Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организмический оценочный процесс




Организмический оценочный процесс

Для того чтобы получить адекватное представление о реальном (или истинном) и уникальном «Я», необходимо понять суть концепции организмического оценочного про­цесса. Данный процесс подразумевает скрупулезное непрерывное рассмотрение опы­та и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответ­ствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией акту­ализации. Например, наблюдение за поведением младенцев показывает, что они пред­почитают опыт, который поддерживает и совершенствует их организм (например, лю­бопытство и безопасность), и отклоняют опыт, который не поддерживает и не совер­шенствует их организм (например, боль и голод). При таком рассмотрении опыт пред­ставляется скорее как организмический, чем сознательный символический процесс. Оценочные процессы и представления о ценностях, отраженные в различном опыте, по-видимому, берут начало в младенческом возрасте (младенцы реагируют на собствен­ные сенсорные и висцеральные сигналы). По мере того как люди растут, их оценочные процессы все в большей степени помогают им достичь такого уровня самоактуализа­ции, который позволяет осознавать и ощущать внутренние переживания.

Опыт и его переживание

Роджерс использует термин «сенсорный и висцеральный опыт» скорее в психоло­гическом, чем в физиологическом смысле. Можно попробовать по-другому объяснить, что подразумевается под сенсорным и висцеральным опытом. Человек постоянно под­вергается воздействию событий и сталкивается с фактами, которые можно осознать с помощью сенсорных и висцеральных элементов, от рождения присущих организму. Люди могут не осознавать многое из переживаемого ими. Например, когда вы сидите, вы можете не ощущать свои ягодицы до тех пор, пока не привлечете к ним ваше внима­ние. Другой пример — вы можете не осознавать физиологические аспекты голода, по­скольку слишком увлечены работой или игрой. Однако этот опыт потенциально досту­пен для сознательного понимания. Полный диапазон опыта, имеющегося на любой кон­кретный момент, можно назвать «эмпирическим (основанным на опыте)», «перцепционным» или «феноменальным» полем. Роджерс подчеркивал, что он не подразумевает физиологические процессы, такие как функционирование нейрона или изменение со­держания сахара в крови, когда рассматривает опыт с психологической точки зрения и определяет его соответствующим образом.

Слово «переживание» означает, что организм получает любые виды сенсорного или висцерального опыта, имеющие место на данный момент. Переживание чувства подра­зумевает получение индивидом как эмоционального содержания, так и личного смы­сла или когнитивного содержания, которые «неразрывно связаны в каждый момент» (Rogers, 1959, р. 198). Переживание чувства полностью означает, что переживание, осознание и выражение данного чувства абсолютно конгруэнтны.

Восприятие и осознание

Слова «восприятие» и «осознание» фактически являются синонимами в личностно-центрированной теории. Если опыт воспринят, значит, он вошел в сознание, и, ка­ким бы смутным ни было понимание этого опыта, его не требуется выражать с помо­щью вербальных символов. Можно по-другому сформулировать это положение: «вос­принимать» значит «отдавать себе отчет в наличии стимулов или переживаний». Род­жерс считал, что восприятие и осознание являются трансактными по своей природе и представляют собой конструкции, в основе которых лежит полученный в прошлом опыт, а также своего рода гипотезы или предсказания будущего. Восприятие или осо­знание может соотноситься с опытом или «реальностью», а может и не соотноситься с ними. Отражение опыта в сознании в виде точных символов означает, что гипотеза, существующая в сознании в скрытом виде, проявится, если оказать воздействие на процесс понимания. Многие виды переживаний не могут отражаться в сознании в виде точных символов из-за наличия защитных отрицаний и искажений. Другие варианты опыта, например ощущение ягодиц при сидении на стуле, могут не восприниматься индивидуумом, так как они не являются важными для тенденции актуализации.

Появление осознания, или сознательного внимания, является одним из самых последних эволюционных событий, произошедших в процессе развития человеческого рода. Роджерс рассматривал его как «вершину огромной пирамиды подсознательного организмического функционирования» (Rogers, 1977, р. 244). На рис. 2. 1 представлена попытка схематично изобразить эту аналогию. Когда человек функционирует нормаль но, в сознании отражается процесс жизнедеятельности организма в таком виде, в каком он имеет место на данный момент. Однако часто люди функционируют ненормально, при этом они организмически двигаются в одном направлении, в то время как их сознательная жизнь течет в другую сторону.

НОВОВВЕДЕНИЯ

Личностно-центрированная теория может стать более понятной для читателя, если он проведет различие между «Я» и Я-концепцией.

«Я» можно рассматривать как реальное, базисное организмическое «Я». Такой смысл придается слову «Я» при использовании его в составе популярных выражений типа «Быт! верным собственному " Я" », «Быть самим собой». Я-концепции людей — это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я». Таким образом, в идеале стремление к актуализации относится к са моактуализации, характеризующейся синонимичностью или конгруэнтностью аспекте] «Я» и Я-концепции. Однако в тех случаях, когда «Я» и Я-концепция не конгруэнтны стремление актуализировать представление о самом себе может препятствовать удов летворению более глубокой потребности актуализировать организмическое «Я». В сво их работах Роджерс не всегда прямо указывает на вышеупомянутое различие, но всегд подразумевает его.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...