Экологическая оценка эффективности мероприятий
Решение проблем загрязнения окружающей среды выбросами транспортных средств, а также нарушения почвенного покрова, растительности и животного мира является одной из приоритетных задач, направленных на повышение качества жизни населения и сохранение природной среды. С этой целью проводится оценка воздействия проектируемого объекта на следующие компоненты окружающей среды: • атмосферный воздух; • виброакустический режим территории; • поверхностные и подземные воды; • почва; • растительный и животный мир; • охраняемые природные территории; • рекреационные зоны; • памятники археологии и культуры. Сложность проведения оценки экологического воздействия автомобильных дорог на окружающую среду и последующего экологического контроля за реализацией проектных решений на стадиях технико-экономического обоснования (проекта) и в рабочей документации на практике обусловлена тем, что в сфере интересов экологов находятся не только автомобильные дороги, но и зона их влияния. Остановимся кратко на оценке воздействия транспортных объектов на состояние отдельных компонентов окружающей среды. Атмосферный воздух. Экологические требования к защите воздушной среды при строительстве и функционировании автомобильных дорог определены Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ и от 09.05.2005 № 45-ФЗ) и Федеральным законом от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Отработавшие газы автомобильных двигателей содержат большое количество токсичных веществ (см. подразд. 6.2.5). Для оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха выбросами транспортных средств и определения зон повышенного уровня содержания вредных веществ в атмосферном воздухе городов и населенных пунктов используется комплексный подход.
На первом этапе анализируют материалы систематических наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха по основным ингредиентам, регистрируемым на стационарных постах наблюдения существующей сети гидрометеорологических станций. Материалы этого анализа позволяют выявить уровни фонового загрязнения атмосферного воздуха и определить наиболее приоритетный набор регистрируемых ингредиентов для следующих этапов исследований. На втором этапе проводят натурные исследования загрязнения атмосферного воздуха основными ингредиентами на разных расстояниях от источников вредных выбросов, например от оси реконструируемой магистрали (от 10 до 150 м и более) в зависимости от интенсивности движения транспортных средств. Отбор проб воздуха и их анализ проводится при метеоусловиях, наиболее характерных для зимнего и летнего периодов года. Полученные результаты (фактические концентрации загрязнителей), фиксируемые на различных расстояниях от оси автомобильной дороги, сопоставляются с гигиеническими нормативами, с учетом микроклиматических параметров на момент отбора проб. Это является основанием для определения уровня фактического загрязнения атмосферного воздуха в зоне воздействия существующей и проектируемой автомобильной дороги. Для изучения закономерностей распространения атмосферных загрязнений, оценки воздействия на окружающую среду и разработки конкретных проектных предложений природоохранного направления при строительстве и реконструкции автомобильных дорог используются методы математического моделирования и ОНД-86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» (утв. председателем Госком СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 04.08.1986).
При расчетах выбросов вредных веществ в атмосферу учитываются следующие основные параметры по каждому участку строительства автомобильной дороги: • интенсивность движения транспортных средств; • средняя скорость движения; • валовые выбросы загрязняющих веществ; • ширина автомобильной дороги; • тип существующих защитных сооружений (насыпи, выемки, зеленые насаждения и т.п.). Виброакустический режим территории. Транспортный шум является одним из существенных факторов физического воздействия на окружающую среду. В городских условиях движение транспортных средств создает до 80 % шума. Автомобильные транспортные средства создают уровень шума, приближающийся к предельным показателям: на расстоянии 7,5 м легковые автомобили производят шум до 77 дБ, грузовые автомобили - 78...83 дБ. Важным этапом оценки состояния окружающей среды на территории, прилегающей к автомобильной дороге, является определение границы зоны акустического влияния транспортных потоков, проходящих по краю полотна автомобильной дороги. Допустимый уровень звука на территории жилой застройки составляет: в дневное время 61...62 дБ, в ночное время - 54... 55 дБ; зона акустического влияния автомобильных дорог днем - 430...450м, ночью - 700...800 м. Допустимый шум уличного движения у стен жилых зданий не должен превышать днем - 50 дБ, ночью - 40 дБ (эквивалентные уровни шума). Таким образом, при реконструкции автомобильных дорог в городских условиях необходимо проведение шумозащитных мероприятий, к которым относятся совершенствование организации движения транспортных средств, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортных средств, ограничение движения грузовых транспортных средств, устройство шумозащитных сооружений (барьеров, валов, экранов из различных материалов), создание зеленых насаждений. Водоотведение с полотна автомобильной дороги. Поверхностный сток формируется на поверхности почвы за счет выпадения атмосферных осадков, полива территории автомобильной дороги и таяния снегового покрова. Основной целью организации отведения и очистки поверхностного стока в черте города является защита водных объектов, попадающих в зону влияния автомобильной дороги, от загрязнения взвешенными веществами, нефтепродуктами и другими ингредиентами, смываемыми с полотна автомобильной дороги.
Для оценки и предотвращения отрицательного воздействия поверхностного стока на окружающую среду на каждом индивидуальном участке автомобильной дороги необходимо анализировать годовой и суточный объемы поверхностного стока, его интенсивность и качественный состав, физические, гидрогеологические и прочие условия добегания поверхностного стока от места образования до контакта с водоемом или водотоком культурно-бытового или рыбохозяйственного назначения. Объем и интенсивность поверхностного стока являются определяющими факторами для расчета инженерных систем сбора и отвода поверхностного стока на рельеф или в водные объекты. Организованный сбор поверхностного стока обязателен в тех случаях, когда перед поступлением их в водоем необходимо использование очистных сооружений. Анализ результатов отечественных и зарубежных исследований по составу городских поверхностных сточных вод показал, что номенклатура присутствующих в них загрязняющих веществ аналогична компонентам выбросов автомобильных транспортных средств, а концентрация загрязняющих веществ соответствует интенсивности движения транспортных средств и наличию автозаправочных станций и станций технического обслуживания. Анализ данных содержания загрязнений в поверхностном стоке и атмосферном воздухе свидетельствует об отсутствии корреляции качественного и количественного состава загрязняющих веществ. Сравнение показателей поверхностного стока с нормативными требованиями, предъявляемыми к качеству воды водоемов культурно-бытового водопользования и рыбохозяйственного назначения, позволяет оценить в каждом индивидуальном случае необходимость и достаточность используемых очистных сооружений применительно к видам водопользования. Почвенный покров. В условиях крупного мегаполиса, где интенсивность транспортных потоков высока, отмечается значительное изменение свойств городских почв, нарушение их экологических функций, которые во многом определяют качество городской среды.
Отличительной особенностью городских почв является повышенное содержание в них тяжелых металлов (цинка, кадмия, никеля, меди, хрома), бенз(а)пирена и нефтепродуктов. Автомобильные транспортные средства являются одним из основных источников загрязнения городских почв. Исследования показали, что уровни содержания и закономерности распределения тяжелых металлов в почвах газонов обусловлены интенсивностью движения транспортных средств, местоположением, физико-химическими свойствами почв. Отмечается увеличение содержания тяжелых металлов в почвах газонов вдоль радиально расположенных автомобильных дорог по мере их приближения к центру города. Это связано с большей плотностью движения транспортных средств, высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в центре города, а также с различным временем существования газонов. Почвы являются биогеохимическим барьером, который поглощает тонкодисперсные вещества и газы, поступающие из атмосферного воздуха, одновременно очищая другие природные среды (воды, воздух). Однако, являясь накопителями техногенных веществ, почвы могут стать вторичным источником загрязнения воздуха, растений и природных вод, что может вызвать нарастание экологически опасных последствий, создающих угрозу для здоровья населения. Растительный покров. В крупных городах складываются крайне неблагоприятные условия для произрастания даже самых устойчивых к техногенным воздействиям и неприхотливых видов деревьев, кустарников и трав. Существующие в черте мегаполиса зеленые насаждения в большинстве случаев имеют сильные техногенные поражения ассимиляционного аппарата, ветвей и крон практически на всех деревьях и кустарниках, попадающих под прямое воздействие выбросов транспортных средств. Применение антигололедных средств приводит к поражению почек и массивному усыханию древесной растительности в зоне влияния автомобильных дорог, в результате чего в последние годы утрачены тысячи многолетних древесных насаждений и кустарников. В городских условиях угнетаются процессы фотосинтеза из-за повышенной концентрации вредных газов в атмосферном воздухе, наличия хлора и натрия в почве, оседания на листьях и хвое пыли, сажи, солей кальция, обнаруживается, как правило, в 3 - 4 раза большее количество бенз(а)пирена, чем в отработавших газах двигателей транспортных средств.
Вследствие воздействия перечисленных факторов замедляется рост и развитие древесно-кустарниковой растительности, происходит отмирание ветвей и ослабление зеленых насаждений. К деградации древесной растительности приводит прямое воздействие на нее выбросов сернистого ангидрида и оксидов азота, проявляющееся в поражении листьев и хвои при накоплении в них этих и других загрязнителей. В результате проведения оценки воздействия объектов транспортного строительства на окружающую среду разрабатывается система природоохранных мероприятий, позволяющая предотвратить ухудшение экологической обстановки на рассматриваемой территории по сравнению с фоновой. Эффективной мерой по предотвращению принятия непродуманных с экологической позиции проектных решений является выполнение процедуры оценки воздействия на окружающую среду (включая участие общественности) и государственной экологической экспертизы, которая призвана осуществлять предупредительный контроль соблюдения требований охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|