Дороги за счет простоя на перекрестке
Данные получены при проезде одного и того же участка дороги с изменением простоя на перекрестке от 1 до 45 с. При задержке на перекрестке более 25 с шум ускорения становится меньше, чем при безостановочном стабильном движении, хотя фактически такая величина задержки свидетельствует о недостаточном уровне организации дорожного движения. Исходя из этих свойств, шум ускорения предпочтительно применять для оценки условий движения на магистралях безостановочного движения. Для оценки условий движения на регулируемой дорожной сети целесообразнее применять градиент скорости. Этот критерий так же, как и шум ускорения, реагирует на колебания скорости движения, однако его значения в большей степени обусловлены задержками при движении. Дифференциацию степени сложности условий движения по величине градиента скорости рекомендуется производить, ориентируясь на следующие значения:
Gυ <0,05 с-1 - благоприятные условия движения; Gυ = 0,05...0,1 с-1 - удовлетворительные условия движения; Gυ > 0,1 с-1 - сложные условия движения.
Экспериментальные исследования множества различных дорожно-транспортных ситуаций показывают, что изменение градиента энергии примерно на 60 % обусловлено неравномерностью движения и на 40 % - задержками при движении. Этот критерий является более универсальным и может использоваться для оценки эффективности организации дорожного движения на регулируемой дорожной сети. Значения градиента энергии для различных условий движения следующие:
Gе > 0,3 м/с2 - благоприятные условия движения; Gе = 0,3...0,55 м/с2 - удовлетворительные условия движения; Gе > 0,55 м/с2 - сложные условия движения.
2.5. Аудит дорожной безопасности
Аудит дорожной безопасности - новый инструмент обеспечения безопасности дорожного движения, дополняющий два традиционно используемых - применение и соблюдение стандартов и норм; выявление и устранение участков концентрации ДТП. Аудит дорожной безопасности - это независимая проверка (экспертиза) существующей, строящейся или проектируемой дороги группой независимых квалифицированных специалистов для оценки вероятного риска ДТП для всех категорий дорожных пользователей, цель которой предупреждение возникновения аварийно-опасных ситуаций. Аудит дорожной безопасности начал впервые применяться в Англии в 1980-х гг. и в настоящее время успешно используется в Австралии, Европе, США, Канаде. Актуальность аудита резко возросла в последние годы, вместе с ростом общественного и политического резонанса, вызываемого реализацией дорогостоящих дорожных проектов, не обеспечивающих должного уровня безопасности дорожного движения. Ключевым моментом внедрения аудита в практику является понимание его отличия от других традиционно используемых инструментов обеспечения безопасности дорожного движения. Длительное время считалось, что определяющим условием для обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение норм, стандартов и правил. Нормы и стандарты устанавливают оптимальные параметры, гарантирующие безопасное взаимодействие физических тел в процессе дорожного движения, например: • радиус кривой трассы дороги в плане, отгон виража и скорость транспортного средства для предупреждения заноса; • шероховатость покрытия, состояние шин и коэффициент сцепления для обеспечения успешного экстренного торможения. Отклонение одного из параметров от заданного состояния нарушает оптимальное (безопасное) взаимодействие физических объектов в процессе движения. Дорожно-транспортное происшествие может произойти из-за слишком малого радиуса кривой, неверно рассчитанного виража, превышенной скорости движения, скользкого покрытия или изношенных шин как результата нарушения норм проектирования и содержания дороги или транспортного средства. Не вызывает сомнения, что соблюдение норм проектирования, строительства и эксплуатации дороги, а также транспортных средств предупреждает возникновение опасных ситуаций в процессе дорожного движения.
Однако также известно, что даже очень строгое соблюдение норм и стандартов при проектировании, строительстве и эксплуатации дорог и транспортных средств не гарантирует отсутствия ДТП. Хорошие ровные и широкие дороги, отвечающие требованиям самых строгих стандартов, нередко имеют высокий уровень аварийности, а современные и безопасные транспортные средства - частые участники ДТП. Объясняется это тем, что в процессе дорожного движения кроме транспортных средств и дороги, параметры которых описываются стандартами, участвует человек, поведение которого выходит за рамки стандартов. Считается, что поведение участников дорожного движения должно нормироваться правилами дорожного движения. Однако в реальной жизни человек часто оказывается в нестандартных ситуациях, не предусмотренных правилами, а быстрота и качество принимаемых им решений определяются опытом, возрастом, личными качествами, физическим и эмоциональным состоянием, особенностями восприятия, умением прогнозировать развитие дорожных ситуаций и т.д. Поэтому неудивительно, что причиной основного числа ДТП становится ошибка человека, и, чем выше интенсивность движения, тем выше нагрузка на психику человека и выше вероятность ошибок. Комбинированный фактор дорога - человек оказывает значительное воздействие на возникновение ДТП (27 %) (см. рис. 1.6), являясь в то же время малоизученным. В настоящее время в рамках международного сотрудничества рядом стран проводится сбор данных (обмен ими) о фактах влияния дороги и ее окружения на поведение человека. Достаточное количество фактов и информации служит основой для теоретического обоснования механизма влияния дороги и ее окружения на человека, что в свою очередь является основой для обновления стандартов проектирования будущих самопоясняющих дорог (self-explaining roads), предусматривающих вероятность человеческой ошибки и предупреждающей возникновение ДТП.
Новые стандарты проектирования самопоясняющих дорог основываются на модели восприятия, осознания и других процессах психики человека, которые одинаковы для представителей всех национальностей и культур, пола или возраста, поскольку являются функциями человеческого мозга и центральной нервной системы. Эпоха глобальной мобильности требует «интернационализации» дорожных систем. В настоящее время полем деятельности методологии аудита дорожной безопасности является снижение вероятности совершения ошибок участниками дорожного движения. Аудит принципиально отличается от традиционных методов контроля и оценки дорожной безопасности. В табл. 2.7 приведены отличия нового метода для стадии разработки проекта новой автомобильной дороги. Специфика аудита дорожной безопасности на разных стадиях развития дорожного проекта. Аудит дорожной безопасности может быть применен
Таблица 2.7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|