Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи. 3 глава




обстоятельств. Причем, при расследовании прокурором новых обстоятельств

могут производиться следственные и иные процессуальные действия в порядке,

установленном УПК РФ. По окончании проверки или расследования и при наличии основания возобновления производства по уголовному делу прокурор

направляет уголовное дело со своим заключением, а также с копией приговора и

материалами проверки или расследования в суд, вышестоящий по отношению к

суду, вынесшему судебное решение, подлежащее пересмотру. Заключение

прокурора рассматривается в судебном заседании по правилам рассмотрения дела

в надзорной инстанции. Судебное разбирательство по уголовному делу после

отмены судебных решений по нему ввиду новых или вновь открывшихся

обстоятельств, а также обжалование новых судебных решений производятся в

общем порядке.

Под вновь открывшимися обстоятельствами ч. 2 ст. 413 УПК РФ понимает

обстоятельства, которые «существовали на момент вступления приговора или

иного судебного решения в законную силу, но не были известны суду», а под

новыми - «обстоятельства, не известные суду на момент вынесения судебного

решения, устраняющие преступность и наказуемость деяния»

 

Вопрос 41

Доступность мировых судей, их приближенность к населению обусловлена

двумя факторами: во-первых, территориальным расположением мировых судей

на судебных участках, которые создаются на относительно небольших

территориях административно-территориальных образований исходя из численности населения, на них проживающего, и, во-вторых, упрощенной,

ускоренной формой судопроизводства у мировых судей. Рассмотрение дел

мировым судьей - наиболее доступный для граждан способ судебной защиты. По

сравнению с федеральными судами производство у мирового судьи требует и

меньших материальных издержек для государства и лиц, участвующих в деле. Концепция судебной реформы предполагала «при использовании простых

процессуальных форм в низших звеньях судебной системы создать благопри-

ятный баланс гарантий для граждан в ходе дальнейшего движения дела, в

частности, путем предоставления гражданину по его жалобе права на полный

пересмотр дела в вышестоящем суде». Ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в РФ» устанавливает

компетенцию мировых судей, однако нормы, закрепленные в ней в настоящее

время не соответствуют изменениям, внесенным в процессуальное

законодательство в связи с принятием новых УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ,

поэтому для уяснения компетенции мировых судей необходимо обратиться к

соответствующим статьям этих кодексов.

Мировые судьи рассматривают единолично уголовные, гражданские и

административные дела, подсудные им, по первой инстанции и по вновь

открывшимся обстоятельствам в отношении принятых ими и вступивших в

законную силу решений. Эти дела наиболее распространенные и, как правило, не

представляющие сложности по правовой оценке спорных правоотношений.

Согласно ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в качестве суда

первой инстанции следующие гражданские дела:

1) дела о выдаче судебного приказа;

2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о

детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества

независимо от цены иска;

4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за

исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении

отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей

пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным

законом на день подачи заявления;

6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о

восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

7) дела об определении порядка пользования имуществом.

Кроме того, федеральными законами к подсудности мировых судей могут

быть отнесены и другие гражданские дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ мировому судье подсудны по первой

инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых

максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за

исключением определенного перечня уголовных дел о преступлениях,

предусмотренных указанными в данной статье нормами УК РФ. Таким образом,

УПК сделал исключения для ряда преступлений, которые независимо от санкции

уголовного закона должны рассматриваться в районном суде, например убийство,

совершенное при превышении пределов необходимой обороны; причинение

смерти по неосторожности; развратные действия; нарушение равноправия

граждан и т.д. Среди уголовных дел, подлежащих рассмотрению мировыми

судьями, следует выделить особую категорию дел – дела частного обвинения,

которые возбуждаются потерпевшим или его законным представителем и. путем

подачи заявления мировому судье и подлежат прекращению в случае примирения

потерпевшего с обвиняемым. Это уголовные дела о преступлениях,

предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса Российской

Федерации: 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои),

129 частью первой (клевета без квалифицирующих признаков) и 130

(оскорбление).

Кроме указанных категорий гражданских и уголовных дел мировые судьи

согласно ст. 23.1 КоАП РФ рассматривают также подавляющее большинство дел

об административных правонарушениях.

Согласно ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в РФ» мировые

судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Создание

и упразднение судебных участков и должностей мировых судей отнесено к

компетенции субъектов РФ. Судебные участки создаются из расчета численности

населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-

территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч

человек создается один судебный участок.

Общее число мировых судей и соответствующее ему число судебных

участков в каждом субъекте РФ устанавливается Федеральным законом «Об

общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах

Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г.

Согласно ст. 6 Федерального закона «О мировых судьях в РФ» мировые

судьи назначаются на должность законодательным (представительным) органом

государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением

соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта

Федерации. Таким образом, данный закон представляет субъектам РФ два

возможных варианта – назначение либо избрание мировых судей.

Ст. 9 и 10 Федерального закона «О мировых судьях в РФ» посвящены

организации работы мировых судей. Непосредственно обеспечивает работу

мирового судьи его аппарат, структура и штатное расписание которого

устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской

Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными

служащими соответствующего субъекта Российской Федерации. Финансирование

расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты,

предусмотренные для судей федеральными законами, а также возмещение

издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам,

рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется из федерального бюджета

через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Материально-

техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы

исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в

порядке, установленном законом субъекта Федерации.

 

Вопрос 42

 

Согласно ст. 21 Закона «О судоустройстве РСФСР» районный суд

создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного

района, города или иной соответствующей им административно-территориальной

единицы субъекта Российской Федерации. Районный суд может быть создан

также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие

(смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих

им административно-территориальных единиц субъекта Российской

Федерации.

Районный суд в судебной системе признается в учебной и научной

литературе основным звеном. Это обусловлено прежде всего наиболее широкой

его компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы,

который фактически им обеспечивается. На долю этих судов приходится

подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, а также наиболее

сложные дела об административных правонарушениях.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качест-

ве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся

обстоятельствам. Районный суд является непосредственно вышестоящей

судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на

территории соответствующего судебного района, и рассматривает в

апелляционном порядке уголовные, гражданские и административные дела по

жалобам и представлениям на решения мировых судей, не вступившие в

законную силу.

Районному суду подсудны по первой инстанции все уголовные и

гражданские дела, кроме дел, подсудных мировым судьям, военным судам, судам

областного звена и Верховному Суду РФ. Судьи районных судов также

рассматривают единолично дела об административных правонарушениях,

которые указаны в ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ и производство по которым

осуществляется в форме административного расследования, а также дела об

административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за

пределы Российской Федерации. Указание на дела, по которым производство

осуществляется в форме административного расследования, содержится в ст. 28.7.

КоАП РФ. Это наиболее сложные дела об административных правонарушениях:

правонарушения в области антимонопольного законодательства,

законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о

защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного

законодательства и др. Что касается административного выдворения за пределы

Российской Федерации как меры административного взыскания, то она

устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства,

совершивших ряд административных правонарушений (например, нарушение

правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы (ст.18.10

КоАП РФ), нарушение иммиграционных правил (ст.18.11 КоАП РФ). Отнесение

этих дел к подсудности судей районных судов заключается в особенностях

субъектов ответственности и для разрешения дела нередко требуется знание и

применение норм международного права.

В субъектах РФ, где еще не назначены (не избраны) на должность мировые

судьи, дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются судьями районных

судов единолично.

Кроме этого, судьи районных судов выполняют функцию судебного

контроля за действиями и решениями органов, осуществляющих предварительное

расследование уголовных дел, - в ходе досудебного производства они

рассматривают жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора,

следователя, органа дознания и дознавателя.

Судьи районных судов также рассматривают материалы и выносят

решения об избрании заключения под стражу и домашнего ареста в качестве мер

пресечения, об их продлении, о помещении подозреваемого, обвиняемого, не

находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для

производства соответственно судебно-медицинской или судебно-

психиатрической экспертизы, о производстве осмотра жилища при отсутствии

согласия проживающих в нем лиц, о производстве обыска и (или) выемки в

жилище, о производстве личного обыска, о производстве выемки предметов и

документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных

кредитных организациях, о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении

на ее осмотр и выемку в учреждениях связи, о наложении ареста на имущество, о

временном отстранении обвиняемого от должности, о контроле и записи

телефонных и иных переговоров. Аналогичные полномочия судьи районных

судов осуществляют в отношении оперативно-розыскной деятельности. Согласно

ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают

конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных

переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям

электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища,

допускается не иначе как на основании судебного решения. Рассмотрение таких

материалов осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких

мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их

проведении (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной

деятельности»).

Согласно Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав

граждан при ее оказании» от 02 июля 1992 г. (с последующими изменениями и

дополнениями) принудительная госпитализация лица в психиатрический

стационар возможна только по судебному решению. Соответствующие материалы

рассматриваются единолично судьями районных судов по месту нахождения

психиатрических учреждений.

В районном суде нет специальных судебных подразделений - он состоит из

председателя суда и судей. Организация работы районного суда возлагается на

его председателя. Он осуществляет общий контроль за деятельностью всего

персонала суда (секретарей, работников архива, специалистов и т.д.) Ст. 26

Закона «О судоустройстве РСФСР» определяет его компетенцию.

Председатель районного суда:

1) председательствует в судебных заседаниях; назначает судей в качестве

председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие обязанности

между судьями;

2) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рас-

смотрению предложений, заявлений и жалоб;

3) руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением

судебной статистики;

4) осуществляет общее руководство работой аппарата суда;

5) утверждает должностные инструкции работников аппарата суда;

5) устанавливает правила внутреннего распорядка суда и контролирует их

выполнение;

6) организует работу по повышению квалификации работников суда;

7) организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению

законодательства;

8) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Если в районном суде только один судья, то он осуществляет полномочия

председателя районного суда.

Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями о

следующим принципам:

1) территориальный (зональный), при котором каждый судья

рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной

за ним территории;

2) предметный (функциональный), когда один судья рассматривает

уголовные дела, другой - гражданские, третий специализируется только на делах

о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;

3) предметно-зональный, складывающийся там, где каждый судья

рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за

ним территории;

4) беззональный, когда судьи рассматривают уголовные дела по

поручению председателя суда, а гражданские дела - если исковые заявления

поступили к данному судье во время приема граждан.

Прием посетителей проводится в каждом районном суде председателем и

всеми судьями и осуществляется в четко определенное время, наиболее удобное

для населения. Каждый судья ведет учет приема посетителей. Для граждан в суде

устанавливаются стенды с образцами различных судебных документов.

Делопроизводство в районном суде ведется в соответствии с Инструкцией

по судебному делопроизводству в районном суде, утв. приказом Судебного

департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. №36.

Ответственный за делопроизводство, назначенный председателем суда,

обеспечивает его организацию в соответствии с указанной Инструкцией и

знакомит всех работников аппарата суда с нормативно-методическими

документами по делопроизводству. Кроме того, в районном суде создается отдел

делопроизводства (канцелярия). В аппарат суда входят также администратор суда,

организационно обеспечивающий деятельность соответствующего суда под

контролем Судебного департамента при Верховном Суде РФ, помощник

председателя суда, консультанты суда по кодификации законодательства и

информатизации, ведущий специалист по судебной статистике суда (статистик),

архив, секретарь суда, секретари судебных заседаний.

Аппарат суда обеспечивает его работу по осуществлению правосудия,

обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации

законодательства, а также по выполнению других функций.__

 

вопрос 43

3§. Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные

суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов и

автономной области

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной

системе РФ» полномочия, порядок образования и деятельности этих судов

должен устанавливаться Федеральным конституционным законом «О судах об-

щей юрисдикции в РФ» Суды областного звена рассматривают в пределах своих полномочий дела

в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и

по вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно ч. 3 ст. 31 УПК РФ судам областного звена подсудны по первой

инстанции следующие уголовные дела:

1) ряд категорий сложных уголовных дел о наиболее опасных тяжких и

особо тяжких преступлениях против жизни, здоровья, свободы личности,

общественной безопасности, против основ конституционного строя и

безопасности государства, о преступлениях против правосудия, против мира и

безопасности человечества. Например, это дела о преступлениях,

предусмотренных следующими статьями УК РФ: п. 1 ч. ст. 105 (убийство с

квалифицирующими признаками), ст. 205 (терроризм), ст. 209 (бандитизм), ст.

211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного

подвижного состава); ст. 227 (пиратство); ст. 275 (государственная измена), ст.

276 (шпионаж), ст. 277 (посягательство на жизнь общественного или

государственного деятеля), ст. 278 (насильственный захват власти или

насильственное удержание власти), ст. 279 (вооруженный мятеж), ст. 281

(диверсия), ст. 305 (вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или

иного судебного акта), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника

правоохранительного органа) и др.

2) уголовные дела, переданные в данные суды с соблюдением правил об

изменении территориальной подсудности, которые установлены в ст. 34 и 35 УПК

РФ;

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения,

составляющие государственную тайну.

Согласно ст. 26 ГПК РФ суды областного звена рассматривают в качестве

судов первой инстанции следующие гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной

власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы

граждан и организаций (кроме конституций и уставов субъектов Федерации1); 3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального

отделения либо иного структурного подразделения политической партии,

межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации

местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций,

состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного

субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся

юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных

объединений и местных религиозных организаций, централизованных

религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций,

находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или

прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых

преимущественно на территории одного субъекта РФ;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений)

избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по

выборам в федеральные органы государственной власти, окружных

избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные)

органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий

референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения

нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий

референдума;

5) иные дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами.

Суды областного звена в отличие от нижестоящих судов имеют в своем

составе не только судей и председателя, но и определенные подразделения,

выполняющие судебные функции. В состав суда областного звена входят:

1) президиум;

2) судебная коллегия по гражданским делам;

3) судебная коллегия по уголовным делам.

В аппарат суда областного звена входят администратор суда, секретариат,

канцелярия, архив, бухгалтерия, помощники судей, специалисты и секретари

коллегий и судебных заседаний.

Делопроизводство в судах областного звена ведется на основании

Временной инструкции по делопроизводству в Верховных судах республик,

краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах

автономной области и автономных округов, утвержденной Приказом

Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28

декабря 1999 г. №169.

Судьи суда областного звена действуют в составе судебных коллегий по

уголовным и гражданским делам. Каждую судебную коллегию возглавляет пред-

седатель, который является по должности заместителем председателя суда. Ст. 35

Закона «О судоустройстве РСФСР» регламентирует организацию судебных

коллегий в областном суде. Судебные коллегии областного суда наделены__

наиболее широкими полномочиями по осуществлению правосудия. Они

осуществляют рассмотрение гражданских и уголовных дел, подсудных

областному суду по первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь

открывшимся обстоятельствам. Рассмотрение судебных дел осуществляется

судебными составами из числа судей соответствующей коллегии. Кроме того,

согласно ст. 38 Закона «О судоустройстве РСФСР» судебные коллегии областного

суда изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику

и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Судебные коллегии утверждаются президиумом суда из числа судей соот-

ветствующего суда. Председатель суда в необходимых случаях вправе своим

распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе

другой коллегии.

Ст. 39. определяет полномочия председателей судебных коллегий суда

областного звена. Председатели судебной коллегии по гражданским делам и

судебной коллегии по уголовным делам:

1) председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для

этого членов суда;

2) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

3) образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях

коллегий;

4) представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;

5) вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и

обобщения судебной практики.

Главная функция президиума областного суда – это рассмотрение

судебных дел в порядке надзора. Полномочия президиума определяет ст. 33

Закона «О судоустройстве РСФСР». Президиум областного суда:

1) в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и

по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы

судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным

делам;

3) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и

анализа судебной статистики;

4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности

коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;

5) оказывает помощь районным судам в правильном применении за-

конодательства;

6) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законода-

тельством.

Президиум образуется в составе председателя, заместителей председателя,

входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего

суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Состав президиума суда

утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда

РФ при наличии положительною заключения квалификационной коллегии судей

соответствующего субъекта РФ.

Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание

президиума правомочно (то есть имеется кворум) при наличии большинства

членов его членов. Постановления президиума принимаются открытым го-

лосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в

голосовании и подписываются председателем суда.

Ст. 37 Закона о судоустройстве посвящена статусу председателя суда

областного звена. Председатель суда:

1) может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2) руководит организацией работы судебных коллегий;

3) руководит работой аппарата суда;

4) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях:

5) распределяет обязанности между заместителями председателя;

6) организует работу по повышению квалификации членов суда и работни-

ков аппарата суда;

7) организует работу по изучению и обобщению судебной практики,

анализу судебной статистики;

8) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и

рассмотрению предложений, заявлений и жалоб.

Ст. 38 Закона о судебной системе определяет компетенцию заместителей

председателя областного суда. Заместители председателя:

1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руково-

дство работой судебных коллегий и аппарата суда;

3) ведут личный прием граждан.

В случае отсутствия председателя суда права и обязанности председателя

суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя.__

 

вопрос 44

§4. Верховный Суд РФ – высший судебный орган

в системе судов общей юрисдикции

На основании ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной

системе РФ» Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по

гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам

общей юрисдикции. Кроме того, ч. 1 ст. 104 Конституции РФ наделяет Верховный

Суд РФ правом законодательной инициативы по вопросам его ведения. Также

Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ осуществляет правосудие путем рассмотрения дел в

качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь

открывшимся обстоятельствам.

По первой инстанции Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела в

отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей

федеральных судов по их ходатайствам, заявленным до начала судебного

разбирательства (ч. 4 ст. 31 УПК РФ).

Ст. 27 ГПК РФ гласит, что Верховный Суд рассматривает в качестве суда

первой инстанции следующие гражданские дела:

1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат

Федерального Собрания, Правительства РФ;

2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ,

Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти,

затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении

полномочий судей либо о прекращении их отставки;

4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...