казахского ханства, ханом Жаныбеком (годы правления: не раньше 1469/70 - не раньше 1473/74), являвшегося сыном правителя Ач-Орды Барак-хана (1423-1428). Эпохи жизни и правления этих двух личностей разделены в истории хронологической дистанцией в целое столетие. Другая ошибка заключается в историко-географической локализации ареала их политической деятельности. Ни тот, ни другой Жаныбек не были “туркестанскими ханами”. Владения казахского хана Жаныбека и его соправителя хана Керея охватывали регион Западного Семиречья, долины рек Чу и Талас, доходя до предгорий Каратауского хребта, но не включали в себя будущую резиденцию казахских ханов - г. Туркестан. Последний до конца третьей четверти XVI в. находился в сфере компетенции среднеазиатских ханов - Шайбанидов и только при хане Таввакуле (1583-1598) в конце этого столетия перешел под юрисдикцию казахских правителей-Жадигидов.

Как известно, казахский хан Жаныбек совместно с ханом Кереем откочевали в сер. XV в. с севера региона из ханства Абулхайра в Западный Могулистан во владения местного хана Есен Буги, где основали независимое Казахское ханство. Хан Жаныбек имел девять сыновей, одному из которых (хану Касыму) удалось занять ханский престол, остальные были только султанами. В эпоху XVI - нач. XVIII вв. обладателями ханского титула в казахских землях являлись почти исключительно многочисленные потомки сына Жанибека Жадик-султана (ум. ок. 1503 г.), которые фактически образовали на территории Казахстана казахскую правящую династию чингизидов, (см.: Султанов Т. И- Кочевые племена Приаралья в XV-XVIII вв. (Вопросы этнической и социальной истории). М., 1982, с. 111-120; Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992, с. 271-283. 290-304; История Казахстана (очерк). Алматы, 1993, с 148- 15в>

15. ШЕБАК-ХАН. Правильно МУХАММЕД ШАЙБАНИ-ХАН (1451-1510). Сын Шах-Булаг-султана, внук Абулхайыр-хана. основатель государства Шайбанидов в Средней Азии в начале XVI в.

16. КУЧУМ-ХАН (ум. 1598). Правитель Сибирского хянства из династии сибирских Шайбанидов (потомок сына Джучи Шайбана). Сын Муртазы, имевшего удел в государстве узбекских шайбанидов (в Мавераннахре). Проводил активную политику исламизации в Сибирском ханстве. Враждовал с казахским ханом Хакк-Назаром (ум. 1580), но после его смерти вступил в союз с новым правителем казахов, ханом Сыгаем (ум. 1582). В 1598 г. после очередного поражения с войсками московского царя бежал к калмыкам, затем в Ногайскую орду, где был убит ногайцами, (см.: Трепавлов В. В. и др. Лес и степь. IX-XVI вв. Неизвестные страницы // Родина. 1997. № 3. 4. Прил, к журналу).

17. ИШИМ-ХАН. Имеестя ввиду казахский хан Есим (1598-1628), сын хана Сыгая (ум. 1582) от жены Иакшим-биким.

Во время своего правления вел активную борьбу со среднеазиатскими правителями-Аштарханидами и ойратскими тайджами за укрепление своей власти над городами и кочевыми районами на Средней и Нижней Сырдарье. В народных преданиях казахов личность хана Есима овеяна славой. С его именем в исторической памяти казахского народа связывается создание устного законодательного уложения “Есим ханнын есi жолы” (“Древняя дорога хана Есима”). Умер естественной смертью и похоронен в г. Туркестане возле мечети Ходжи-Ахмада Ясави, где в XVII в. был воздвигнут над его могилой небольшой, ныне разрушившийся мавзолей. (О Есиме см.: Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья, с. 120).

18. Вопреки утверждению И. Г. Андреева, проникновение мусульманской религии в Казахстан не было непосредственно связано с личностью первого или второго хана Жаныбека, как это умозрительно предполагал автор. Процесс распространения ислама в казахских землях имел более сложный и многоступенчатый характер. Начало ему было положено еще в период IX-X вв. при Кара-ханидах и Саманидах. В последующие эпохи основным источником распространения мусульманского вероучения среди кочевников казахских степей явились среднеазиатские суфийские ордена, основанные в XII в. в г. Туркестане (орден Ясавия) и в XIV в. в Бухаре (орден Накшбандия). Проповедники ислама направлялись в степь также из Поволжья и стран Передней Азии, и, прежде всего, из Ирана. Более подробные сведения по истории распространения мусульманской религии среди казахов см.: Басилов В. Н., Кармыше-ва Дж. X. Ислам у казахов (до 1917 г.). М., 1997. С. 161.

19. Российское подданство принял не знаменитый хан ойратов Галдан Цэрен (с 1727 г.), умерший в 1745 г., а джунгарский нойон Шэрен, перекочевавший в 1757 году из Джунгарии в Поволжье.

20. УБАШИ (АБУШИ) (1744-1775), наместник Калмыцкого ханства (1761-1771), сын последнего хана волжских калмыков Дондука-Даши (1757-1761). В 1771 г. возглавил бегство калмыков с территории нижней Волги в Джунгарию.

21. ШЕМЯКА-ХАН. Правильно - СЕМЕКЕ (ум. 1737/38), казахский хан, возглавлявший в период 1724-1737/38 гг. большую группу кочевых подразделений Среднего жуза. По примеру хана Абулхаира (см. ком. 25) принял 19/ХП 1731 года в своих кочевьях российское подданство, однако уже в следующем году нарушил взятые на себя обязательства и дважды совершил вооруженные вторжения в кочевья башкир - российских подданных (1732- 1733 гг.). В связи с серьезными поражениями, нанесенными ему знатным башкирским тарханом Таймасом Шаимовым, возобновил в начале 1734 г. перед русской императрицей свое прошение о подданстве. Согласно императорскому указу от 10 апреля 1734 г. оно было вторично предоставлено ему на прежних условиях. (См.: КРО-1, с. 63-64; 108; 117-118.)

22. ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ УРУСОВ (ум. 1742)-генерал-лейтенант, начальник Оренбургской комиссии в 1739-нач. 1742 гг., сменивший на этом посту д. т. с. В. Н. Татищева (1737-1739). (См.: Нарвут А. Н. Князья Урусовы. Сер. “Родословные росписи”. Вып. 2. М., 1994).

23 АБУЛМАМБЕТ-ХАН (ум. 1771), (АБУЛМАМЕТ). Казахский хан (1739-1770), управлявший большой группой казахских родов и племен Среднего жуза. Аблай-султан (1711-1780), с 1771 г. - казахский хан, преемник Абулмамбета, под властью которого находилось подавляющее большинство родоплеменных подразделений Среднего и часть Старшего жузов. Вопреки показаниям информаторов И. Г. Андреева, эти лица не были двоюродными братьями, т. к. происходили из разных, хотя и родственных, аристократических фамилий (см. ком. 34 и 51). Абулмамбет приходился Аблаю троюродным дядей, который в конце 20-х годов XVIII в. способствовал избранию последнего султаном в сильном и многочисленном роде аргынов - атыгай. (О них см.: Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. Изд. 2-е. Алматы, 1996, ч. II, гл. IV; Валиханов Ч. Ч. Аблай // Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. в пяти томах. Изд. 2-е, т. 4; Алма-Ата, 1985, с. 11-116; Сулейменов Р. Б., Моисеев В. А, Из истории Казахстана XVIII века (О внешней и внутренней политике Аблая). Алма-Ата, 1988).

24. Эти сведения неточны. Хан Абулмамбет (ум. ок. 1771) и султан Аблай (1711-1781) приняли российское подданство в Орской крепости в ходе визита к начальнику Оренбургской комиссии В. А. Урусову 28 августа 1740 г. согласно специально разработанной для этих целей протокольной процедуре (см.: КРО-1, с. 151-153, 168-169).

25. АБУЛХАИР-ХАН (1693-1748). Казахский хан, возглавлявший в период 1710-1748 гг. большинство родоплеменных групп казахов Младшего и часть родов Среднего жузов. Происходил из незнатной фамильной линии чингизидов, потомков султана Оснека (одного из сыновей основателя Казахского ханства, хана Жаныбека), представители которой до него никогда не избирались на ханский престол. Был избран ханом благодаря проявленным им незаурядным полководческим способностям и личной храбрости в борьбе с джунгарами и другими кочевыми народами. 10/Х-1731т. первым из казахских ханов принял российское подданство. В августе 1748 г. был убит своим главным соперником, султаном-Бараком (ум. 1750), не желавшим усиления политического могущества и влияния Абулхаира на кочевое население Казахстана. (Ерофеева И. В. Казахские ханы и ханские династии в XVIII-сер. XIX вв. // Культура и история Центральной Азии и Казахстана: проблемы и перспективы исследования. Алматы, 1997. С. 75, 104- 110.)

26. АФАНАСИЙ РОМАНОВИЧ ДАВЫДОВ, тайный советник. Был оренбургским губернатором в период с 1742 по 1759 гг., сменив на этом посту И. И. Неплюева (1742-1759).

27. ИВАН АНДРЕЕВИЧ РЕИНСДОРП (ум. 1782), генерал-поручик, занимал должность оренбургского губернатора с 1769 по 1781 гг., до выделения Оренбургской губернии в Уфимское наместничество (1781-1796).

28. Нежелание Аблая приехать в Петропавловскую крепость для проведения обряда конфирмации в ханы было продиктовано не опасениями неодобрительной реакции со стороны Цинов, и не стремлением продемонстрировать свою политическую суверенность перед царскими пограничными властями, а мотивами иного характера. На протяжении 70-х гг. Аблай настойчиво добивался от Оренбургской и Сибирской администраций присылки ему русских войск и оружия для утверждения своей власти над независимыми от него родами Среднего и Старшего жузов, а также для завоевания Ташкента и соседних земель Средней Азии. Обращаясь к императрице Екатерине II с прошением об утверждении за ним ханского титула, Аблай ставил основным условием своего приезда на Сибирскую линию и, принесения присяги на верность российскому престолу присылку ему военной помощи от русских пограничных командиров. В этой просьбе ему было категорически отказано. (См.: КРО-2, с 86-88, 96; АВПР. Ф. 122. Оп. 1. 1769-1773. Д. 19. Л. 363-364 об.; Сулейменов Р. Б., Моисеев В. А. Из истории Казахстана XVIII века (о внешней и внутренней политике Аблая). Алма-Ата, 1988. С. 129-130.)

29. В Башкирии в первой пол. XVIIIв. наряду с общероссийской административно-территориальной системой, существовало традиционное деление башкир по родовому и территориальному признакам на дороги - Осинскую, Казанскую, Ногайскую и Сибирскую. Название “дорога” имеет, по-видимому, монгольское происхождение, от слова “даруга” - сборщик налогов, налоговая единица. Даругами также назывались отдельные округа в империи Чингис-хана (См.: МОЦА-1, с. 359).

30. Попытка царских властей побудить султана Аблая принять ханский титул непосредственно из рук российского престола была предпринята в 1759 г. поручиком Пензенского полка князем И. Ураковым, специально направленным с этой целью из Оренбурга в Средний жуз. Вопреки утверждению И. Г. Андреева, она была инициирована не центральным правительством России, а только оренбургской администрацией, проявившей здесь большую политическую недальновидность. Инструкцией оренбургского губернатора предписывалось поставить обязательным условием осуществления данного плана обещание влиятельного султана о присылке аманатов в знак подданства. Однако, Аблай не захотел связывать себе руки институтом аманатства и увеличивать число своих противников среди казахских султанов принятием подобного предложения. Возвратившись в апреле 1760 г. в Оренбург, князь И. Ураков был вынужден сообщить генерал-губернатору А. Р. Давыдову о неудаче своей дипломатической миссии. Между тем, Коллегия иностранных дел не одобрила эту инициативу оренбургского губернатора и предписала ему специальным указом поддерживать с Аблаем нормальные отношения, но не форсировать события. (См.: Сулейменов Р. Б.,. Моисеев В. А. Из истории Казахстана XVIII века. С. 93-95).

31. ДАИР-СУЛТАН (ум. 1786). Казахский чингизид, султан. Один из сыновей хана Барака (ум. 1750) и внук хана Турсына (ум. 1717). В конце 70-х гг. XVIII в. был избран в Восточном Приаралье ханом старшинами отдельных клановых подразделений казахов Среднего жуза. Его власть распространялась на род тор-тул племени найман, род каракесек племени аргын и часть родов племени конрад Среднего жуза (см.: МОЦА-2, с. 207-208).

32. АМБО. Прав. - АМБАНЬ. Один из высших официальных чинов в Восточном Туркестане в период господства манчжурской династии.

33. ВАЛИ (ум. 1821), казахский хан (1781-1821), старший сын и преемник хана Аблая. Наследовал ханский титул по смерти своего отца. В январе 1782 г. был утвержден в звании хана императором Цинов, а 23 февраля того же года - русской императрицей. Внутри степи проводил в период правления недостаточно гибкую и противоречивую политику, чем вызвал дальнейшее развитие центробежных тенденций среди казахов Среднего жуза и недовольство многих старшин. Умер в преклонном возрасте.

34. Фамильная генеалогия хана АБУЛМАМБЕТА, составленная автором на основе сведений отдельных казахских старшин, не соответствует действительности. Хан Абулмамбет и его современник влиятельный правитель найманов, султан Барак (ум. 1750), избранный в конце 1749 г. частью казахских старшин Среднего и Старшего жузов своим ханом, не были близкими родственниками, хотя и имели в разных поколениях одного общего предка - казахского хана Сытая (1580-1532). (О генеалогии казахских ханов периода XVI- XVIIвв. см.: Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья (Вопросы этнической и социальной истории). М., 1982. с. 111-121; Кляш-торный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992). Согласно генеалогической информации, сообщенной самим ханом Абулмамбетом о своих фамильных корнях в письме к В. А. Урусову от 19 июля 1740 г. и устным путем А. И. Тевкелеву в августе - сентябре 1748 г., его предком в пятом колене был действительно старший сын Сыгая хан Есим (ум. 1628). Однако к Есиму династическая линия Aбулмaмбeтa восходила не через его старшего сына, хана Жаныбека (ум. ок. 1644 г.),а через родного брата последнего - хана Жангира (ум. 1652). [Абулмамбет-хан - Болат-хан (ок. 1715 – ок. 1723/24) - Тамке-хан (1680- 1715)-Жангир-хан (после 1644-1652)]. (См.: АВПР, ф. 122, оп. 1, д. 4, л. 11 -19 об.; Левшин А. И. Описание, с. 161 - 1621

В то же время ханы Барак и его родной старший брат Кушык (ок. 1730 -1750) являлись, по их собственному признанию, сыновьями хана Турсына (ум. 1717) и внуками султана Кодайменде, который, в свою очередь, происходил (по свидетельству хана Абулхаира и сына Барака, султана Дайра) от султана Кушыка, а последний от некоего хана Букея, находившегося в близком родстве с вышеуказанным казахским ханом Сыгаем (См. там же; Левшин А. И. Описание, с. 164). Согласно авторитетному предположению известного российского востоковеда-тюрколога В. В. Вельяминяова-Зернова (см.: его “Исследование о касимовских царях и царевичах”. Т. 2. Спб., 1864. С. 366-370). казахское имя “Букей” по своему написанию на среднеазиатском тюрки в трудах средневековых мусульманских авторов могло легко образоваться по ошибке переписчика из имени “Тевеккель”, “как из этого же самого имени составилось в “Сборнике летописей” [конец XVI в, автор Кадьгр-бек-хошум Жалаири] имя “Тукай”, и отсюда высказал мысль, что упомянутый в материалах А. И. Тевкелева предок Барака “хан Букей” и описанный в сочинении К. Жалаири казахский хан Таввакул (1583-1598) (он же - Тавеккель, Тевкель, Тукай, Букай) могли быть одной и той же исторической личностью

В исторических трудах исследователей Казахстана первой трети XX в. (А. Букейханов, Ш. Кудайбердиев, М. Тынышпаев и др.), основывающихся большей частью на историко-генеалогических материалах А. И. Левшина и отчасти - К. Жалаири, тевкелевский хан Букей упоминается в генеалогии Барака уже не под титулом “хан”, а только - “султан” и выступает в роли сына родного младшего брата Таввакула - Ондан-султана. Однако, другие восточные источники (“Бахр ал-асрар”) свидетельствуют, что султан Ондан имел не сына, а родного брата по имени Кушык-султан (см.: Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья, с. 118), и, следовательно, прадед Барака Кушык был рожден не от Ондана, а какого-то другого сына хана Сыгая. Примечательно в этой связи, что главный информатор А. И. Тевкелева по генеалогии казахских чингизидов, хан Абулхаир, в 1748 г. весьма определенно указал в беседе с ним социальный статус вышеупомянутого предка своего врага именно как “хана”, а не “султана” Букея. Если учесть при этом, что Абулхаир, сообщая царскому чиновнику исторические сведения о родословной Барака, по понятным причинам не был заинтересован в возвеличивании династических корней своего самого ненавистного соперника и будущего убийцы, и, естественно, не стал бы без вескихоснований наделять его прадеда титулом хана, то версия В. В. Вельяминова-Зернова о возможной идентичности исторических лиц Букея и Таваккула представляется нам гораздо более вероятной и реалистичной, чем гипотеза о принадлежности Барака к династической линии Ондан-султана.

35. ЦИРИК. Прав. - ЧИРИК, монгольский термин, обозначавший солдата или воина.

36. БОГДЫХАН. - Монгольское наименование императора Китая.

37. ИРТЫШСКАЯ ЛИНИЯ. Цепь опорных пунктов российской военно-административной колонизации на правом берегу среднего и верхнего течения Иртыша, основанных по приказу Петра I в результате деятельности военно-разведовательных экспедиций на юге Западной Сибири в 1715-1720 гг. В 1716 г. специальный отряд русских войск под командованием полковника И. Д. Бухгольца был отправлен царем из Тобольска вверх по течению Иртыша и заложил в среднем течении этой реки крепости Ямышевскую и Омскую. Однако, ожесточенное противостояние с джунгарами, не позволило И. Д. Бухгольцу продвинуться дальше Ямышевского озера и закрепиться я а достигнутых рубежах. Отряд был вынужден возвратиться назад в г. Тобольск, а вновь основанная Ямышевская крепость была сожжена неприятелем.

В 1717 г. была организована новая экспедиция в район Иртыша, которая восстановила разрушенную джунгарами Ямышевскую крепость. В том же году отряд тарских казаков под командованием сына боярского Павла Свирского заложил Железинскую крепость (1717 г.) на Иртыше. Через год полковником И. Ступиным была построена Семипалатинская крепость (1718 г.), а в 1720 г. - генерал-майором И. М. Лихаревым в верховьях Иртыша - Усть-Камено-горскан крепость.

Между новыми крепостями были воздвигнуты семь промежуточных форпостов. Крепости и форпосты, построенные вдоль Иртыша на его правом берегу составили к началу второй четверти XVIII в. Иртышскую линию, протянувшуюся на 920 верст. В 1725 г. службу на. ней несл<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...