Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ошибки и трудности при внедрении системы оценки




Существуют и недостатки метода оценки персонала на основе модели компетенций, которые сводятся к следующему:

1. Достаточно длительный и трудоемкий подготовительный процесс, включающий подготовку списка компетенций, формирование группы экспертов и их обучение.

2. Детальная оценка каждого критерия, уровня его выраженности - процесс достаточно трудоемкий и поэтому дорогой.

3. В формировании компетенций возможны и ошибки, связанные с разработкой:

- пересекающихся компетенций. Похожие индикаторы используются для определения двух или трех разных компетенций - это приводит к путанице при проведении оценочных мероприятий и снижает достоверность самой оценки. Для предотвращения подобной ошибки необходимо найти пару сотрудников таких, чтобы один из них хорошо владел обеими этими компетенциями, а другой не владел бы одной из них. Если такие сотрудники найдены, можно сделать вывод, что компетенции не пересекаются;

- сложных компетенций. Слишком громоздкие и сложно сформулированные компетенции значительно усложняют работу;

- противоречивых компетенций. Компетенции могут содержать утверждения, означающие противоположные вещи - например, несколько противоречивых, т.е. исключающих друг друга индикаторов поведения. Чтобы проверить, противоречива ли компетенция, необходимо подобрать сотрудника, который владел бы одной составляющей компетенции и не обладал бы второй. Если существует хотя бы один такой человек, то компетенция противоречива и она внесет путаницу в оценку персонала;

- компетенций, содержащих в описании не индикаторы поведения, а желаемый результат. Индикатор не должен указывать на результат деятельности, так как результат есть следствие хорошего владения компетенцией, а не определение самой компетенции;

- плохо проработанных компетенций. Компетенции описаны не детально, поэтому и типы поведения будут охарактеризованы недостаточно подробно;

- компетенций, неправильно определяющих стандарты. Например, компетенция "принятие решений" (руководитель может уметь принимать решения, но будут ли они правильными?). Ошибка при определении стандартов заключается в том, что компетенции не подразделяются на уровни: квалифицированные и неквалифицированные исполнители в этом случае получат одинаковую оценку;

- модели компетенций, заимствованной у другой компании. В этом случае она не будет актуальна для сотрудников - они не увидят ценности компетенций в своей повседневной работе;

- неверно определенных компетенций. Сотрудники могут обнаружить противоречие между повседневной работой и компетенциями, что приведет к игнорированию модели компетенций;

- неудачно внедренных компетенций. Сотрудники не понимают, зачем нужны компетенции, руководство не считает их важными, а их применение в ходе оценочных мероприятий остается пустой формальностью. Скорее всего, причина неудачи в том, что сотрудников мало привлекали к обсуждению еще на этапе разработки модели компетенций;

- несвоевременно внедренных компетенций. Когда в компании происходит много значительных изменений (внедряются новые продукты, методы работы), которые затрагивают интересы большинства сотрудников, то компетенции рассматриваются как менее важный проект;

- неверно использованных компетенций. Индикаторы поведения не должны использоваться в качестве жесткого критерия оценки сотрудника. Важно помнить, что компетенции - это только инструмент для оценки персонала, и его использование не исключает применения других оценок в ходе аттестационных мероприятий. Следует избегать подмены поведенческих индикаторов, определенных компанией, личной интерпретацией их руководителем или менеджером по персоналу, входящими в оценочную комиссию.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность оценки персонала, основные задачи оценки персонала;

2. Какие существуют виды и методы оценки, критерии оценки персонала; Охарактеризуйте процедуру оценки персонала;

3. В чем состоит преимущество оценки для организации;

4. Раскройте основные требования к системам оценки;

5. Каковы возможные ошибки и трудности при внедрении системы оценки;

6. Раскройте сущность аттестации персонала;

7. В чем состоит оценка по компетенциям;

8. Раскройте сущность центра оценки (Ассессмент);

9. Раскройте сущность индивидуального ассессмента;

10. Раскройте сущность обратной связи 360 градусов.

 


Заключение

 

Корпоративным моделям компетенций отводится важная роль в системе подготовки кадров, и управления персоналом. В одних компаниях модель компетенций является ключевой в работе с кадрами, в других - профили компетенций используются в качестве прикладных инструментов, например, для оценки персонала.

Понятие «компетенция» появилось в США около 30 лет назад в ответ на потребности предприятий, возникающие при приеме на работу специалистов. Оно стало практическим инструментом работодателей для оценки не только знаний, но и других составляющих, определяющих успех деятельности индивида. Для западных специалистов компетенции - способности, возможности, ряд связанных, но различных наборов навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску, то есть все те навыки, проявляемые в соответствующих ситуациях. Сегодня на Западе очень широко используется описание деятельности с позиции компетентностного подхода. Разработаны методики, опросники для формирования профиля компетенции под различные виды деятельности.

Таким образом, суть компетентностного подхода заключается в разработке и применение на практике моделей компетенций сотрудников, их подборе и подготовке в соответствии с этими моделями, применение такого метода оценки, как аттестационное собеседование.


 

Библиографический список

 

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-изд./ Пер. с англ. Под ред. С.К. Мордовина.- СПб.: Питер, 2009.-848 с.

2. Кибанов А.Я. Служба управления персоналом: учебное пособие/ А.Я. Кибанов, В.Г.Коновалова, М.В. Ушакова; под ред. А.Я. Кибанова.-М.: КНОРУС, 2010.-416с.

3. Кибанов,А.Я. Основы управления персоналом: Учебник.-2-е изд., перераб. И доп.-М.: ИНФРА-М, 2009.-447с.

4. Колосова Р.П., Василюк Т.Н., Артамонова М.В.,Луданик М.В. Экономика персонала: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2009.-XXIV, 896с.

5. Минченкова О.Ю. Управление персоналом: система бюджетирования: учебное пособие/ О.Ю. Минченкова, Н.В. Федорова.-М.: КНОРУС, 2008.-224с.

6. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова.- 3-е изд., доп. и перераб.-М.: ИНФРА-М, 2009.-638с.

7. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Д-ра эк. Н., проф. А.Я. Кибанова, к.эк.н., проф.Л.В. Ивановской.-М.: Издательство «Экзамен», 2009.-352с.

8. Фитц-енц, Як Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала/ ЯК Фитц-енц; пер. с англ.: Меньшикова М.С., Леонова Ю.П.; под общ. Ред. В.И. Ярных.-М.: Вершина, 2009.-320с.

 

Интернет- ресурсы

1. Кадровик [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kadrovik.ru/

2. Персонал – Микс. Научно-практический журнал по стратегическому управлению организацией и ее человеческими ресурсами [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.personal-mix.ru/

3. HR-Портал. Сообщество HR-профессионалов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/

4. Журнал «Работа с персоналом» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hr-journal.ru/

 


Приложение А

(справочное)

Перечень ключевых слов

 

1. компетентностный подход

2. компетентность

3. компетенция

4. модель компетенций

5. профиль компетенций

6. управление компетенциями

 


[1] Перечень компетенций основан на положениях Стандарта профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента, утвержденного Национальным союзом кадровиков (профессиональным союзом специалистов в области кадрового

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...