Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Безопасностью дорожного движения




 

Сфера обеспечения безопасности дорожного движения представляет собой сложную многоотраслевую совокупность функциональных элементов транспортно-дорожного комплекса, состоящую из субъектов транспортной, дорожной, образовательной, медицинской и иной деятельности, формирующих и управляющих подсистемой дорожного движения.

К объектам обеспечения безопасности дорожного движения относятся участники дорожного движения, транспортные средства, дороги и их инженерное обустройство и оборудование, технические средства организации дорожного движения, специалисты по организации и управлению дорожного движения и т. д.

Решение проблем, связанных с безопасностью дорожного движения, зависит от качества функционирования всех ее элементов на всех этапах разработки (при проектировании), изготовления (при производстве, обучении) и эксплуатации (при использовании по назначению), от их правильной организации, от наличия средств технического и экономического анализа и использования научных достижений в данной области.

Таким образом, сфера обеспечения безопасности дорожного движения представляет собой совокупность разнородных взаимодействующих между собой функциональных элементов, связанных общей целью функционирования - повышение безопасности дорожного движения, т.е. обладает признаками сложных систем.

К ней применимы все системные атрибуты: цель, структура, процесс (алгоритм),

качество (эффективность) функционирования, а также техническая, технологическая и иная реализуемость.

Согласно общей теории систем функционирование системы является процессом достижения поставленной цели при наличии ресурсов, определенной организационной структуры, технологических процессов и условий внешней среды. В идеальных условиях при оптимальной организационной структуре, выполнении всех нормативных требований и отсутствии отрицательных внешних воздействий (или быстрой адаптации к ним системы) цель будет достигнута.

В процессе функционирования система достигает определенного результата - эффекта. Под эффективностью системы понимается степень фактического достижения результата, т. е. степень соответствия действительного результата тому, который должен иметь место при всей полноте выполнения системой своей функции. Эффективность системы зависит от того, насколько эффективны ее подсистемы, и наоборот.

Для исследования процессов, протекающих в дорожно-транспортной системе или ее подсистеме, используется совокупность методов и средств, обычно применяемых для анализа функциональных или управляемых систем.

Структура системы обеспечения безопасности дорожного движения строится на основе ее первичных элементов - субъектов разных видов деятельности, качество и эффективность работы которых в основном и определяет уровень безопасности дорожного движения.

Общие принципы организации любой деятельности как целенаправленного, а значит, управляемого процесса излагаются в литературе по теории управления.

Цели системы устанавливаются нормативами и целевыми показателями, по которым осуществляется оценка эффективности функционирования системы. Степень достижения поставленных перед системой и ее подсистемами целей в рассматриваемый момент времени оценивается в форме отношения целевого значения показателя функционирования системы к его текущему значению.

Формально структура модели любой частной деятельности как воздействия на объект системного управления в приложении к системе управления безопасностью дорожного движения в общем виде представляется преобразованием потребностей общества П в массивы соответствующих им целей и показателей функционирования системы как измерителей желаемого результата управления (рис. 1.4)[1].

На входы управляемых объектов, в качестве которых выступает функциональная деятельность того или иного субъекта, в соответствии с целями подается вектор множества сигналов различной природы, преобразуемый далее в фактически реализуемый результат - вектор выходных сигналов .

Принцип управляемости в любой деятельности определяется наличием в системе каналов обратной связи, которые в совокупности с элементом сравнения (ЭС) обеспечивают выработку программы воздействия на объект управления (ОУ), устраняющего разницу между входными и выходными сигналами.

При этом может быть использована любая степень детализации, т.е. под объектом управления можно рассматривать как любой субъект транспортной деятельности, так и конкретный вид этой деятельности.

Сигналы представляют собой материальные, информационные, финансовые и иные потоки.

Входные сигналы - это мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, включающие в себя команды (распоряжения, инструкции, законы, стратегии),

ресурсы (материальные и финансовые вложения) и т.д.

Внешние сигналы представляют собой различные возмущающие помехи, обусловливающие неопределенность в понимании природы блоков, несовершенство технических средств, нестабильность объекта управления и т.п.

 

Характер выходных сигналов - это система показателей результатов функциональных процессов (промежуточные координаты) и далее обеспечиваемый субъектом уровень безопасности дорожного движения. Такое представление системы дает возможность сравнения и оценки эффективности деятельности субъектов и всей системы в целом.

Объект управления ОУ можно охарактеризовать множеством пар вход - выход. Тогда модель деятельности любого объекта управления определяется следующей тройкой: , , W, где W - отношение, определяющее зависимость выхода от входа.

Таким образом, основной принцип построения показателя эффективности имеет вид:

На практике, например, при оценке экономической эффективности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения измеряется экономический показатель достигнутого снижения уровня безопасности дорожного движения - величина сокращения ущерба от ДТП и соотносится с затратами на эти мероприятия.

Также необходимо отслеживание различных внешних возмущающих помех , способных существенно влиять на безопасность дорожного движения и искажать показатели эффективности работы системы. Для этого применяют корректировку показателей с учетом новых условий, к примеру, изменения численности жителей рассматриваемой территории, числа транспортных средств, объема транспортной работы, менталитета участников дорожного движения.

В сфере обеспечения безопасности дорожного движения все структуры - от правительственных до низовых, производственных - можно представить связанной последовательностью (рис. 1.5). Каждая структура этой последовательности функционально обязательна и выполняет только свои функции[2].

Реализация принципа управляемости в любой деятельности означает наличие полного набора функциональных и необходимых элементов в системе каналов обратной связи. Формально к причинам принципиальной невозможности обеспечить в системе управляемые процессы с заданным качеством относятся отсутствие любого функционального блока или функциональной связи и дефекты в организации их деятельности.

Как любая управляемая деятельность последняя реализуется субъектом на основе вырабатываемых управляющим блоком 6 управляющих команд 21 с последующим сравнением в блоке 22 требуемых команд с результатом производственной деятельности 23, приведенным к блоку сравнения 22 в форме сигнала по каналу 24.

На новом иерархическом уровне вновь проявляется структура нового контура, управляемая деятельность которого организуется в рассматриваемом случае региональным административным органом власти. На этом уровне иерархии также вводятся каналы отрицательной обратной связи 25, 26, обслуживаемые соответственно региональным и федеральным органом отраслевого контроля деятельности всего множества субъектов транспортной деятельности.

Последующая свертка контура деятельности, в свою очередь, выводит на структуру государственного контура с управляющим блоком министерств и ведомств 4, а далее

управляющих блоков федерального правительства и МВД России 3 и законодательных органов власти 2, преобразующих потребности общества 1 в массив государственных

норм и правил управления всех отраслей системы обеспечения безопасности дорожного движения.


 


В этой структуре также предусмотрен канал отрицательной обратной связи 27, выполняющий функции инспекционного контроля (ГИБДД МВД России), который, как и другие каналы, подготавливает решения для государственного органа управления безопасностью дорожного движения.

Основные функциональные элементы системы обеспечения безопасности транспортного комплекса представлены в подразд. 4.1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...