О торгах, где и с какими народами производятся
Торги производят по пограничным городам Китайского государства, лежащим к Киргис-кайсацкой орде, или Кулже, он же и Боянда, который почитается пограничной крепостью и губернским городом, в котором непременно всегда находится губернатор и войсками командующий генерал, о котором здесь, яко о знатном сем месте, и первом к киргизам, объявить можно, что оный лежит при реке Или, весьма пространный и плетенный, обмазанный глиною. Город четвероугольной, так что одна сторона оного от реки Или имеет более версты. К семуж городу подкомандные места состоят по всей линии, тож и поселенные по реке Или калмыки; ибо запасной оного магазеин состоит от сих помещиков, с коих ежегодно получается вместо подати от 6000 человек или душ, с каждой души по 32 кова, который весь составляет один пуд, а более никакого заготовления не бывает, которым состоящее в сем городе войско и довольствуют, выдавая помесячно пшеницу, крупу яшную и просо, в каждый месяц на одного человека по пуду. Лежащие от Кулжы к российской границе караулы: [69] Кашмир-Кура и Курахута, Сарбулак, Сиряталки, Ашу, Сагрянкул, Канжего, Чулакарагай, Чиноал, Игирма, Барлык, Чигантугай, Имиль Чугачак, который почитается за крепость. Сия крепость небольшая, тож стены оной плетеныя, намазанные глиною, от которой караулы: Вахты, Набар, Биш, Карбага-Базар, Юс-Ягач, Бури-Такшлаган, Котон-Карогай, Зацсак-Куль - самый” крайний к реке Иртышу, впадающий в озеро Нор-Зайсан. До сей крепости Чугачак торгующие в Семиполатной ташкинцы ходят вьючными лошадьми в 15 и 16 дней, а до города Кулжи - в 40 дней. Когдаж ташкинцы выходят на их караулы, то они по линии провождаются за конвоем, в котором они месте, в Чугачаке, или Кулже, торговать намерены, но очень скоро, так что роздых дают для лошадей весьма малый. Сииж караулы кроме крепости Чугачака строения никакого не имеют и укрепления, а команда летом стоит в палатках, а зимою в землянках. Команды бывают не более на каждом карауле, как по 40 и по 60 человек конных, по большой части из калмык; по томуж манжуры, салоны и чахары, конные карахтаты, пешие, из которых чахары и калмыки у них в весьма в великом уничтожении. Употребляются по большей части при подводах и работе, ибо войско сие нерегулярное, называемое “цирик”. При торгах же в сии города киргизы, по большой части, отводят лошадей, быков и баранов, а от китайцев получают: серебро в янбах и мелкое, дабы синие, китайку, посуду лаковую деревянную, канфы, фанзы, лянзы и другие простые материи, штофы, парчи, бархаты и китайское платье. Китайцыж киргисцов в города свои ни под каким предлогом не впускают, а по прибытии их выслан бывает досмотрщик, который, осмотрев товар, доносит вышнему у них командиру. Платеж киргисцам определен за каждую животину. Выслав свой товар за скота, угоняют от них оной в город, и всякой киргизец никакой отговорки, надобен ли ему тот товар, или не надобен, - иметь не может и спорить никак не смеет. В прочем имеют они свои торги при учрежденных портах по крепостям Сибирской линии, но вольным и непринужденным образом; а что от них получается и к ним отпускается, в главе 6-ой сей книги ясно описано. В прочем они ни с каким соседствованным народом торгов своих не производят. [70]
О БОЛЕЗНЯХ И ЛЕЧЕНИИ ОНЫХ Болезни в роде сих людей бывают: по большей части лихорадки, от которых лечат их заклинатели, ибо почитают, что оные происходят от дьявола, французская - от нечистоты и многоженства. Оспа бывает в обыкновенное время. Когда сим заражаются поветрием весьма от оной, а особливо, в зимнее время, страждут и умирают; ибо многие отходят в горы и пустые места и избавляют детей своих от оной во младенчестве, коя напоследок постигает их в совершенных летах и в старости, и чрез то бывает великим вредом. Впрочем, как сей народ довольствуется ординарною пищею и питием, не употребляя горького, кислого и соленого, то в рассуждении прочих народов из опытов явственных, довольно видно, что многие между ими в самой глубочайшей старости доживают до 100 лет и более; не утратя не токмо зрения, ни памяти, но ниже зубов, и свободно могут ездить верхом без всяких припадков. Женщины по томуж страждут, по большей части, после родов апоплексиею и лихорадками, каких, как выше сказано, бывает довольно. Да и прочия болезни как старых, так молодых людей, и младенцев, лечат, по суеверию своему, вышеписанные заклинатели, которые бывают их муллы из ташкенцов, бухарцов, тож из калмыков, кои не более, как читая книгу, плюют больному в лицо. Лечат также по большой части называемые бахцы или шаманы, кои, играя на кобысе и бьючи в бубен, скачут пред больным, разные делая телодвижения; так же, как их муллы, плюют в глаза и бьют плетью под видом, якобы отгоняют нечистых духов; которые, исключая мало наружных, почитают, что всякие болезни приключаются по навождению или мучительству дьявольскому. Прочих же лекарств, составляемых из трав и кореньев, никаких не имеют и не употребляют.
ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ ПИЩИ И ПИТИЯ Главная и первейшая пища есть мяса скотские, как лошадиные, верблюжьи и прочих чистых скотов, не выключая падины, какою бы то болезнью он ни издох. Употребляют также разный хлеб; но хлебов никаких не пекут, ибо нигде и не разумеют. А кладут муку в варенье, а рожь, пшеницу, ярицу, ячмень, - обжаривая [71] в сале, что по большей части зимою. В летнее время мяса потребляют весьма мало, и тогда случаются их мазраны или собрания, как, то: поминки, свадьбы, прочее. И питаются по большей части кумысом, деланным из квашеного кобыльего молока; а из коровьего и овечьего - делают крут, на подобие сырчиков, и засушивают; и когда их употреблять, растирают в теплой воде. Воды холодной как в летнее время, так и зимою, не пьют, а всегда согревают. Когда их варенье весьма горячо, тогда кладут к себе в чаши холодной воды или снегу, что им никак не вредит. Ложек для хлебания не употребляют, ибо жидкое варенье пьют чашами; а мясо, мелко искрошенное, едят руками. Также едят рыбу, когда достают от русских людей, а другие и сами как сетьми, так и удами, промышляют. Великие охотники до ароматных кореньев, как то: имбирю, бадьяну, перцу, а, особливо, стручковому. Калган, гвоздику употребляют для духу, и по большей части, за лекарство. Российскую водку и вино пьют довольно, а равно и квас, но, по большей части, охотники до пива.
О ШАМАНАХ Вышеобъявленные действия шаманов сих, которые представлены были его сиятельству графу фон Мантейфелю 21-го числа июня 1787 года прямо станца Уваровского, на заречной стороне, в киргизском улусе от Чурегей-салтана, из коих первый, природный киргизец, называемый бахчи, представлен был, яко знающийся с нечистыми духами. Надев на себя коротенький с белыми полосками кафтан, как видно нарочно для того сшитый, и, сев среди юрты, нечто пел, играя на кобысе, качался, вертелся и кликал именно дьяволов. Потом, якобы оныя, собравшись, начали его давить, и он от того обезумел. После, вскочив, бил в бубен, скакал и вертелся разнообразно до того, что подлинно можно человеку от того взбеситься; падая на землю, кричал диким голосом и несколько был безгласен. А напоследок оных уже разгонял палкою, бросаясь между людей; что однакож все его представление более походило не на настоящее, как бывает у язычников, а особливо, у тунгусов, шаманство, а на увеселение, которых у них весьма [72] довольно; и примечено, что сему ремеслу учатся из беднейших людей с малолетства. Второй, человек степенный, нз ташкенцов, одетый в белое длинное платье полосатое, подпоясанный белым платом, у коего голова обвита была как у хожей, или почесть его священным мужем; в руках - костыль или жезл длинный, убранный разными камышками, обвитый весь проволокою и оправлен медью, на коем навязаны были белый длинный плат и два шелковыя. Называется он диавана. Он, во-первых, сев на скамью среди юрты, зачал читать молитвы и призывать именно своих святых, причитая каждому их должности ко управлению и к даянию всяких благ народу. И, как видно, оные к нему предстали, то он был в великом от того ужасе или в восхищении. Между тем, один злой дух препятствовал слышать ему оных божественные отправления; то он, вскочивши, бегал со свои костылем и прогонял сего духа. Напоследок подведена была ему лошадь оседланная. Тогда он вышел на улицу и, сев на оную, отскакал от юрты на четверть версты, и потом, въехав в юрту, вертелся на лошади, имея в руках жезл, раза три или четыре. После выехал и, бросив лошадь, вошел, как видно было, с веселым видом, прогнавши совершенно злого духа; потом, сев так, как и прежде, скликать начал святых с великим благоговением, прося от них милости. По сем ошиб его обморок, то его человека четыре держали весьма усильно, и он рвался, а напоследок утих, и минут десять спустя очувствовался. Тут начали его спрашивать, и он рассказывал бывшие ему откровения, что сей год будет благополучно в их народе, войны не будет, скотина будет благополучна; и все им насказал благое, за что все, его благодаря, сделали по обычаю своему краткую молитву. Однако ж все сие почитать должно за представления больше театральные, нежели божественные, ибо они и делают сие всегда ночью при малом свете, дабы иногда зрителям притворства их рассматривать было не можно. [73]
Г лава VI
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|