Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи. 7 глава




судей данной палаты в порядке очередности. В соответствии со ст. 58 Закона «О

Конституционном Суде РФ» председательствующий наделен рядом полномочий,

которые необходимы для обеспечения нормального хода заседания. Он, в

частности, во время заседания принимает меры к обеспечению установленного

порядка разбирательства, фиксации его хода и результатов; предоставляет слово

судьям и участникам процесса, может прерывать их выступления, если они

отходят от существа рассматриваемого дела, либо при определенных условиях

лишить слова. Лица, нарушающие порядок в заседании и не подчиняющиеся

распоряжениям председательствующего, могут быть решением Суда подвергнуты

штрафу в размере до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.

Ст. 24 Закона «О Конституционном Суде РФ» и п. 2 Регламента

Конституционного Суда РФ определяют полномочия Председателя

Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда РФ:

1) руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда,

представляет на утверждение Конституционного Суда календарный план

проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей, созывает плановые,

а также по собственной инициативе или по требованию одного или более судей -

внеплановые пленарные заседания Конституционного Суда или рабочие

совещания судей, председательствует на них;

2) вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие

рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

3) представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными

органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию

Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;

4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда,

представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры

руководителей Секретариата и других подразделений аппарата, иных служб

Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного

Суда и штатное расписание аппарата;

5) осуществляет прием на работу и увольнение с работы сотрудников

аппарата Конституционного Суда; применяет к сотрудникам аппарата

Конституционного Суда меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания;

организует работу по повышению квалификации сотрудников аппарата

Конституционного Суда;

6) представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда

проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;

7) дает согласие на служебные командировки судей Конституционного

Суда, с согласия судей направляет их в такие командировки. Направление судей в

командировки продолжительностью свыше 30 суток осуществляется только с

согласия Конституционного Суда;

8) в конце года представляет на пленарном заседании доклад о

деятельности Конституционного Суда, а также регулярно информирует судей о

своей деятельности.

Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ призван

выполнять функции, возложенные на него Председателем или Судом. Он также

замещает Председателя в тех случаях, когда тот отсутствует по тем или иным

причинам.

Полномочия судьи-секретаря Конституционного Суда РФ установлены ст.

27 Закона «О Конституционном Суде РФ» и п. 4 Регламента Конституционного

Суда РФ.

Судья-секретарь осуществляет следующие полномочия:

1) непосредственное руководит работой аппарата Конституционного

Суда;

2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний

Конституционного Суда, в т.ч. контролирует работу Секретариата по подготовке

материалов к заседаниям Конституционного Суда по обращениям и запросам,

принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям Конституционного Суда

с законодательной инициативой;

3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц

решения, принятые Конституционным Судом, контролирует работу

Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об

исполнении решений Конституционного Суда. Обобщенные данные этой работы

по мере необходимости, а также по итогам календарного года направляет судьям

Конституционного Суда;

4) организует информационное обеспечение судей Конституционного

Суда;

5) организует работу комиссии по присвоению классных чинов,

определению стажа работы и выслуги лет сотрудников аппарата

Конституционного Суда;

6) визирует проекты приказов и распоряжений Председателя

Конституционного Суда, представления начальника Секретариата о приеме на

работу и увольнении с работы сотрудников Секретариата Конституционного

Суда.

В состав аппарата Конституционного Суда входит секретариат и пресс-

служба, которые действуют в соответствии с принимаемыми Конституционным

Судом положениями и правилами внутреннего трудового распорядка.

Секретариат осуществляет организационное, научно-аналитическое,

информационно-справочное и иное обеспечение. Он проводит прием посетителей,

рассматривает в предварительном порядке поступающие в Суд обращения, дает

на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями,

содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на

заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику исполнения решений

Суда. В Секретариате образуются специализированные подразделения (отделы,

сектора, группы). Руководители Секретариата и его подразделений утверждаются

по представлению Председателя Суда на пленарных заседаниях. Действует__________

Секретариат под общим руководством Председателя Суда и непосредственным

руководством судьи-секретаря.

Кроме того, в соответствии с п. 61 Регламента Конституционного Суда РФ

для подготовки вопросов об изменении и дополнении Регламента

Конституционного Суда, кадровых, бюджетных, информационных вопросов,

обобщения практики Конституционного Суда и для других целей

Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные

комиссии из числа судей Конституционного Суда. В состав комиссий могут

включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда.

Согласно п. 62 регламента Конституционного суда РФ при

Конституционном Суде действует Научно-консультативный совет, из числа

ученых и практикующих специалистов в области права. Основная его задача -

обсуждение сложных проблем, возникающих перед Конституционным Судом и

дача рекомендаций. Состав Научно-консультативного совета, его функции и

порядок деятельности утверждаются Конституционным Судом.__

 

Вопрос 57

§4. Решения Конституционного суда РФ, их виды и значение

Решения, принимаемые Конституционным Судом, подразделяются на

итоговые решения, то есть те, по которым суд формулирует свои выводы по

существу рассмотренного дела, определяет его итоги и юридические последствия

и решения, по вопросам организации деятельности Суда (например по вопросам

об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря, о

формировании палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о

назначении судей-докладчиков, о наложении штрафа на лиц, нарушающих

установленный порядок судебного заседания и т.п.).

Итоговое решение Конституционного Суда по существу любого из

вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 ч. 1 ст. 3 Закона «О

Конституционном суде РФ» (то есть по делам о конституционности нормативных

актов, спорам о компетенции и толковании Конституции), именуется

постановлением. Итоговое решение Суда по существу запроса о соблюдении

установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в совершении

тяжкого преступления именуется заключением. Все иные решения

Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституцион-

ного судопроизводства, именуются определениями (ст.ст. 71-83 ФКЗ «О

Конституционном Суде РФ»).

Приниматься итоговые решения должны в закрытых совещаниях, на

которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве

данного дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь работники

Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный

ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно

быть принято, предоставляется возможность выступать неограниченное

количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений.

Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей. Для

принятия решения требуется большинство голосов участвовавших в голосовании

судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании. Если он не согласен с

принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно

изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с

принятым решением. В случае, когда судья в целом поддерживает решение, но не

соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже

предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие

должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление

или заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в

том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется.

Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании и

оглашению не подлежит.

Решение Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу

немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует

подтверждения другими органами и должностными лицами. Решения

Конституционного Суда обязательны на всей территории России для всех

органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных

лиц, организаций, граждан и их объединений.

Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании

акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого

же акта. Законодатель не вправе издавать нормы, аналогичные тем, которые Суд

признал неконституционными.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными,

утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не

вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в

действие и применению. Положения нормативных актов либо договоров,

признанных Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции, не

могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Решения

судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными,

не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных

федеральным законом случаях.

Признание не соответствующими Конституции РФ федерального закона,

нормативного указа Президента РФ, постановления Правительства РФ,

нормативного акта субъекта Российской Федерации, договоров или отдельных их

положений является основанием для отмены в установленном порядке

положений других нормативных актов или договоров, основанных на

признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте

(договоре) либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие

были признаны неконституционными.

Государственный орган или должностное лицо, принявшие нормативный

акт, признанный неконституционным, обязаны рассмотреть вопрос о принятии

нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения

об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции РФ

полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в

нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До

принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция

РФ как акт прямого действия.

 

Вопрос 58

§5. Органы конституционного контроля в субъектах РФ

Ст. 27 Закона «О судебной системе РФ» устанавливает основы статуса

конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые могут создаваться

субъектами РФ для рассмотрения вопросов о соответствии законов и иных нор-

мативных правовых актов органов государственной власти и местного

самоуправления этих субъектов их конституции (уставу), а также для толкования

конституции (устава) соответствующих субъектов РФ.

Конституционные и уставные суды, что подтверждает и практика их

работы, могут решать многие другие вопросы, находящиеся в компетенции

субъекта Российской Федерации. В частности, разрешать споры о компетенции

между органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а

также между ними и местным самоуправлением; осуществлять предварительный

контроль за конституционностью заключаемых с участием органов

государственной власти субъекта Российской Федерации договоров; проверять по

жалобам граждан и запросам судов конституционность региональных законов и

иных нормативных актов, примененных в конкретном деле; осуществлять

предварительный контроль за конституционностью законов или иных

нормативных актов, выносимых на референдум субъекта Российской Федерации

и местный референдум. Многие из перечисленных вопросов в отсутствие

конституционных и уставных судов во многих субъектах Федерации остаются

сейчас вне пределов конституционного контроля.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ

производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к

его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Решение такого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть

пересмотрено иным судом. Вместе с тем, остается открытым вопрос о том, кто

может отменить решение таких судов, в случае, если они приняты с

превышением их полномочий, например __________по вопросам, отнесенным Конституцией

РФ к предметам ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов.

Представляется необходимым включение в компетенцию Конституционного

Суда РФ полномочий по рассмотрению соответствия Конституции РФ решений,

вынесенных конституционными (уставными) судами субъектов РФ по вопросам

ведения РФ и вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов.

Здесь же следует затронуть вопрос о взаимоотношениях конституционных

(уставных) судов и судов общей юрисдикции в субъектах РФ в части

разграничения их подведомственности. Они должны основываться на

Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» (ч. 1 ст. 27) и

правовых позициях Конституционного Суда РФ, выраженных им в

постановлениях от 30 апреля 1997 г. №7-П и 16 июня 1998 г. №19-П, согласно

которым из статьи 76 Конституции РФ не вытекает правомочия федеральных

судов признавать нормативные акты субъектов Федерации не соответствующими

их конституциям (уставам). По смыслу ч. 2 ст. 5, ст. 73 и 118 Конституции РФ это

разрешено лишь органам конституционного судопроизводства, если такое их

правоприменение предусматривается конституциями (уставами). Отсюда суды

общей юрисдикции на территории субъекта Федерации не вправе рассматривать

дела о конституционности нормативных актов органов государственной власти

субъекта и органов местного самоуправления, давать толкование конституций

(уставов), если региональным законом они отнесены к ведению

конституционного (уставного) суда и последний осуществляет свою

деятельность. Конституционные (уставные) суды помимо перечисленных

полномочий вправе рассматривать и другие публично-правовые вопросы, не

отнесенные федеральным законом к ведению судов общей юрисдикции.

Несмотря на возможность субъектов Российской Федерации наделить свои

конституционные и уставные суды столь широкими полномочиями и тем самым

упрочить законность в правотворчестве и применении права на своей территории,

становление судебных органов конституционного контроля идет крайне

медленно ввиду правовых, кадровых, финансовых и других причин. Требуются

совместные усилия федеральных и региональных органов власти для их

устранения и решения проблем конституционного (уставного) правосудия. Среди

них: разработка модельных законов, содействие подготовке квалифицированных

кадров, методическая помощь со стороны федеральных судов, создание

материальных условий для вновь образуемых судов, завершение в течение

ближайших лет формирования правовой базы для конституционного правосудия

в субъектах Российской Федерации и реального образования конституционных

(уставных) судов1.__

 

Вопрос 59

 

§1. Понятие и общая характеристика правового статуса судей.

Требования, предъявляемые к судье

Правовой статус судей - это установленная законом совокупность прав,

обязанностей и ответственности судей, а также гарантий их независимости при

осуществлении правосудия.

Основы статуса судей установлены ст. 119 - 122 Конституции РФ, главой 2

Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и Законом РФ

«О статусе судей в Российской Федерации». Кроме того, Советом судей РФ 21

октября 1993 г. был принят Кодекс чести судьи РФ, который в соответствии с

Законом «О статусе судей в РФ» и в развитие его положений устанавливает

правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности,

обязательные для каждого судьи Российской Федерации, независимо от

занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке, но

сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу. Данный

документ является не источником права, а сводом правил корпоративной этики

судей.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 11 Закона «О судебной системе РФ» судьями

являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и федеральным

законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои

обязанности на профессиональной основе. Судья, имеющий стаж работы в

качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается

почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в

качестве судьи с его согласия на срок до одного года в случае наличия вакантной

должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема

работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его

полномочий.

Европейская хартия о статусе судей, принятая на многосторонней

встрече, организованной Советом Европы и состоявшейся в Страсбурге 8-10 июля

1998 г., устанавливает, что статус судей призван обеспечивать компетентность,

независимость и беспристрастность, которых любой человек законно ожидает от

судебных органов и от каждого судьи, которому доверена защита его прав.

Хартия предусматривает следующие основные положения, касающиеся

закрепления статуса и гарантий независимости судей в законодательстве:

- создание профессиональных организаций судей, способствующих

защите судей;

- требования к кандидатам на должность судьи могут быть связаны с

наличием юридического образования и стажа работы, и не могут быть

обусловлены половой, этнической или социальной принадлежностью,

философскими, политическими или религиозными убеждениями кандидата;

- решение о назначении судьи должно приниматься независимой

инстанцией исполнительной или законодательной власти, в рамках которой

заседает по меньшей мере половина судей;

- судья должен воздерживаться от любого поведения, способного реально

нарушить веру в его беспристрастность и независимость;

- применение мер ответственности к судье возможно лишь с согласия

судебного органа или независимой инстанции, включающей не менее половины

судей;

- уровень оплаты труда судьи и предоставления иных социальных гарантий

должен обеспечивать независимость судьи, чтобы защитить судью от давления,

нацеленного на то, чтобы оказать влияние на его решение. Государство должно

обеспечить судье средства, необходимые для успешного выполнения его задач, и,

в частности, для рассмотрения дел в разумные сроки;

- судьям должно быть гарантировано поддержание определенного уровня

и углубления знаний, необходимых для выполнения их полномочий, путем

регулярного допуска к профессиональному образованию, расходы по которому

несет государство.

Все судьи в России обладают единым статусом и различаются между

собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения

отдельных категорий судей, в частности судей военных судов, судей

Конституционного Суда РФ определяются соответствующими федеральными

конституционными законами и федеральными законами, а в отношении мировых

судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, - также и

законами субъектов РФ. Особенности правового статуса судей военных судов

обусловлены тем, что они являются военнослужащими, т.е. проходят военную

службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и

военной службе» и имеют офицерские звания.

Совокупность всех судей, как занимающихся судебной деятельностью, так

и находящихся в отставке, обозначается термином «судейский корпус».

Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в

должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются

квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не

означает изменения его статуса относительно других судей в Российской

Федерации.__

 

Вопрос 60

Ст. 3 Закона «О статусе судей в РФ» и Кодекс чести судьи РФ

устанавливают требования, предъявляемые к судье.

Судья обязан:

1) неукоснительно соблюдать Конституцию России и другие

законодательные акты, действующие на территории Российской Федерации, а

также руководствоваться в своей деятельности общепринятыми нормами

нравственности и правилами поведения, способствовать утверждению в обществе

уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда;

2) при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных

отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти,

личное достоинство и репутацию судьи или вызвать сомнение в его

объективности, справедливости и беспристрастности;

3) не допускать влияния на свою профессиональную деятельность кого бы

то ни было, в том числе своих родственников, друзей или знакомых, при

принятии решения по делу быть свободным от приверженности одной из сторон,

от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой своей

деятельности;

4) избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб

репутации, затронуть честь и достоинство судьи, воздерживаться от финансовых

и деловых связей, которые способны нарушить его беспристрастность, помешать

ему должным образом исполнять свои обязанности.

5) добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и

принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел, а также

поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для

надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия;

6) проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам

судебного разбирательства и другим лицам, с которыми судья общается при

исполнении служебных обязанностей;

7) хранить профессиональную тайну в отношении информации,

полученной в ходе исполнения своих обязанностей, не делать публичных

заявлений, комментариев, выступлений в прессе по делам, находящимся в

производстве суда до вступления в силу постановлений, принятых по ним. Судья

не вправе публично вне рамок профессиональной деятельности подвергать

сомнению постановления судов, вступивших в законную силу и действия своих

коллег;

8) с уважением и пониманием относиться к стремлению средств массовой

информации освещать деятельность суда и оказывать им необходимое

содействие, если это не будет мешать проведению судебного процесса или

использоваться для оказания воздействия на суд.

Выполнение обязанностей по осуществлению правосудия должно иметь

для судьи приоритетное значение над иными занятиями. Поэтому судья не вправе:

1) быть депутатом, третейским судьей, арбитром;

2) принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их

материально или иным способом, а также публично выражать свои политические

взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический

характер, или в других политических акциях;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать

работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной,

преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Из данного правила Закон «О статусе судей в РФ» устанавливает

некоторые изъятия. Так, судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы

в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50)

лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного

самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в

профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве

помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации

Федерального Собрания РФ либо помощника депутата законодательного

(представительного) органа субъекта РФ, но не вправе занимать должности

прокурора, следователя и дознавателя. Однако в период осуществления данной

деятельности судьей, пребывающим в отставке, на него не распространяются

гарантии неприкосновенности, установленные ст. 16 Закона «О статусе судей в

РФ», а членство данного судьи в органах судейского сообщества на этот период

приостанавливается.

Судья может участвовать в публичных заседаниях или контактировать

иным образом с органами законодательной и исполнительной власти или их

должностными лицами по вопросам, касающимся правовой системы или

осуществления правосудия, если при подобных контактах не оказывается

давление на судью в связи с выполнением им своих профессиональных

обязанностей и не возникает сомнений в его объективности.

Нарушение судьей указанных выше требований, невыполнение им своих

обязанностей, совершение судьей должностного или иного проступка влечет

ответственность в соответствии с действующим законодательством при

соблюдении установленных гарантий его неприкосновенности. При этом

учитываются все обстоятельства совершенного проступка, его тяжесть и ущерб,

причиненный авторитету судебной власти. За совершение проступка, позорящего

честь и достоинство судьи, умалившего авторитет судебной власти,

квалификационная коллегия судей может прекратить его полномочия в порядке,

установленном Законом «О статусе судей в РФ». В соответствии с примечанием к

ст. 4 Кодекса чести судьи РФ под проступком, позорящим честь и достоинство

судьи понимается такое действие или бездействие, которое, хотя и не является

преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи.__

Вопрос 61

 

Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ

назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению

Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя

Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи Конституционного Суда РФ также назначаются Советом

Федерации по представлению Президента России. Предложения о кандидатах на

должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ

членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также

законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими

судебными органами и федеральными юридическими ведомствами,

всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и

учебными заведениями.

Судьи других федеральных судов - арбитражных судов, федеральных судов

общей юрисдикции, в т.ч. военных судов назначаются Президентом РФ по

представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и

Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...