Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отличия аудита дорожной безопасности от традиционных методов оценки безопасности дорожного движения проекта автомобильной дороги




 

Оценка безопасности дорожного движения проекта Аудит дорожной безопасности
Проводится проектировщиком или по заказу проектировщика Проводится независимо от проектировщика
Оценка соответствия стандартам и нормам Оценка влияния на безопасность с учетом особенностей поведения и психофизиологического восприятия дорожной ситуации участниками дорожного движения
Проводится преимущественно дорожниками Проводится специально подготовленными специалистами по безопасности дорожного движения
Безопасность дорожного движения проекта не подвергается рассмотрению на расширенных совещаниях специалистов Безопасность дорожного движения проекта подвергается специальному рассмотрению на расширенных совещаниях с участием центра организации движения города, группы аудита, заказчика, проектировщика, ГИБДД МВД России
Использует методы оценки, дающие косвенное представление о безопасности вариантов проектных решений Использует специально разработанные методики системного аудита проекта, включающие анализ множества параметров и факторов

 

для любого дорожного проекта независимо от его величины.

Традиционно аудит проводится на следующих стадиях развития проекта:

• обоснование (планирование);

• эскизное проектирование;

• детальное проектирование;

• перед сдачей дороги в эксплуатацию;

• после сдачи дороги в эксплуатацию.

Аудит дорожной безопасности подразделяется на следующие разновидности в зависимости от того, на какой стадии развития дорожного проекта он применен:

• аудит безопасности строительства или реконструкции дороги;

• аудит безопасности эксплуатируемой дороги;

• аудит безопасности дорожных объектов специфического назначения.

На любой стадии технологического развития дорожного проекта аудит безопасности требует решения следующих задач:

• сведение к минимуму вероятности возникновения ДТП при эксплуатации объекта;

• применение результативных решений для сведения к минимуму последствий вероятных ДТП на тех участках дороги, где невозможно исключить риск полностью;

• снижение затрат по устранению дефектов при эксплуатации дороги за счет выявления и исключения дефектов на более ранних стадиях развития дорожного проекта (при проектировании и строительстве).

Рекомендации, подготовленные в результате аудита дорожной безопасности, предоставляются на рассмотрение заказчику и исполнителям работ на соответствующем технологическом этапе: организации-планировщику, организации-проектировщику, организации-подрядчику, эксплуатирующей организации.

В сферу аудита дорожной безопасности включаются следующие группы эксплуатационных характеристик дороги:

• геометрические параметры дороги;

• характеристики дорожного покрытия;

• обеспечение видимости;

• дорожная сигнализация;

• элементы обустройства дороги;

• управление дорожным движением;

• обеспечение безопасности при выполнении дорожных работ.

Результативность аудита дорожной безопасности определяется соблюдением двух основных требований:

• обязательностью и регулярностью аудита на каждом этапе технологического развития дорожного проекта. Для этого требуется совместная работа экспертов, обладающих опытом проектирования, эксплуатации и обеспечения безопасности дорожного движения;

• формальностью процедуры аудита. Выполнение этого требования упрощается с помощью руководств и стандартных листов контроля с перечнем элементов и эксплуатационных характеристик, которые должны быть проверены аудиторами.

Важная задача аудита дорожной безопасности - максимально использовать накопленный практический опыт для исключения передачи пользователю продукта с «дефектами» - небезопасными элементами дорожной инфраструктуры, представляющих собой результат ошибок и упущений планировщиков, проектировщиков, строительных подрядчиков или эксплуатирующих служб.

Обязательным является условие выполнения аудита экспертами (группа 4 - 5 чел.), имеющими соответствующее образование, серьезный опыт практической работы и отличающимися независимостью принимаемых решений.

Аудит безопасности эксплуатируемой дороги (мониторинг). Безопасность движения на дороге зависит от поведения участников дорожного движения, которое в значительной степени определяется правильностью восприятия дорожной ситуации. Правильность восприятия зависит от согласованности сопрягаемых элементов дороги и их эксплуатационных характеристик. Несогласованность характеристик отдельных элементов дороги уже требует от участников дорожного движения способности к быстрому реагированию и быстрой адаптации к новым условиям, что повышает риск ДТП, поскольку вероятность ошибок участников дорожного движения возрастает.

Аудит безопасности эксплуатируемой дороги нацелен на выявление эксплуатационных характеристик и элементов, которые не отвечают функции данной дороги и поэтому дезориентируют участников дорожного движения на данном участке дорожной сети, нарушая плавность психологического восприятия дороги, создавая элементы неожиданности или неоднозначности восприятия ситуации. В подобных ситуациях поведение водителей становится непредсказуемым. Опытный водитель принимает одно решение, неопытный - другое, решения местных водителей отличаются от решений водителей иногородних и т.д.

Ожидаемыми результатами аудита безопасности эксплуатируемой дороги являются:

отчет о местонахождении и характере несоответствий между элементами дороги и ее функциональными характеристиками;

заключение о том, каким образом эти несоответствия стимулируют нежелательное поведение участников дорожного движения с учетом того, что одни и те же элементы дороги могут представлять разную степень потенциальной опасности для различных категорий участников дорожного движения. Требуется выявление наиболее уязвимых групп (водители легковых транспортных средств, дети, велосипедисты, пожилые люди, инвалиды);

предложения для решения выявленных проблем по каждой группе уязвимых участников дорожного движения.

Аудит безопасности эксплуатируемых дорог может проводиться тремя способами:

• как дополнение к плановым мероприятиям по содержанию дороги;

• как масштабный план мероприятий по снижению уровня ДТП на дорожной сети или план мероприятий для участка сети;

• как программа аудита безопасности всей дорожной сети в целом с расстановкой необходимых мероприятий в порядке приоритетности.

Дорожная администрация может применить как один, так и все перечисленные способы аудита безопасности эксплуатируемых дорог.

Однако, какой бы способ не был выбран, главным является системность применения практики аудита. В составе штата дорожной администрации рекомендуется выделить специалиста, отвечающего за внедрение практики аудита безопасности для эксплуатируемых дорог.

Аудит безопасности эксплуатируемой дороги (или сети) требует: ведения учета всех произошедших ДТП (как учетных, так и административных) для того, чтобы выявлять ошибки, которые были допущены на стадии проектирования и строительства дороги; регистрации следов, обнаруживаемых в процессе эксплуатации дороги. Например, полезную информацию дают обнаруженные тропинки движения пешеходов; царапины на ограждениях, опорах знаков, деревьях; следы резкого торможения на дорожном покрытии и обочинах; съезды с дороги и т. п.

Подобная информация дает основание для проведения мер, предупреждающих возникновение ДТП, и позволяет повышать безопасность дорожного движения при реализации последующих дорожных проектов аналогичного типа.

Аудит эксплуатируемой дороги требует условного «прохождения пешком», «проезда на велосипеде» и «проезда на автомобилях различных типов» по обследуемой дороге в светлое и темное время суток с тем, чтобы проверить безопасность дороги с точки зрения различных категорий ее пользователей в различных условиях окружающей среды.

При работе аудиторов на дороге заполняются контрольные листы установленного образца, который может совершенствоваться с расширением практики и опыта аудита.

В результате аудита безопасности дорог населенного пункта может быть разработана стратегия безопасности дорожного движения для каждого района населенного пункта (центр, жилые массивы, промышленная зона и т.д.). Эти локальные стратегии безопасности могут быть реализованы в составе общегородской Программы по повышению безопасности дорожного движения на дорожной сети с эффектом постепенного наращивания уровня безопасности сети.

Аудит безопасности дорожных объектов специфического назначения. Специфическими вопросами, которые также могут потребовать аудита дорожной безопасности, становятся, например, следующие:

• временные изменения условий движения, связанные с проведением дорожных работ;

• оптимизация сигнализации (светофоры, дорожные знаки, разметка) для участков дорожной сети, более протяженных, чем один дорожный проект;

• условия безопасности для велосипедного движения;

• условия безопасности для пешеходного движения.

Экономические выгоды от проведения аудита дорожной безопасности. Проведение аудита дорожной безопасности не только снижает численность погибших и раненых в результате ДТП, но и в конечном итоге снижает затраты на транспортную инфраструктуру, поскольку внедрение его рекомендаций на стадии разработки проектов гораздо дешевле, чем устранение ошибок проектирования, приводящих к ДТП, на уже эксплуатируемой дороге.

Все транспортные проекты могут подвергаться аудиту дорожной безопасности. Существующая практика показывает, что аудиту подвергаются наиболее дорогостоящие проекты, это имеет общественную поддержку и повышает авторитет администрации регионов в глазах общественности.

Для снижения риска ДТП могут предлагаться разные варианты проектных решений, стоимость которых различна. Затраты на проведение мер, рекомендованных аудитом, должны быть обоснованы соотношением выгод от снижения риска ДТП и затрат на проведение этих мер. Если соотношение превышает единицу, затраты общества являются экономически обоснованными.

Практика аудита дорожной безопасности показывает значительные экономические выгоды. В Канаде, например, до 91 % рекомендаций аудиторов принимается к исполнению. В Новой Зеландии 90 % рекомендаций, выполненных на стадии проектирования, имеет соотношение выгод и затрат больше единицы. Примерно 75 % этих рекомендаций имеет соотношение более 10. Из этого числа 65 % предложений реализуется при затратах менее 1 тыс. долл.

Аудит дорожной безопасности тем результативнее, чем раньше он начал проводиться в процессе развития дорожного проекта. При проведении аудита на стадиях планирования и проектирования легче внести изменения в проектную документацию для устранения дефектов, чем производить корректировки уже эксплуатируемой дороги. Необходимость проведения строительных работ обойдется значительно дороже.

В перечень выгод общества от проведения аудита дорожной безопасности включаются следующие:

• снижение риска ДТП (в том числе снижение вероятности возникновения ДТП, тяжести последствий ДТП, если оно все-таки происходит);

• снижение затрат на проведение мероприятий для повышения безопасности дорог при их эксплуатации;

• повышение осознания ответственности теми, кто отвечает за планирование, проектирование, строительство и содержание дорог, а, следовательно, повышение качества принимаемых решений;

• привлечение внимания к человеку (включая все категории дорожных пользователей) как фактору, ответственному за большинство происходящих ДТП, в отличие от традиционной практики фокусирования внимания на соблюдении норм, стандартов и правил.

Основной получатель выгоды от проведения аудита дорожной безопасности - пользователь дороги, независимо от способа передвижения.

Для повышения результативности и окупаемости затрат, связанных с проведением аудита дорожной безопасности, ресурсы аудита требуют развития по следующим основным направлениям:

• подготовка руководств по аудиту дорожной безопасности и стандартных форм контроля на основе международного опыта;

• повышение квалификации аудиторов, развитие учебных программ для их подготовки (дополняющих соответствующее образование и практический опыт);

• формирование процедур и критериев для оценки квалификации аудиторов дорожной безопасности;

• развитие и внедрение программного обеспечения для дорожных администраций как инструмента расстановки приоритетов среди предложений аудиторов;

• разработка методик для оценки экономических выгод от аудита дорожной безопасности.

Аудит дорожной безопасности как метод контроля качества дорог. Дорожная сеть - продукт, который создается и содержится дорожной отраслью в соответствии с установленным перечнем эксплуатационных качеств для того, чтобы удовлетворять транспортные потребности общества с минимальными затратами. Безопасность дорожной сети - одно из ключевых эксплуатационных качеств, предъявляемых к дорожной сети.

В процессе производства любой продукции ее качество обеспечивается применением одного из методов контроля качества.

Самым результативным методом обеспечения качества по праву считается система управления качеством. Метод появился в Японии в 1950-е гг., определив высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке на последующие десятилетия.

Общими принципами системы управления качеством являются следующие:

• высокое качество конечного продукта есть результат высокого качества исполнения каждого этапа в составе технологического цикла производства продукта. Участники последующего технологического этапа являются потребителями и контролерами качества результата предыдущего этапа. Такая система способствует быстрому обнаружению дефектов еще в процессе производства, в отличие от традиционного контроля качества (отдел технического контроля, приемка в эксплуатацию комиссией и т.п.), нацеленного на обнаружение дефектов при выпуске (сдаче) в эксплуатацию уже законченного продукта;

• недостаточно просто обнаруживать дефекты и устранять их, нужно выявлять причины появления дефектов в процессе производства и устранять именно причины. В рамках системы контроля качества участники всех этапов технологического цикла решают производственные задачи не только в пределах своей технологической операции, но и понимая общие задачи, стоящие перед конечным продуктом, передаваемым потребителю.

Аудит дорожной безопасности следует рассматривать как систему управления качеством (безопасность) для технологического цикла производства такого продукта, как автомобильная дорога. Дорожная специфика обусловлена тем, что кроме общих принципов для организации и функционирования системы управления качеством (повышением безопасности дорожной сети) необходимы еще следующие компоненты:

• многолетнее последовательное изучение дефектов (причин возникновения ДТП), исследования, анализ статистических данных, подготовка теоретических выводов, развитие статистических методов;

• изучение мотивации и моделей поведения участников дорожного движения, выявление закономерностей формирования характера и объема их потребностей, включая влияние психологических факторов;

• широкий спектр мероприятий - от ревизии национального законодательства до изучения ошибок, допущенных на различных стадиях технологического цикла производства (планирование, проектирование, строительство, эксплуатация дорожных проектов); закрепление за каждым этапом технологического цикла функций потребителя результатов предыдущего этапа в составе общей технологической последовательности. Например, эксплуатирующая дорогу служба, отвечающая за безопасность дорожного движения, является потребителем результатов строительного подрядчика, проектировщика и планировщика;

• постоянный эксплуатационный мониторинг результатов проекта (например, анализ данных ДТП на участке дороги, сданном в эксплуатацию);

• постоянно действующая система обучения работников организаций и служб дорожной отрасли.

Результат аудита дорожной безопасности как системы контроля качества на всех стадиях технологического цикла развития дорожных проектов - повышение безопасности эксплуатации дорожной сети для всех категорий дорожных пользователей путем снижения вероятности совершения ими ошибок в процессе дорожного движения.

Перспективы развития аудита дорожной безопасности. Аудит дорожной безопасности - развивающаяся дисциплина, принимающая на себя часть решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения (см. матрицу Хэддона (Приложение 3)), фаза «До ДТП», область деятельности «Предупреждение ДТП»).

Практика аудита дорожной безопасности особенно необходима для выявления и решения потенциальных проблем, связанных с человеческим фактором, еще до того, как ошибка человека станет причиной реального ДТП.

Аудит дорожной безопасности несомненно способствует повышению качества дорожной инфраструктуры, а также снижает издержки общества, связанные с ДТП и исправлением «дефектов» дорожной отрасли на стадии эксплуатации дорог. Предупреждая ошибки человека в процессе дорожного движения, аудит дорожной безопасности вносит вклад в развитие такого перспективного качества дороги, как самопояснение, т.е. способность дороги:

быть однозначно воспринимаемой всеми участниками дорожного движения независимо от их опыта, возраста, национальности и т.п.;

стимулировать желательное поведение участников дорожного движения с помощью профессионально применяемых мер физического и психологического воздействия на участников дорожного движения.

Подобная способность дорог особенно важна для направлений международных транспортных коридоров и для транзитных городов с большой долей иногородних водителей в составе транспортного потока.

Можно уверенно прогнозировать развитие международной тенденции расширения практики аудита дорожной безопасности и увеличения числа дорожных администраций, которые примут аудит дорожной безопасности на вооружение в качестве одного из инструментов управления качеством.

Задача концепции аудита дорожной безопасности - объединить опыт дорожного сектора с опытом других областей знаний и создать фундамент для норм проектирования будущих дорог, которые будут учитывать психологию человека наравне с законами физики и механики и обеспечат высокий уровень безопасности движения через регулирование поведения участников дорожного движения.

Традиционно российские дороги не предусматривают права пользователя на ошибку, перекладывая всю ответственность за ДТП на самих участников дорожного движения.

Современная практика свидетельствует о необходимости изменения подхода и усиления роли дороги в обеспечении безопасности дорожного движения.

Дорожная отрасль должна нести большую ответственность за качество своего продукта (дорожная сеть) и услуг (дорожное содержание). Российские нормы проектирования, строительства и эксплуатации требуют модернизации путем «очеловечивания», т. е. принятия во внимание человеческого фактора, для того, чтобы в большей степени отвечать требованиям современного общества с высоким уровнем автомобилизации.

Снижение аварийности в странах, принявших на вооружение методологию аудита дорожной безопасности для программирования ошибок дорожных пользователей и принятия мер по их предупреждению, доказывает правильность этого пути. Первая российская практика аудита безопасности эксплуатируемой дороги Архангельск - Северодвинск, реализуемая с 2004 г. в дорожной администрации Архангельской области, демонстрирует хороший результат по снижению аварийности и высокую окупаемость средств, направляемых на реализацию рекомендаций аудиторов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...