Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От крепости устькаменогорскои вниз по реке Иртышу до крепости семиполатной




О сей крепости, как самой пограничной Сибирской линии к китайской границе, объяснить нужно, что лежит она под 49 градусов северной широты, построенная в 1721 году по правую сторону течения реки Иртыша, пересекающего хребет Алтайских гор. В которую как кай-саки, так и ташкенцы и бухарцы, и из Кашгарии, отколь ныне по большей части торги производятся, выходят своими караванами для торгу и вывозят товары разных родов, кои описаны в 3-й части сей книги. Из которой некоторые отходят для таковых же торгов и в Семиполатную, и в оной для того учрежден с 1765 году меновной двор, где и собирается с российского купечества пошлина, которой в 1783 году собрано 599 рублей, в 1784 году - 840 рублей, а в прочих годах сколько было оной в сборе, за неимением при делах документов, неизвестно. Для приласкания же и угощения кайса-ков содержится каждогодно из экстраординарной суммы 100 рублей, которые и выходят все без остатка. Сколько же случалось на дистанции оной крепости в перепуске конских табунов на российскую сторону, при сем значит роспись: в 1783 году лошадей - 14000, табунщиков - 54; в 1784 году лошадей - 8000, табунщиков - 40.

От Устькаменогорской крепости вниз по реке Иртышу, как киргисцы кочевья имеют смешанных волостей, которые предоставляются к описанию при главных своих волостях, дабы в том не нанести какого замешательства.

1.

Волость сиван-кирейская, в коей старшины: в первой части Дербисалов, во второй - Байкатон. Подвластных им кибиток 100, людей считают до 100, лошадей до [83] 5000, рогатого скота 1000, баранов до 5000, верблюдов до 150. В летнее время кочевья имеют прямо форпоста Убинского на речках Чар-Гурбане и Кызылке, а зимою - по реке Иртышу в займищах и островах. Их лошади и скот перепускаются на российскую сторону со взятием подписок и аманатов. О случившемся в сей волости некотором достойном примечания происшествии, относительно до политических их дел, объяснить здесь поставляю за нужное.

В 1787 году, в августе месяце, во время сенокосное под форпостом Шульбинским, на покосе, на заречной стороне в трех верстах, найден покосною командою убитый киргисец в одном армяке, руки связаныя арканом, о котором, хотя по вызове ахимбет-кирейской волости старшины Надыркул Умирова и спрашивано было, но оной отозвался, что не знает. И похоронен был русскими казаками. Но напоследок вскоре вышло следующее. Сей убиенный киргисец волости буранайманской Меген Манабаев, ехавши в улусы со снохою своею чреватою, которая была сваха для взятия невесты. Волостиж сивак-кирейской киргизы Жапек и Мантак, напав на оного, убили его и женщину, и платье с них хорошее, как они ехали к невесте, разделили по себе. В то же самое время наехал на них, по то муж к своей невесте ехавший аргын-найманской волости киргисец Алчей Карамендаев; и, увидев сих таковое злодейство соделавших, хотел убежать. Но в рассуждении худой под ним лошади, и что те воры и его убьют, принужденно при том остался, кои, чтоб он о сем деле молчал, дали ему халат. Сей, рад, что освободился, приехав к своей невесте, по обыкновению, ночевал с ней три ночи, сказав на вопрос своей невесте, что их жених, ибо оной поехал из их юрты и им родственник, долго не будет, а убит. А сия по утру сказала своему отцу и матери, которые его спрашивали, и хотя он от того сильно отпирался, но принужден под страхом признаться и показать доставшийся ему халат. Удостоверясь же оныя на его показании, отвезли его в волость буранайманскую к султанам Ханбабе, Сырдаку и Дусану, где он по декабрь месяц и содержался под караулом. Вышеписанные ж салтаны, собрав до 200 человек и более киргисцев и разных волостей старшин, как то Тумат-батыра, Баргана-бия, и Инголда, и прибыв 11-го под форпост [84] Убинской, в ночь хотели военного рукою разграбить сивак-кирейский улус, в коем жили те убийцы. Но пусть они со своим намерением ожидают на то случая, а мы обратимся на сивак-кирейцев и увидим их приуготов-ление к отпору. Они, заслышав, как то Жапек и Мантак и братья их родные Мурзагильды, Мартазай и Бантума, дети Татымбетевы, осенью, собравшись со своими женами и пожитками, от волости их бежали в Камень. Что видя, прочие почли побег их за подозрение, откомандировав более 40 человек за ними, воротили их и содержали почти под присмотром; а к приходу салтанов якобы собрано было до 400. Но напоследок не точию сколько, но ни один старшина не смел показаться, сколько оные не старались их уговаривать. Для присмотру их за оными и всех их происхождений командирован был я, и, находясь в Убинском форпосте, усмотрел, что 11-го числа Дусан-салтан со всею своею партией, состоящей более из 200 человек, прошел мимо форпоста Убннского в военном ополчении весьма стройно. Но оружие их состояло по большей части из великих укрючин без пик, копий, по большей части деревянных, обожженных; топорков, насаженных на палки, а весьма мало с ружьями и сайдаками. И став своим кошем на реке Убе на сухом острову, где в ночь и захватили его разъездные команды сивак-кирейцев 8 человек. И по данному мне наставлению, взяв с собою вооруженных казаков при сотнике Телятникове 12 человек, также командующего форпостом прапорщика Ивашина, 12-го числа по утру, быв в стане их, спрашивал: для чего оные такое вооруженное скопище учинили на границе и в близости форпоста? На что ответствовал Дусан-салтан, что они имеют чинить разбирательство над киргисцами. Почему им довольно толковано было, чтобы сами они драки или войны, а паче смертного убийства, на российской стороне не чинили. На все сие, хотя они и были согласны, но не такой народ, который бы имел хотя малейшее понятие о поступлении с благопристойностью. Взяв того ж еще дня по доказательству, Жапека и Мантака допрашивали, и сам Жапек первый признался в убийстве. Отведши его прочь и судя о сем партиями, напоследок приговорили к смерти, который потом раздет будучи донага, прикрыт был только верхним платьем, введен пред салтана в юрту и объявлен ему приговор. [85] Тогда предан был убитого отцу, дяде и брату. Сии варварски в ножи оного изрезали как по шее, как у рук и ног по составам перерезывали жилы и истребили его. Допрашиван был Мантак, который показал еще на родных братьев Мургазилды, Муртазая и Байтуму Татымбетевых, что и оные в степи перерезали до 7 или 8 человек, для изобличения коих он был оставлен жив, скованный под крепким караулом. А Дусан-салтан разослал между тем многих киргисцев для сыску тех разбойников. Но, как они зная свое преступление, разбежались и сыскать их не могли. А ему, чтоб не задолжиться сим исследованием надолго, решился забрать весь их скот и багаж и следовать обратно; однако, зарезав по томуж в ножи и Мантака 14-го числа вечером. А 8 человек сиванцев, которые были не участники и не близкие их родственники, отпустили. При чем довольно примечено, что все с ним бывшие киргисцы весьма были ему послушны; не инако судить, что всякой старался послушанием из пограбленного при сем скота получить себе в часть, как то сие напоследок и учинено; ибо убитых Жапека и Мантака двух жен с малолетними тремя дочерьми и с юртами отдали отцу и сыновьям убитого в жены; 40 верблюдов, 700 лошадей, баранов более 200, быков и коров до 100, - на раздел бывшим с ним киргисцам; и 15-го числа пошли вниз по реке Иртышу киргизскими аулами обратно с тем чаянием, что посланные партии, вышеописанных трех человек, конечно, сыскав, к нему приведут, и где он получит, учинит над ними суд. Так же дано от него сведение в Устькаменогорскую Чурегей-салтану и Ханхоже-салтану, чтоб они со своей стороны учинили в подвластных своих волостях явку, и где таковые воры окажутся, поймав за караулом, прислать к нему. Сии салтаны, прошед обратно Семиполатную 20-го числа декабря, и быв у коменданта, Дусан-салтан объявлял, что одного Байтуму поймали и намерен казнить смертью. Однакож не сказнил, а взял его к себе в слуги. Но не могли сим удовольствоваться, как сиванцы множество зимою из забору выгнали в баранту, не давали им покоя во всю зиму и обирали лошадей, скот и верблюдов не токмо у сиванцов, но и у ахимбетцев и чубактарцев, и всегда находились в привозе. И как видно по обыкновению их, что сия их баранта продолжиться может впредь на многие годы, доколе [86] формальным судом разведены и удовольствоваться не будут.

2.

Волость ахимбет-кирейская, в которой старшины, в первой части, - Надыркул Умиров. Сего старшины Надыркула отец Умир учинился старшиною и знатен в России со времени побега из Китайского государства в 1756 году калмыцкого князя Амурсаная, который, бежавши от китайцев от погони их, был у сего Умира в укрывательстве, и он его доставил в крепость Семипалатную, за которое благодеяние как платье, так конские уборы и прочие богатые вещи остались у сего Умира. Во второй части - дядя его родной Досумбек Касаж-булатов. Подвластных у них кибиток до 200, людей мужеска и женска пола до 700. Лошадей - 18000, рогатого скота - до 5000, баранов - до 10000. В летнее время не далее отходят от линии, как верст за 100 по речке Чар-Гурбану в камень Дербугатай и к озеру Кызыл-Чилеку; а в зимнее кочуют по реке Иртышу в займищах и островах, по большей части прямо форпоста Шульбинского. Сей же волости отделенная часть - при старшине Тленчи Бекбулатове, у коего подвластных кибиток до 300, людей мужеского и женского пола до 1300 человек. Лошадьми и скотом достаточны. Кочевье имеют за камнем Тюменью, так же и в горе Дельбегетее.

3.

Волость уваковская, которая ныне разделяется на поколения: койбагыш, янубай, чукча, иргенек, чога, сергели, бундали, баксаткан, кылды и мантамар. Главным в оной начальником Сырдак-салтан; коих всех вообще старшин - Утеган-батыр и Алчагир Акчурин. Сия волость прошлого 1770 года, в апреле месяце, чрез старшин Беис Акчурина и Карамурзу Жансурина с подвластными их учинили в верности Ее Императорскому величеству подданства присягу, коих и приведено было чрез посланного в крепость Семипалатную премьер-майора Сверчкова: старшин 8, отличных и за лучших ими почитаемых людей 45; и приложен был при том список. И впредь велено не бывших у присяги сей волости, [87] ежели пожелают, по томуж привесть; и на угощение коих употреблено 38 рублей 38 копеек, да на продовольствие 30 рублей 39 копеек. Подвластных сей волости кибиток почитается до 1300; людей, жен и детей до 9000. Лошадей - до 30000, верблюдов - до 2500, баранов - до 47000. Кочевья имеют вниз по реке Иртышу, начиная от форпоста Талицкого по форпост Долонский и перекочевывают в летнее время в близости Иртыша, а в степь никогда не отходят.

Комментарии

47. ПОНЯТИЕМ “ВОЛОСТЬ” И. Г. Андреев обозначал в соответствии с русской социально-политической терминологией того времени неидентичные друг с другом по уровням интеграции кочевников социальные подразделения казахов Среднего и Старшего жузов В качестве волостей в данном исследовании выступают как первичные клановые ячейки казахского общества (аул, отделение, подрод, род и проч.), кооперировавшиеся друг с другом преимущественно в целях совместного ведения скотоводческого хозяйства; так и ассоциативные группы подобных общин (племя, союзы родов и племен, межплеменные союзы и т. д.), объединение которых диктовалось общей потребностью урегулирования отношений землепользования и обеспечения разного рода внеэкономических интересов (разрешение межклановой вражды, барымты, противоречий с другими общностями, организация военных набегов в соседние области и т. д.). Об особенностях социальной организации казахского общества того периода см.: Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов (основы жизнедеятельности номадного общества). М.; Алматы, 1995.

48. ЮЛБАРИС-ХАН. Имеется ввиду хан южных казахов Жол - барс (ум. 1740), являвшийся в период 1720 - нач. 1740 гг. правителем большой группы родов и племен Старшего жуза. 5/V 1740 г. был убит в ташкентской мечети местными ходжами, недовольными произвольными действиями хана по отношению к оседло-земледельческому населению присырдарьинских селений и городов. (См.: РГАДА, ф. 242, оп. 1, д. 136, л. 185-200; Добромыслов А. И. Материалы по истории России. Оренбург, 1900, т. 2, с. 56-57; Поездка из Орска в Хиву и обратно, совершенная в 1740-1741 годах поручиком Гладышевым и геодезистом Муравиным с примеч. Я. В. Ханыкова // Географические открытия. Спб., 1850, с. 540-541).

49. ЖАНГИР-ХАН (ум. 1652), казахский хан, сын казахского хана Есима (ум. 1628), предположительно наследовавший власть от своего старшего брата Жаныбека. Получил большую известность в свое время благодаря одержанной им внушительной победе над войсками ойратов в ходе Орбулакской битвы в 1643 году. Занимал ханский престол сравнительно непродолжительный срок (после 1644 г.), в 1652 г. погиб в одном из сражений с джунгарами (О нем см.: МИРМО, с. 234, 237, 276; Левшин А. И. Описание, с. 160-169- Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья, с. 113, 120-121).

50. ЖАНЫБЕК-ХАН. В данном случае имеется ввиду казахский хан Жаныбек, предположительно старший сын хана Есима, правивший в Казахской степи в период после 1628 - сер. 40-х гг. XVIII в. Сведений о его жизни и правлении в источниках почти не сохранились. По словам Махмуда бен Вали, у хана Есима было “дорогое дитя” по имени Джаныбек-султан, который, как предполагает современный историк Т. И. Султанов, являлся старшим сыном вышеназванного влиятельного хана. В документальных материалах сибирских архивов за период 30-40-х гг. XVII в. встречаются упоминания о борьбе казахского правителя Жаныбека (Яны-бека) с ойратскими тайджамн, один из которых совершил набег в его кочевья в 1636 году. В этих документах Жаныбек фигурирует под титулом “царь”, а его родной младший брат Жаныр (Яигир) и наследник ханского титула - под титулом “царевич”. Сведения вышеуказанных русских первоисточников вполне согласуются с утверждением Т. И. Султанова, основанным на сообщении Махмуда бен Вали о том, что хан Жангир “не наследовал престол непосредственно после отца”, и какое-то время был только султаном. Отсюда можно сделать вывод, что на ханском престоле в Казахстане находился после смерти Есима его старший сын Жаныбек, называемый русскими современниками “царем”, т. е. “ханом”. (См.: МИРМО, с. 174-175, 207, 234, 239, 276, 419, 421, 422; Султанов Т. И. Кочевые племена Приаралья, с. 120).

51. В ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ХАНЕ АБЫЛАЕ (1771 -1780), изложенной И. Г. Андреевым, со слов его двоюродного брата, елмтана Салтамамета, одноименный дед прославленного казахского правителя, султан Аблай, показан в качестве сына хана Жангира (ум. 1652). Однако, в поколенной росписи родословной Аблай-хана, составленной в 1748 г. А. И. Тевкелевым со слов хана Абулхаира и влиятельных казахских султанов (См.: АВПР, ф. 122, оп. 1, д. 4, 1748 г., л. 11 -19 об.), и повторенной впоследствии А. И. Левшиным, Ч. Ч. Валихановым и М. М. Тынышпаевым, между Жангиром и султаном Аблаем существовало еще одно династическое звено - султан Вали. Он показан в данной генеалогической таблице как сын хана Жангира, а вышеупомянутый султан Аблай - только как его внук. (Жангир-хан - Вали-султан - Аблай-султан - Вали-султан - Аблай-хан) (См.: Левшин А. И. Описание, с 164- Валиханов Ч. Ч. Родословное древо казахских ханов и султанов//Собр. соч., т. 4. Алма-Ата, 1985, с. 144-177; Тынышпаев М. Родословная казахских ханов//ТОИК (прил. в конце книги). Если иметь ввиду, что хан Аблай был значительно моложе по возрасту многих именитых его современников-чингизидов (Абулхаира, Барака, Кушыка, Батыра и проч.), отделенных от эпохи жизни хана Жангира тремя-четырьмя поколениями, то тевкелевский вариант родословной Аблая можно считать более близким к реальной исторической действительности, чем генеалогические сведения султана Салтамамета.

И. Г. АНДРЕЕВ

ОПИСАНИЕ СРЕДНЕЙ ОРДЫ КИРГИЗ-КАЙСАКОВ

3. ОТ КРЕПОСТИ СЕМИПОЛАТНОЙ ДО ЯМЫШЕВСКОЙ [КРЕПОСТИ]

Крепость Семипалатная, которая по Всевысочайшему учреждению в 1783 году октября 8 числа открыта городом, лежит при реке Иртыш, по течению оной на правой стороне под 50 градусом и 35 минутой северной широты. В крепости сей, хотя с начала заведения оной, с 1718 года, и были с азиатскими народами торги; для чего и содержались сперва смотрители, а напоследок с 1754 году таможенные комиссары, но торги бывали недостаточны, почему и пошлинных сумм собиралось мало, и отсылались оные в Сибирскую губернию в Тобольск. А с воспоследования о таможнях в 1754 году штатов, учреждены пограничные таможни, но торги и пошлины по 1764 год были по тому же весьма недостаточны. А с того времени по привлечению к сему торгу народа киргис-кайсацкого уже довольно начали приходить в свою силу. Для сведения, сколько с начала 1754 года собрано пошлинной суммы, прилагается ведомость.

Торги же в крепости Семипалатной производят выходящие бухарцы, ташкенцы и кашкарцы, которые и вывозят разных шелковых материй, яко то канфы, фанзы, лянзы, бархаты, ленты, шелк, чай местами и кирпичный, ревень копытчатой, китайку и своих продуктов бязи, занавески, выбойки, дабы, кисеи бумажные, бумагу пряденую и хлопчатую, табак ташкенский, пшено сорочккское, ягоды урюк, кышмыш и степные яблоки; из зверей: рысей, барсов, куниц, волков, лисиц, мерлушку. От них так же получается серебро в ямбах и мелкое, и, хотя редко, золото в деле и арабские червонцы; от киргизцев же при торгах получаются лошади и рогатый скот, бараны, овчины, мерлушки и разные платья, как [88] то армяки из верблюжьей шерсти тканые, яги из конских кож, войлоки. С российской же стороны отпускаются разные чугунные и железные вещи, котлы, таганы, чугунки, капканы, разных доброт сукна, кожи красные и черные, немецкие выдры, вервереш, олово, воск, сахар, золото и серебро литрами, и прочия мелочные как российские, так и немецкие товары: зеркала, иглы, наперстки, варганы, бисер; а сверх того жемчуг, маржак, канцелярское семя и разный хлеб, пшеница, рожь, ярица и ржаная мука. Ташкенцы же торгуют иногда, отходя на китайскую границу как в крепости Чугачак, так и в город Кулжу. Какими же они чрез киргисцев ходят местами, и в каком расстоянии, при сем прилагается примерный маршрут; а равнож российское купечество перепускаются в степь киргизскую, коих весьма салтаны обирают и грабят. С 1754 по 1785 год было собрано пошлин:

Год Руб. Коп.  
    30 1/4 В сих годах торги происходили с одними выходцами ташкенцами и бухарцами, кроме киргис-кайсаков
    23 3/4
    58 1/2
     
    32 1/4
    51 1/4
       
    68 3/4  
       
       
       
       
    48 3/4  
       
    63 3/4  
    9 3/4  
       
    71 1/2  
    78 1/4  
    35 3/4  
      С сего времени торги начались и открылись с киргис-кайсаками [89]
    45 1/4
    7 3/4
    84 1/4

 

     
    54 1/4
    66 3/4
    47 1/2
    78 3/4
     
    38 3/4
Итого   21 3/4

Для наидальнейшего привлечения народа киргис-кайсацкого войска в дистанции сей крепости на российскую сторону, начав от форпоста Убинского, до форпоста Семиярского, перепускалось конских табунов и табунщиков для совершенного знания оных могущества, которое зависит по большей части в лошадях и скоте, знатное весьма число, коему при сем следует роспись:

Год Лошадей Табунщиков
     
   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

В 1776 году рогатого скота было 2430 голов, баранов 16909, верблюдов - 1600.

Примерный тракт, которым ташкенцы и бухарцы ходят из крепости Семипалатной к китайской крепости Чугачаку и границей китайской до городка Кулжи в верстах:

От меновного двора до урочища Кургом-баю, которое окружено вокруг увалою, [90] подобно озеру плоское место, где выкопаны колодцы 50

До речки Ерматай, где оную переезжать должно 30

От Ерматая-речки до собки Калбу 25

От собки Калбы до речки Кумкукте 25

От Кумкукты до колодца Сазык-Куль-наба 25

От Сазык-Кульнабы на речку Богат 25

От Богата-речки до гор Тарбагатайских на речку Базар 30

От Базара-речки на ключ Сазу 30

От ключа Сазу по Шехе-Чагараку до речки Тереклису 30

От Тереклису в левую сторону на восток чрез речку Катынсу и Тереклису 25

От Катыксу на китайский караул Вахты, который стоит над речкою Вахтой 30

От Бахты-караула до крепости Чугачака 25

Итого до Чугачака 350

А ежели от урочища Тереклису ехать на полдень на ключ Суук-Булак 35

Вокруг сего ключа версты на полторы, лес растет тополевый и таловый

От Суук-Булака степным и пещаным местом до реки Имиля, где оную переезжать должно 60

От Имиля до речки Чаган-Тугая 25

От Чаган-Тугая до урочища Караагач, по киргизски называется “Сатыкатты”

В сем урочище речка и ключи и маленькое озеро, и растет редкий лес тополевый и таловый

От Караагача до ключа Менбулака 25

От Менбулака на Собки Катакара 20

От Катакары до озера Елангачкуль 25

Вокруг сего озера находится камыш и лес

От Елангачкуля, ежели ехать вправо чрез сопку Тохтатову, до Чулак-Карагаю 60

А в левую руку на речку Чивдал 30 [91]

По сей речке Чиндалу родится разный лес, тоже и дикие яблоки: от сего места лежат две дороги, в правую - весьма трудная, но краткая, в левую - хотя разстоянием далее, но выгоднее, и ежели ехать от Чиндала - Карагаю, то будет 40 верст и называется Подстой Сопка.

От Чулак-Карагая переехав Сопку до китайского караула Акташу и чрез речку Братал до китайскогож караула Чангалы-Булака 60

От Чангалы-Булака до караула Сайран-куль 50

Здесь великие сопки и озеро

От Сайранкуля до караула и речки Талки 60

По обе стороны сей речки растет разный лес, а при том яблоки; новое и урюковое и великое поселение калмыков, кои пашут пашню и сеют хлеб, лежит в правой стороне от сего жилища до караула Сарбулак 30

От Сарбулака до форпоста Бояндай 20

От Бояндая до города Кулжи 20

Итого от Семипалатной до Кулжи 1146

1.

Волость чукбатар-кирейская, в которой старшина Ишбердей-батыр Кутлагадамов и Нура-Батыр, которая 1773 года по просьбе их с их подвластными в крепости Семипалатной приняты в вечное Ея Императорского Величества подданство и учинили торжественную присягу. Из коих - лучшие люди, кроме старшин Акчи-телеш, Байгасы Кудайберды, Тлеш Тугулев, Худой Бираганлей Кейчебиев, Нура Айбышев, Казбай Мекенеев, Сагайдык Юлумбетев, Бухар Бабышев и при нкх отличных киргисцев 50 и прочих 300, из коих 830 человекам учинен список с приложением их тамгов и находится в крепости Семипалатной у пограничных дел. Для коих прислано было из Омской крепости в подарки разных вещей на 55 руб. на 33 коп., да употреблено на угощение [92] 27 р. Которой волости почитается людей мужеска и женска пола до 4000, кибиток до 800, лошадьми и скотом посредственно богаты, кочевья имеют по реке Иртышу в разных местах, по большей части от форпоста Талицкого до крепости Семипалатной и в лежащем прямо против крепости камне Сементау. Сей волости киргизец и родственник старшине Ишбердею - Бекберды Избазаров взят был в крепости Семипалатной по некоторому обстоятельству под караул и, по приводе оного на обвахт, нечаянно бросясь с ножом, заколол караульного унтер-офицера Соколова 1783 года января 27-го, по полудни в 1-м часу и содержан был под судом, скованный в железах, в тюрьме. А 1784 года октября 2-го числа по конфирмации, прибывшим из крепости Омской полковником и комендантом Ханиным наказан кнутом и сослан в Нерчинские заводы в каторгу вечно. Означенный же старшина Ишбердей в 1776 году по просьбе его со знатным той волости киргизцем Тлеш Тугулезым был отпускаем в город Тобольск к бывшему тогда губернатору Чичерину, где и находился 9 дней, почему насмотрясь обстоятельств и обхождения русских людей, весьма ныне в рассуждении их вольности осторожен. Он же Ишбердей, прибыв в Семипалатную 1786 года марта 8-го числа, объявил, что 1785 года в летнее время российский подданный татарин беглый Халбай Ниясов доказал будучи на реке Нуре, волости алчинской, киргисцам, а оные пересказали по знакам в волость кара-кисецкую, что сию книгу имел Ниясов, по которой значило, якобы в Калмыцкой земле прямо от Ямышевской крепости в камне Баян-Улы из древних лет зарыто в горы золота величиной с барана, на что де и приметы положены, а именно: вкопаны над тем местом четыре сосновых столба длиной по сажени и очень толстые, расстоянием один от другого сажень по 10 четвероугольно; почему каракисецкие киргизцы в осеннее время, собравшись в означенное место в камне Баян-Улы, нашли и до столбов докопались, так же в средине оных вырыли земли глубиною на один сажень, но ничего положенного не приобрели: ибо пришел великий камень и сливной, коего они, за неимением горных инструментов кроме топоров и чотов, пройти не могли, а желали в будущую весну потрудиться, но не могли обрыть сего камня и под него попасть. Воображая своим суеверием, [93] что тот золотой баран, положенный в древние времена, уже вырос с верблюда, но вместо всего вырыт был только и найден один кожаный чиляк, в коем обыкновенно киргизцы держат кумыс, и которой служит за посуду, носящую воду; и в нем несколько медных приборов конских, с рук - колец и прочей мелочи, в коем числе весьма мало нашлось серебряных.

Волость найманская каракирей разделяется на поколения: токмак, ахимбет, киван, мурум, байжигит, кыржи, байгана-бегамбет, ак, семиз, булатчи, иузахчи, дюртуул, садыр, хожамест, но с приложением древнего наименования найманского. Главный в оной старшина, славный в роде киргис, почитаемый владельцем Ханхожи-салтаном, который кочевья имеет в горах Чингистау. Но в конце 1790 года Ханхожа по несогласию с Пупою-салтаном отошел прочь, приняв мурумнайманскую волость и кочевать начал к китайской границе близ озера Нор-Зайсана у семи речек, а в каракирей остался Пупы-салтан со своими братьями. Подвластных почитается кибиток до 1200. Лошадьми и скотом достаточны и которых токмак-найманской волости сильный киргис Мисихожа Килдин, Кайтак Чинхожин в 1782 году задержали у себя шедшего ташкенца с торгов Тюлюмбая с 4 работниками и товаром, считая на 40 ямб серебра, котором и просил сын его Бухар в Семипалатной у пограничных судей. И по просьбе его 1785 года от 6-го числа ноября писано Ханхоже-салтану письмо о изыскании и выручке его, Тюлюмбая, которой от них отпущен и 1786 года мая 4-го числа выехал, но с половинным уже товаром, а прочее обрано было киргизцами.

3.

Волость табуклинская. Разделяется на поколений: мусабай, кулун, юван, таяк, кулчи, инадак; в которой находятся во всех частях старшины. А главным в сию волость приняли 1787 года в декабре месяце Ток-салтана, сына Аблай-хана, и при нем малые его братья Кочум, Мамык и Нарык. А который присылал в Семипалатную [94] с письмом в Декабре же месяце своего кегея Танючи Телдаева, который был с ним, Током, в 1785 году, в Санкт-Петербурге. Сей Танюча Телдаев из калмык волских взят им в плен в 1771 году. Кочевья они имеют около камня Чингистау, а в зимнее - при урочищах Кызыл-Алай. Великая, сильная и богатая волость. Из сей волости по большей части купечество российское, торгующее в киргисцах, берут провожатых. Почитается подвластных кибиток до 1700; достаточны лошадьми и скотом.

4.

Волость матайская. Разделяется на поколения: кенжа, чучка, бакы, сакан, хожанкул, караул, ясык, кантыкай, назый, именалы, кайнар, куланган, итеншик. Главный в оной Адиль-салтан и его дети. Подвластных почитается до 450 кибиток, лошадьми и скотом достаточны. Кочевья имеют за камнем Чингистау, в каменных же горах при урочище Биштамак и Кызаи. Улья так же отдаленные роды, как тентяк и кунайгай, при своих старшинах Ажабае и Кунангае кочуют на Иртыше прямо против Барашковского станца в каменной горе Тюмене. Под сим камнем находится немалое озеро и называется “Поганое”, в коем вода несколько солоновата и из коего, ежели скотина какая напьется, пропадает, а ежели человек нечаянно умоется, паршивеет, и кожа с лица и с рук сходит. Главного сей волости салтана Адиля сын Дусали декабря 3-го 1785 году, выехал, в Семипалатную под видом почтения к коменданту полковнику и кавалеру Титову и при нем киргисцов было 4. Но как он, ехавши, познобился и находился на менов-ном дворе для излечения 6 дней, то разведав, что пойдет с оного в степь караван ташкенской, уехал; и 23-го числа последующее вышло. Один ташкенец, возвращаясь из шедшего каравана, донес, что Дусали, напав в 16 человеках и в 70 верстах при речке Чар-Гурбане, караван их разграбил, кои и привезли для уверения трех человек теленгутов того Адиль-салтана. Они посланы были для добычи на кибитки на Иртыш талового лесу, который они получают по большей части с реки Иртыша. Почему того же времени посланы были ташкенцы Валибай Ахунжанов и -Сеитхожа. Они, взяв с собою [95] товару на 600 рублей, дабы там откупиться и разграбленное, кое было превосходной цены, выручить, и как сие было успокоено, тогда захваченные три человека отпущены января 7-го числа 1786 года. По сему рассмотреть должно, что таковые салтанские дети в рассуждении их молодости доведены бывают до сих грабительств состоящими при них кегеями или служителями; ибо оные сами собой без таковых тюрей грабить не могут, и чрез то наводят караванам купеческим в комерческом обращении великое помешательство.

5.

Волость буранайманская. Разделяется на поколения: тазлар, алтыбай, джаватей, кондыбай, дюрбаул, богазы. В коих по частям старшины - Баргана-бий Чакаманов, Нилгонда Буранасланов и Автазлар, буранай-манский салтан. Подвластных сей волости кибиток 400, людей мужеска и женска пола до 1500 человек. Кочевья имеют от крепости Семипалатной вниз по реке Иртышу до форпоста Долонского по островам и займищам. Лошадьми и скотом посредственны в достатке. Сия волость в 1775 году принята в вечное Ея Императорского Величества подданство и января 23 числа учинили торжественную присягу при вышеписанных старшинах. Отличных при ней киргисцов 9 и прочих - 635 человек, коим учинен список с приложением их тамгов и находится в Семипалатной у пограничных дел, которым прислано из Омска на подарки вещами на 48 рублей на 16 копеек, да употреблено на угощение 19 рублей 63 1/2 коп.

6.

Часть волости терстемгалинской, в которой старшина Елузак. Подвластных его кибиток 30, лучших людей, кроме жен и детей, человек до 70. Кочевье свое имеют прямо форпоста Долонского по реке Иртышу на островах. Лошадьми и скотом посредственно богаты, перепускаются на российскую сторону. Сей же волости отделенная часть при старшине Акташе, бие Ярлыгатове подвластными его в 20 кибитках, кочует в камне Тюмене, описанном выше сего. Лошадьми и скотом весьма недостаточны, и имеют оных при своих кочевьях. [96]

7.

Волость басантейская, в которой старшины, разделенные за многолюдством по частям, в форпосте Долонском Жеины Алыбаев и Курульса Атаяков. Подвластных оных кибиток 30. Сей же волости старшина Булдак-батыр. Кочевье свое имеет прямо станца Черемуховой Забоки в степи от реки Иртыша в 200 верстах в каменных горах Кыржак и продолжается сия волость кочевьем своим вниз по реке Иртышу, даже по крепость Ямышевскую. И старшины по частям Бикнул Баркеев и Бустабай Аталыков. А главным старшиною выбрали ныне для командования над собой из волости дюртаульской Тюря-султана, сына Урустана. Но главным в сей волости почитается Урус-султан, сын Султамамет-султана, жалованный при дворе Ее Императорского Величества в бытность его в Москве при коронации золотой медалью. Который в зимнее время непременное имеет житие в построенном ему прямо станца Черного за рекой Иртышом деревянном доме, который построен ему по рассмотрению Сибирскими линиями от командующего генералитета в 1780 году. В сей же волости басан-теинской считается кроме жен и детей лучших людей до 3500 человек. В зимнее время перепускаются на российскую сторону со взятием обыкновенных подписок и амантов, а прочий скот содержат по реке Иртышу в займищах и островах.

8.

Волость чукча-уваковская, отделенная часть от уваковской. Старшина - Карагат. Кибиток - 30; лошадьми и скотом недостаточны. Подвластные Сырдак-султана, сына Ханбабы-султана. Кочевье имеют прямо станца Грачевского в займищах и островах.

9.

Прямо сего ж станца Грачевского расстоянием от оного в 90 верстах в каменных горах Муржус дегелене кочевье имеет волость каракисецкая. О сей волости киргизцы повествуют, что они великие воры и грабители, и многие не то, что российским людям, но и природным [97] киргизским волостям великие чинят предобнждения, в которой главным Маман-султан и старшина Кинжебай. Великая и сильная волость, в которой щитают лучших людей до 7000, кроме жен и детей. Лошадьми и прочим скотом весьма достаточны.

10.

Начав от форпоста Семиярского, вниз по реке Иртышу, даже до крепости Ямышевской, кочевья свои имеют киргизцы смешанных волостей, как то: уваковской, басантеинской и некоторая часть буранайманской, о которых по местам сих волостей уже описаны.

От станца Кривого вниз по реке Иртышу в 147 верстах при урочище [...] (Не разобрано слово. (Прим. сост.)), где приходит линейной дороге подъем на высокую гору, жительство имеет в построенном доме (Первый дом [...] ему построен за рекою Иртышом и от киргизцев сожжен, а нынешний - в 1782 году.) Тюря-батыр-султан. Волость же его дюртаульская в прошлом 1776 году октября 4 дня в крепости Ямышевской под предводительством Тауки-султана, сына Енибек-султана, и при нем знатных киргизцев 23 человека, коих здесь приложен список, приняты в российское подданство и учинили Ее Императорскому Величеству торжественную присягу со учинением списка и с приложением тамгов, которые в крепости Ямышевской у пограничных дел находитца. У которых простых киргизцев в ведомстве и действительном послушании состоит мужеска пола совершенного возраста, кои конем владеть могут 5000 человек, кроме жен и малолетних детей. При приведении оных к присяге на угощение им употреблено 16 руб. 43 коп., а сверх того прислано от командующего тогда генерала Декалонга из крепости Омской в подарки разных вещей, коих прилагаю у сего реестр. Кочевье имеют как по реке Иртышу, тож и прямо крепости Ямышевской верстах в 80, в каменных горах Баянулы. У которого камня находится пресное озеро Чудаш и довольно соснового леса. Лошадьми и скотом посредственно достаточны. В зимнее время перепускаются [98] лошади в границы российские по обыкновению.

Список волости дюртаулской знатным киргизцам, пришедшим в подданство:

Еканбий Аккузыев, Акшура Сатыбалдыев, Тагилдей Амурзин, Айлак Мурзагилдев, Ирдеш Амурзаков, Кушак Ауталиев, Бабак Бабашев, Шурак Колев, Байсары Исаналеев, Чука Инязбаев, Байгабул Батуров, Темиз Надиргилов, Чубаган Куйгангулев, Яналы Айтунганов, Андарбек Кулдиязов, Ашур Билялов, Рахман Раев, Нитау Бикереков, Туймамет Баянов, Казакшары Янышав, Емингара Кигулдыев, Муртаза Мамаков, Утя Саандыков.

Реестр присланным от генерала-поручика Декалонга для подарков вещам:

Сукна алого кармазинного 5 аршин, шелку мотушок - 2, гвоздики - 10, полукармазину на два кафтана малиногого - 10 аршин, голубого - 10 аршин, китайки концов - 5, шелку мотушок - 5, игол бумажек - 3, бархату малинового - 1 штука, казаль красной - 1, чаю зеленого бахча - 1, перцу - 2,5 фунта, сахару - 2 головы весом в 0,25 фунта, зеркал - 2, сукна корн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...