Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи. 5 глава




постановления по делам об административных правонарушениях всегда

осуществляется единолично.__

 

вопрос 47 §1. Общая характеристика арбитражных судов в РФ

Термин «арбитраж» означает разрешение спорных вопросов арбитрами,

третейским судом. Третейский суд не является органом государственной власти и

образуется сторонами для разрешения конкретного спора либо действует на

постоянной основе при организациях – юридических лицах. Что касается

собственно арбитражных судов, входящих в судебную систему РФ, то их

наименование не является адекватным характеру их деятельности, т.к. они не

являются по своей сути третейскими судами и именуются арбитражными без

достаточных к тому оснований. Среди юристов все чаще высказываются

обоснованные предложения об их переименовании в хозяйственные или

коммерческие суды. Вместе с тем трудно надеяться на быструю реализацию этих

предложений, поскольку это связано с необходимостью внесения

соответствующих изменений в Конституцию России1. В этой связи под «иными

арбитражными органами» в настоящей главе понимаются третейские суды, в т.ч.

международный коммерческий арбитраж.

В настоящее время арбитражные суды – это специализированныесудебные органы, которые осуществляют правосудие путем разрешения дел по

экономическим спорам с участием юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей, а также других дел, связанных с осуществлением

предпринимательской и иной экономической деятельности, в порядке,

установленном арбитражным процессуальным законодательством. Ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) определяет,

что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц,

осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а

также прав и законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных

образований, органов государственной власти РФ, органов государственной

власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов,

должностных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической

деятельности;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и

иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный

законом срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере

предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений,

формированию обычаев и этики делового оборота.

Арбитражные суды в России являются федеральными судами и входят в

судебную систему РФ в качестве самостоятельной подсистемы, непосредственно

не связанной с судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией РФ,

законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской

Федерации.

Подведомственность дел арбитражным судам определяется по ряду признаков.

Во-первых, по персональному признаку, т.е. по статусу лиц, являющихся

участниками спорного правоотношения, арбитражные суды рассматривают

экономические споры и иные дела с участием юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей (т.е. граждан, осуществляющих предпринимательскую

деятельность без образования юридического лица и имеющих статус

индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом

порядке), в т.ч. с участием иностранных и международных организаций,

организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан и лиц без

гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также, в

случаях, специально предусмотренных АПК РФ и иными федеральными

законами, с участием РФ, ее субъектов, муниципальных образований,

государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,

должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и

граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 27 АПК

РФ).

Во-вторых, по предметному признаку, т.е. по характеру спорного

правоотношения, арбитражным судам подведомственны дела по экономическим

спорам и дела, возникающие из административных и иных публичных

правоотношений. По этому признаку к подведомственности арбитражных судов

отнесены следующие дела:

1) возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и

другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной

экономической деятельности;

2) дела особого производства об установлении фактов, имеющих

юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав

организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической

деятельности;

3) дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих

права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной

экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение

отнесено к компетенции арбитражного суда и об оспаривании ненормативных

правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной

власти, местного самоуправления, иных органов и должностных лиц,

затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере

предпринимательской и иной экономической деятельности;

4) дела об административных правонарушениях, если федеральным

законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

5) дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих

предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных

платежей (налогов, сборов и т.п.), а также санкций, если федеральным законом не

предусмотрен иной порядок их взыскания;

6) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче

исполнительных листов на принудительное исполнение решений, вынесенных

третейскими судами по спорам, возникающим при осуществлении

предпринимательской и иной экономической деятельности;

7) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных

судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной

экономической деятельности (ст. 28 29 АПК РФ).

Кроме того, существует специальная подведомственность дел

арбитражным судам, т.е. отнесение к их компетенции группы специфических дел

не на основе каких-либо общих критериев, а путем простого перечисления их в

законе. К ним относятся следующие дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от

государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей;

4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками

иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности

хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной

экономической деятельности. Причем__________, в отличие от первых двух критериев

подсудности, которые применяются не иначе как во взаимосвязи, перечисленные

категории дел, относящихся к специальной подведомственности арбитражных

судов, рассматриваются ими независимо от того, являются ли участниками

правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица,

индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Согласно ч. 3 и 4 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и

разрешают дела, отнесенные к их подведомственности, за исключением

экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным

законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. При обращении в

суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из

которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному

суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и

разрешению в суде общей юрисдикции. В случае, если возможно разделение

требований, судья выносит определение о принятии требований,

подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований,

подведомственных арбитражному суду.__

вопрос 48

тражных судов Российской Федерации

 

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Судебная система Российской Федерации включает (ст. 125-127

Конституции РФ):

 

- Конституционный Суд Российской Федерации;

 

- суды общей юрисдикции;

 

- арбитражные суды.

 

Только эти суды в соответствии с Конституцией РФ вправе осуществлять правосудие в Российской Федерации.

 

Система арбитражных судов Российской Федерации строится в соответствии

с положениями Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах

в Российской Федерации». Ее составляют:

 

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

 

- федеральные арбитражные суды округов (их десять - столько федеральных

округов создано на территории России);

 

- арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, арбитражные суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

 

Арбитражный суд - единственный в Российской Федерации государственный

орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с АПК РФ экономические споры между предприятиями (организациями), являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

 

вопрос 49

§6. Состав суда при рассмотрении дел арбитражными судами

В арбитражных судах дела в первой инстанции по общему правилу

рассматриваются судьей единолично.

В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей

рассматриваются следующие категории дел:

1) дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ;

2) дела об оспаривании нормативных правовых актов;

3) дела о несостоятельности (банкротстве);

4) дела, направленные вышестоящими инстанциями в арбитражный суд

первой инстанции на новое рассмотрение с указанием об их коллегиальном

рассмотрении. По этим категориям дел коллегиальное рассмотрение в первой

инстанции осуществляется в составе трех профессиональных судей. При этом

один из судей председательствует в судебном заседании.

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а

также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного

нечетного числа профессиональных судей.

Если дело подлежит рассмотрению судьей арбитражного суда первой

инстанции единолично, то любая из сторон, участвующая в деле может не

позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства заявить

ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. В

случае удовлетворения такого ходатайства дело будет рассматриваться коллегией

из одного профессионального судьи и двух арбитражных заседателей. При этом в

судебном заседании председательствует профессиональный судья. Арбитражные

заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне

с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются

правами и несут обязанности судьи. Не подлежат рассмотрению с участием

арбитражных заседателей дела, рассмотрение которых осуществляется коллегией,

состоящей из профессиональных судей, а также дела, возникающие из

административных и иных публичных правоотношений, и дела особого

производства.

Состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется

председателем соответствующего арбитражного суда с учетом нагрузки и

специализации судей.

 

Вопрос 50

§7.

Под третейским судом в наиболее широком смысле этого термина

понимается разрешение спора третьей, незаинтересованной стороной.

Разрешение споров о праве также возможно путем третейского разбирательства.

В последнем случае порядок образования и деятельности третейских судов

урегулированы Федеральным законом «О третейских судах в Российской

Федерации» от 24 июля 2002 г. №102-ФЗ и Законом РФ «О международном

коммерческом арбитраже». Необходимо иметь в виду, что каждый из данных

законов независимо друг от друга регулирует различные виды третейского

разбирательства – первый посвящен третейским судам, разрешающим споры,

вытекающие из гражданско-правовых отношений между субъектами российского

права и не носящие международный характер, а второй устанавливает правила

организации и функционирования особого вида третейских судов –

международных коммерческих арбитражей, разрешающих споры, возникающие

из международных экономических связей и споры с участием предприятий с

иностранными инвестициями, международных объединений и организаций,

созданных на территории РФ.

Третейские суды (арбитражи) выступают как альтернативный – без

использования государственного механизма - способ разрешения споров о праве.

Третейский суд необходим в первую очередь для разрешения экономических

споров между субъектами предпринимательской деятельности. Он позволяет

сторонам третейского разбирательства обеспечить конфиденциальность их

договорных отношений, не вынося их на публичное судебное разбирательство в

государственный судебный орган. Развитие и широкое использование

третейского способа разрешения экономических споров свидетельствует о

высоком уровне развития рыночной экономики, партнерских деловых

отношений, способствует формированию обычаев и этики делового оборота. Тем

не менее, на третейские суды в полной мере распространяется общеправовой

принцип законности. Т.е. при рассмотрении дела третейским судом должны не

только применяться императивные (строго обязательные к исполнению) нормы

процедурного характера, установленные Федеральным законом «О третейских

судах в РФ» и Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже», но и

само решение третейского суда должно основываться на законе. При

рассмотрении дела третейский суд, также, как и суд обычный, применяет

нормативные акты, действующие на территории России, либо (в отношении

международного коммерческого арбитража) нормы права (в т.ч. иностранного

права), применимые к существу спора в соответствии с их юридической силой, а

решение должно приниматься в соответствии с условиями договора и с учетом

обычаев делового оборота.

Третейские суды могут создаваться сторонами спорного правоотношения

для разрешения конкретного спора либо могут действовать на постоянной основе

при различных организациях.__

 

Вопрос 52

Вначале рассмотрим основы организации и деятельности третейских

судов, разрешающих споры, не носящие международного характера. Их

правовому регулированию, как уже было отмечено, посвящен Федеральный закон

«О третейских судах в РФ».

Ст. 1 данного Закона в общем виде определяет пределы компетенции

третейских судов – в третейский суд может по соглашению сторон третейского

разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских

правоотношений (в т.ч. экономического характера), если иное не установлено

федеральным законом. Т.е. в рамках третейского разбирательства может

рассматриваться любые гражданско-правовые споры, подведомственные судам

общей юрисдикции и арбитражным судам, кроме случаев специально

установленных федеральным законом. Под спором, вытекающим из гражданских

правоотношений следует понимать споры, возникающие из общественных

отношений, урегулированных нормами гражданского права. Последние

содержатся, прежде всего, в Гражданском кодексе РФ и других законах и

подзаконных актах (ст. 3 ГК РФ). Особенности гражданских правоотношений

состоят в том, что они основываются на признании равенства их участников,

неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости

произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости

беспрепятственного осуществления гражданских прав. Таким образом, не могут

быть предметом третейского разбирательства правоотношения, не регулируемые

гражданским правом – трудовые, административные, семейные, финансовые,

налоговые и т.д.

Порядок образования и деятельности постоянно действующих третейских

судов и судов, создаваемых для разрешения конкретного спора различен.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами,

биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей,

иными организациями - юридическими лицами и их объединениями

(ассоциациями, союзами) и действуют при этих юридических лицах.

Федеральный Закон «О третейских судах в РФ» в ч. 2 ст. 3 устанавливает запрет

на создание таких судов при федеральных органах государственной власти и

местного самоуправления. Для создания постоянно действующего третейского

суда соответствующее юридическое лицо должно принять решение об этом,

утвердить положение о третейском суде и список третейских судей и, наконец,

уведомить компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той

территории, где расположен третейский суд, о его создании путем направления

копий указанных документов. При этом под компетентным судом закон

понимает арбитражный суд субъекта РФ по спорам, подведомственным

арбитражным судам и районный суд по спорам, подведомственным судам общей

юрисдикции в зависимости от категории споров, которые будет рассматривать

данный третейский суд (в соответствии c подсудностью, установленной АПК и

ГПК РФ).

Что касается порядка образования третейского суда для разрешения

конкретного спора, то он определяется по соглашению сторон, которое, тем не

менее, не должно противоречить положениям пунктов 1, 2, 4 и 5 ст. 8, п. 1 ст. 9,

ст. 11, п. 1 и 2 ст. 13, ст. 14 Федерального закона «О третейских судах в РФ». Эти

положения касаются требований, предъявляемых к третейским судьям

(отсутствие заинтересованности в исходе дела, высшее юридическое образование,

полная дееспособность, отсутствие судимости), нечетного их числа, возможности

отвода судей, оснований прекращения их полномочий, замены судей. Если в

соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения

конкретного спора не определен, то применяются непосредственно

соответствующие нормы Федерального закона «О третейских судах в РФ».

Сторонами третейского разбирательства могут выступать любые

субъекты права, кроме публично-правовых образований (государства – РФ, ее

субъектов и муниципальных образований). В третейский суд могут обращаться

организации (юридические лица), граждане-предприниматели, физические лица

(граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства), которые предъявляют в

третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен

иск.

Для того, чтобы передать определенный спор на разрешение третейского

суда между сторонами должно быть заключено в письменной форме третейское

соглашение, которое может представлять собой специальный договор о передаче

спора в третейский суд либо третейскую (арбитражную) оговорку в основном

договоре, из которого вытекают спорные правоотношения. Ссылка в договоре на

документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда,

является третейским соглашением при условии, что договор заключен в

письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение

частью договора. Третейское соглашение считается заключенным в письменной

форме, не только тогда, когда оно содержится в едином документе, подписанном

сторонами, но также если оно заключено путем обмена письмами, сообщениями

по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или

иной связи, обеспечивающих его фиксацию. При несоблюдении данных правил,

третейское соглашение считается незаключенным.

Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении

всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между

сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. В случае если

спор уже находится на разрешении суда общей юрисдикции или арбитражного

суда, то третейское соглашение в отношении данного спора может быть

заключено до принятия решения по нему компетентным судом.

Федеральный закон «О третейских судах в РФ» устанавливает

определенные требования, которым должны соответствовать третейские судьи.

Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное

обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не

заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее

согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Третейский судья,

разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование.

В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование

должен иметь председатель состава третейского суда. Иные требования,

предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы

сторонами непосредственно или определены правилами третейского

разбирательства. Третейским судьей не может быть физическое лицо, не

обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или

попечительством, а также лицо, имеющее судимость либо привлеченное к

уголовной ответственности (т.е. лицо, в отношении которого вынесено

постановление привлечении его в качестве обвиняемого). Кроме того, третейским

судьей не может быть лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей

юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора

или другого работника правоохранительных органов были прекращены в

установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его

профессиональной деятельностью, а также лицо, которое в соответствии с его

должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть

избрано (назначено) третейским судьей. В случае несоблюдения этих требований

третейскому судье может быть заявлен отвод в порядке, установленном ст. 12

Федерального закона «О третейских судах в РФ».

По общему правилу для разрешения спора сторонами избираются или

назначаются постоянно действующим третейским судом три судьи. По

соглашению сторон или по правилам постоянно действующего третейского суда

число судей может быть иным, но оно обязательно должно быть нечетным.

В постоянно действующем третейском суде формирование состава

третейского суда производится в порядке, установленном правилами этого суда.

Если стороны не договорились об ином, то формирование состава третейского

суда для разрешения конкретного спора производится в порядке, определенном п.

4 ст. 10 Федерального жяяяяк¦закона «О третейских судах в РФ». Суть его состоит в том,

что при формировании состава третейского суда, состоящего из трех третейских

судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким

образом третейских судьи избирают третьего третейского судью. Если спор

подлежит рассмотрению судьей единолично, то стороны должны прийти к

соглашению относительно кандидатуры судьи.

Третейское разбирательство должно осуществляться на основе принципов

законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности

третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

Постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское

разбирательство в соответствии с его правилами, если стороны не договорились о

применении других правил третейского разбирательства. Третейский суд для

разрешения конкретного спора осуществляет третейское разбирательство в

соответствии с правилами, согласованными сторонами. В любом случае правила

третейского разбирательства не могут противоречить императивным нормам

Федерального закона «О третейских судах в РФ».

Решение, вынесенное третейским судом, подлежит добровольному

исполнению сторонами. Тем не менее, закон предоставляет правовые

возможности по оспариванию принятого решения и его принудительному

исполнению. На решение третейского суда заинтересованной стороной может

быть подано заявление о его отмене в компетентный суд в соответствии с

гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным

законодательством. Если решение третейского суда не исполнено добровольно в

установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению по правилам

исполнительного производства на основе выданного компетентным судом

исполнительного листа. Заявление о выдаче исполнительного листа подается в

компетентный суд стороной, в пользу которой было вынесено решение.__

 

Вопрос 53

Ввиду определенной специфики международного коммерческого

арбитража, представляется необходимым кратко рассмотреть его особенности.

Как уже было отмечено, специальным нормативным актом, посвященным

правовому регулированию вопросов организации и деятельности данного вида

третейских судов, является Закон РФ «О международном коммерческом

арбитраже» 1993 г. Он принят на основе ряда международно-правовых

документов, в частности Типового закона, принятом в 1985 году Комиссией ООН

по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и одобренном Генеральной

Ассамблеей ООН. Данным обстоятельством объясняется весьма специфическая

техника изложения его норм и используемых в нем терминов. международные коммерческие споры должны разрешаться

посредством международного арбитража, ибо такие споры не могут быть

разрешены с надлежащей эффективностью при обращении одной из сторон в

государственные суды. Ведь выбирая арбитраж, стороны могут так организовать

проведение арбитражного разбирательства, что оно будет оптимально

соответствовать международному характеру спора. И при этом стороны могут

заранее определить наиболее важные черты процедуры разрешения споров,

например, в отношении: места проведения арбитражного разбирательства; языка

арбитражного разбирательства; правил арбитражного разбирательства;

количества арбитров и их квалификации; права (или норм права), применимого к

арбитражному разбирательству»1.

Ст. 1 Закона «О международном коммерческом арбитраже» определяет

компетенцию этих арбитражей следующим образом: «В международный

коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться: споры из

договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при

осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических

связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за

границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и

международных объединений и организаций, созданных на территории

Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их

споры с другими субъектами права Российской Федерации». Главным образом

это споры между отечественными предпринимателями и их иностранными

партнерами. Вместе с тем в международном коммерческом арбитраже могут

рассматриваться споры, обеими сторонами которых выступают иностранные

фирмы.

Международный коммерческий арбитраж также, как и обычные третейские

суды, может образовываться сторонами для разрешения конкретного спора и

создаваться на постоянной основе. Постоянно действующими третейскимисудами по рассмотрению международных споров в России являются

Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная

комиссия при Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ). Положения об этих

третейских судах являются приложениями к Закону «О международном

коммерческом арбитраже».

Согласно Положению о Международном коммерческом арбитражном суде

при Торгово-промышленной палате РФ гражданско-правовые отношения, споры

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...