Деятельность по обеспечению эффективного функционирования системы водитель – автомобиль - дорога - среда
С позиции системного подхода деятельность по обеспечению эффективного и безопасного функционирования системы водитель - автомобиль - дорога - среда может быть рассмотрена как последовательность действий, осуществляемых на трех уровнях управления, конечной целью которой является безопасность дорожного движения (рис. 1.8): 1-й уровень предусматривает создание системы законодательных и иных нормативных правовых актов, а также стандартов на транспортные средства и технические средства организации дорожного движения, строительных норм и правил на автомобильные дороги, технических регламентов, содержащих общие требования безопасности по всем компонентам системы водитель - автомобиль -дорога - среда; 2-й уровень предусматривает непосредственную реализацию требований системы законодательных и иных нормативных правовых актов 1-го уровня в процессе создания транспортных средств, строительства, реконструкции и содержания дорожной сети, организации дорожного движения, а также при подготовке водителей и обучении населения правилам безопасности дорожного движения; 3-й уровень предусматривает организацию контроля функционирования всех компонентов системы водитель – автомобиль – дорога - среда в процессе дорожного движения и принятие соответствующих мер для поддержания должного уровня безопасности системы.
Рис. 1.8. Схема управления системой водитель – автомобиль – дорога - среда
Исходя из требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения», основные направления обеспечения безопасности дорожного движения можно сгруппировать в следующие семь блоков: • установление полномочий и ответственности правительства, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• разработка и утверждение законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; • регулирование деятельности на автомобильном, городском транспорте, в дорожном хозяйстве, осуществление деятельности по организации дорожного движения; • организация подготовки водителей транспортных средств, обучение населения правилам дорожного движения; • проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения; • сертификация объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства, лицензирование деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения; • осуществление надзора и контроля выполнения законодательных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Каждый из блоков представляет определенные направления деятельности, участниками которой могут быть как государственные, так и иные структуры любых форм собственности, функционирующие в рамках законодательства. На государственном уровне решаются наиболее фундаментальные проблемы дорожного движения - разработка законодательных и иных нормативных актов, планирование развития автомобилизации, принятие решений о структуре органов управления в рассматриваемой сфере, разработка программ повышения безопасности дорожного движения, программ дорожного строительства, утверждение государственных стандартов и технических регламентов на автомобильные дороги, транспортные средства и т.п. На уровне субъектов Российской Федерации рассматриваются практические вопросы обеспечения функционирования системы водитель - автомобиль - дорога - среда. Все они входят в компетенцию соответствующих структур управления и подведомственных им организаций и решаются для конкретного региона.
Эти направления охватывают основные виды деятельности по обеспечению эффективного функционирования системы водитель - автомобиль - дорога - среда, главным образом, применительно к задачам, которые должны решаться специалистами по организации и безопасности дорожного движения. В числе названных направлений большое значение имеют деятельность образовательных учреждений по обучению водителей и различных групп населения правилам дорожного движения и безопасного поведения, медицинских служб по оказанию помощи пострадавшим в результате ДТП, работа средств массовой информации (газеты, радио, телевидение) по пропаганде безопасности дорожного движения, работа органов страхования и др. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта инженерная деятельность по организации дорожного движения может быть представлена в виде пяти укрупненных блоков (рис. 1.9). 1. Основой для разработки мероприятий по организации дорожного движения является информация о состоянии существующей организации движения, данные об интенсивности движения, составе транспортных и пешеходных потоков, другая информация о дорожном движении. Такую информацию собирают проектные, дорожно-эксплуатационные, коммунальные организации, которым поручено разработать комплекс мер по совершенствованию организации дорожного движения. 2. Работа по выявлению участков концентрации ДТП на существующей дорожной сети, мест с ограниченной пропускной способностью, участков, где наблюдаются задержки транспортных и пешеходных потоков, базируется на данных статистики ДТП, сведениях ГИБДД МВД России о нарушениях правил дорожного движения, оценке пропускной способности отдельных элементов дорожной сети, результатах изучения условий движения. В плане выявления опасных мест эту работу должны систематически выполнять подразделения ГИБДД МВД России, обслуживающие данную городскую территорию или дорогу. Изучение опасных мест и оценку пропускной способности могут проводить как сотрудники ГИБДД, так и организации, которым поручена разработка предложений (проектов) по совершенствованию дорожного движения
Рис. 1.9. Структура деятельности по организации дорожного движения
3. На основе информации о состоянии дорожной сети, организации дорожного движения, данных о ДТП и участках их концентрации, наличии опасных мест разрабатываются проекты по организации дорожного движения с необходимым экономическим обоснованием. В зависимости от поставленной задачи проект разрабатывается для города (городского района), отдельного участка (перекресток, участок дороги), автомобильной дороги или городской магистрали в целом. 4. Непосредственное участие в реализации разработанных мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения, осуществляемое в порядке авторского надзора, дает возможность корректировать при необходимости проектные решения и одновременно с этим проверять их на практике. 5. Оперативные изменения организации дорожного движения необходимы при проведении массовых мероприятий (митингов, демонстраций, спортивных соревнований, праздничных шествий), а также в случае возникновения на отдельных участках дорожной сети заторов (исчерпание пропускной способности), в местах ДТП, при проведении аварийно-спасательных работ. Как правило, места проведения массовых мероприятий заранее известны, поэтому службы организации дорожного движения должны иметь проработанные и согласованные с заинтересованными организациями схемы объезда временно закрываемых для движения участков дорожной сети. На основе изучения дорожного движения должны быть установлены места возможного возникновения заторов и проработаны схемы движения, предусматривающие установку временных дорожных знаков, светофоров, направляющих конусов и т.п. Реализация оперативных изменений организации дорожного движения, как правило, возлагается на подразделения ГИБДД МВД России, обслуживающие соответствующую территорию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|