Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРАКТИКА. Консультант в процессе




ПРАКТИКА

Цели

При личностно-центрированном консультировании цели клиентов и консультан­тов совпадают. Эти цели описываются в работах Роджерса (Rogers, 1959, 1961), Уолкера, Раблена и Роджерса (Walker, Rablen, Rogers, 1960), Маслоу(Ма51о\у, 1962, 19' КомбсаиСнигга(СотЬз, Snygg, 1959). Роджерс, будучи уже опытным консультант перечислил качества «человека завтрашнего дня», который сможет жить в значительно измененном мире (Rogers, 1980). Роджерс считал, что имеет место «сдвиг парадигмы», изменение способов осмысления жизни человека.

В табл. 2. 1 показано, что Роджерс и Маслоу считали целями консультирования и жизни, а также каковы были представления Роджерса о «человеке завтрашнего дня». Хотя Роджерс пишет о полноценно функционирующем человеке и «человеке завтраш­него дня», Маслоу — о самоактуализирующемся человеке, а Комбс и Снигг — об аде­кватных личностях, в их описаниях можно найти много общего.

Открытость переживанию. Наличие Я-концепции, которая позволяет восприни­мать весь существенный сенсорный и висцеральный опыт, является основой эффек­тивного функционирования. Роджерс часто использовал термин «открытость пережи­ванию» для описания способности индивида к реалистическому восприятию и отме­чал: «Нет никакой потребности в механизме " предвосприятия", посредством которого организм заранее предупреждается о том, что определенный опыт угрожает Эго» (Ro­gers, 1959, р. 206). Открытость переживанию обусловливает более эффективное пове­дение, при котором люди имеют более широкое перцепционное поле и способны чаще вести себя в соответствии со своим выбором, а не исходя из существующей необходи­мости. Открытость переживанию может также способствовать повышению спонтан­ности и креативности, так как открытые переживанию люди в меньшей степени связа­ны смирительной рубашкой условий ценности. Другими словами, открытость пережи­ванию дает людям возможность участвовать в экзистенциальном процессе жизни. Уча­ствуя в этом процессе, люди являются живыми в полном смысле этого слова, способны справиться с переменами и в любой ситуации сделать свободный выбор.

Рациональность. Открытость переживаниям позволяет индивидам вести себя рационально. Если люди находятся в контакте с тенденцией актуализации, их поведе­ние, вероятно, будет рациональным (способствующим сохранению и укреплению их организма). Маслоу (Maslow, 1970) отмечал, что невротики не являются «эмоциональ­но больными»; для них характерны нарушения когнитивного процесса. Роджерс счи­тал трагедией то, что большинство защитных механизмов, имеющихся у людей, не по­зволяют им даже представить, насколько рационально они могли бы действовать. То, что ранее было описано как распространенность (extensionality), в противовес напря­женности (intensionality), является характерной чертой этой рациональности.

Личная ответственность. Людей можно считать «лично ответственными» в том случае, если они берут на себя ответственность за свою самоактуализацию, а не про­сто испытывают чувство ответственности за других. Роджерс придает большое значе­ние вере в организмический оценочный процесс, в собственный авторитет, взятию на себя ответственности за собственное поведение, а также за отличие от других людей. Маслоу считает, что важную роль играют стремление к повышенной автономии и со­противление приобщению к какой-либо культуре. Лично ответственные люди способ­ны, в пределах экзистенциальных параметров смерти и судьбы, контролировать свою жизнь и самоактуализацию. Личностно-центрированная философия во многих отно­шениях является философией самоконтроля, самоусовершенствования и увеличения личной силы, при этом большое значение придается взаимоотношениям людей, про­никнутым заботой друг о друге. Признание личной ответственности является централь­ной частью Я-концепций эффективных людей.

Самоуважение. Самоуважение — еще одна важная часть Я-концепций эффектив­ных людей. Уважающий себя человек характеризуется высокой степенью безусловно­го самоуважения, или самопринятия. Самоуважение основано скорее на организмическом процессе оценки, чем на похвале и удовлетворении потребностей других людей Люди, характеризующиеся высокой степенью безусловного самоуважения, ценят ce6f даже в том случае, если они не могут высоко оценивать все свое поведение и все ceot отличительные черты. Комбс и Снигг (Combs, Snygg, 1959) отмечали, что не только количество, но и значимость положительных Я-концепций определяют адекватную личность. Возможно, самопринятие — это более фундаментальный способ провозглашения желательных качеств «правильными», поскольку положительные Я-концепцш или оценки могут отражать условия ценности, которые препятствуют реалистическому восприятию.

Способность к поддержанию хороших личных отношений. Самопринятие подразумевает, что люди менее склонны занимать оборонительную позицию и, следователь но, более склонны признавать других. Хорошие личные отношения, как считал Роджерс подразумевают принятие других людей как уникальных личностей, высокую оценку других, открытое и свободное обращение к ним на основе непосредственного переживания, а также наличие способности, когда это необходимо, сообщать другим о высоком уровне самосознания. Маслоу утверждал, что для поддержания хороших личных отношении также необходимы высокая степень принятия других, более глубокий контакт и боле демократическая структура характера. Хорошие личные отношения характеризуйте: взаимной заботой обеих личностей о самоактуализации друг друга. Они также характеризуются способностью внимательно выслушивать другого аутентичностью, подразумевающей соответствующее самораскрытие. Роджерс считал, что конгруэнтность, аутентичность или «реальность», являются, вероятно, наиболее важными элементами обычных жизненных взаимодействий, эмпатии же Роджерс придавал наибольшее значение случаях, когда другой человек тревожен и уязвим.

Этическая жизнь. Личностно-центрированная теория основана на представлена о том, что люди, по сути, являются заслуживающими доверия организмами. Это проявляется в социальных отношениях самоактуализирующихся людей, по крайней мере двумя путями. Во-первых, такие люди способны идентифицировать себя с другим; людьми, так что они склонны способствовать самоактуализации других, так же, как собственной самоактуализации. Следовательно, они проявляют осторожность, чтоб! не посягать на права других при удовлетворении собственных потребностей. Во-вторых, самоактуализирующиеся люди, по-видимому, способны проводить резкое разли чие между целями и средствами, а также между добром и злом. Маслоу (Maslow, 1970 писал, что такие люди, в том числе атеисты, являются религиозными людьми или людьми, которые идут по пути Бога. Качества людей, которые, вероятно, необходимы дл этической жизни, следующие: доверие скорее к внутреннему, чем к внешнему авторитету; безразличие по отношению к материальным вещам, таким как деньги и атрибут высокого положения в обществе; близость и уважение к природе; стремление к духовным ценностям, которым придается большее значение, чем индивидуумам.

Другие черты эффективных людей, такие как стремление к уединенности и повышенная частота пиковых переживаний, упоминаются в литературе, посвященной личностно-центрированному консультированию, но здесь не будут описываться. Главными отличительными чертами полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, людей являются уже упомянутые шесть черт: открытость переживании рациональность, личная ответственность, самоуважение, способность к поддержание хороших личных отношений и этическая жизнь. Все эти свойства являются и целями, и средствами тенденции самоактуализации и все они подразумевают наличие эффек­тивных Я-концепций. Я-концепции самоактуализирующихся людей являются актуа­лизирующими!

Консультант в процессе

Личностно-центрированное консультирование не полагается на определенные методики и не подразумевает совершение каких-либо действий в интересах клиентов, Роджерс считал, что «эффективность консультирования определяется прежде всего качеством межличностного взаимодействия консультанта с клиентом» (Rogers, 1962, >. 416). При личностно-центрированном консультировании большое значение имеют мысли и чувства как клиентов, так и консультантов.

Конгруэнтность. Для определения конгруэнтности используются такие слова подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие Конгруэнтность является наиболее важным условием отношений. Консультанты должны воспринимать чувства, которые они испытывают, быть в состоянии их осознавать, «жить этими чувствами и сообщать о них, если это требуется» (Rogers, 1962, р. 417). Кон­сультантам следует поддерживать прямой контакт («человек — человек») с клиента­ми. Кроме того, консультанты должны избегать интеллектуального подхода, который характеризуется тем, что с клиентами обращаются как с объектами. Конгруэнтные кон­сультанты не играют, разговаривая вежливо и используя профессиональные маски.

Роджерс признавал, что никто не бывает полностью конгруэнтным постоянно. Об­щение с несовершенными людьми может принести большую пользу клиентам. Консуль­тантам достаточно в специфические моменты при непосредственном общении с опре­деленными людьми быть полностью самими собой, при этом опыт консультантов дол­жен точно символизироваться в их Я-концепциях.

Утверждение, что консультанты должны быть конгруэнтными, не означает, что консультантам следует «импульсивно выражать словами каждое промелькнувшее чув­ство... » (Rogers, 1962, р. 418). Это утверждение также не означает, что консультанты должны проводить занятия скорее в консультант-центрированной, чем в клиент-центрированной форме. Однако конгруэнтность подразумевает, что консультант не боит­ся разделить чувства своего клиента или дать ему обратную связь, которая могла бы улучшить их отношения, если консультант выражает свои чувства искренне. Можно привести следующий пример. Некоторые консультанты склонны скорее делиться сво­им опытом усталости, нежели скрывать его. Такая открытость способствует восста­новлению энергетического потенциала консультанта и позволяет клиенту видеть, что он имеет дело с реальным человеком. Здесь будет уместно привести и другой пример. Роджерс полагал, что если консультант постоянно испытывает скуку при общении с клиентом, то он обязан рассказать об этом клиенту. Консультанту следует признать, что источник чувства скуки в нем самом, а не прибегать к обличительным утверждени­ям. Также консультанту следовало бы рассказать, что он испытывает дискомфорт от того, что сообщает клиенту о данном чувстве, и заявить, что он хотел бы установить более тесный контакт с клиентом. Роджерс стремился преодолевать барьер между со­бой и клиентом, выступая в роли реального, несовершенного человека, разделяющего подлинные чувства клиента. Роджерс надеялся, что это поможет клиенту говорить ис­креннее.

Другое представление о конгруэнтности можно получить, вникнув в суть того, что Роджерс говорит относительно концепции присутствия. В процессе консультирования и консультанты, и клиенты могут достигать измененного состояния сознания, которое характеризуется возникновением у человека ощущения, что он входит в соприкосно­вение с основным эволюционным потоком и осознает его значение (Heppner, Rogers, Lee, 1984; Rogers, 1980). Специалист, занимающийся консультированием, имеет дело с двумя планами — мистическим и духовным. Роджерс полагал, что как консультант он работал эффективнее всего тогда, когда был ближе всего к своему внутреннему ин­туитивному «Я» и «когда, возможно, мое сознание было слегка изменено. Тогда одно мое присутствие способствует освобождению клиента и является полезным для него» (Rogers, 1980, р. 129). Когда человек находится в таком состоянии, его поведение, ко­торое могло бы в другой ситуации показаться странным, импульсивным и с трудом оправдываемым с рациональной точки зрения, оказывается правильным. Роджерс пи­шет: «Кажется, что мой внутренний дух вытянулся и коснулся внутреннего духа другого человека. Наши отношения выходят за свои пределы и становятся частью чего-то большего. Имеют место глубинный рост, исцеление и приток энергии» (Rogers, 1980, р. 129).

Безусловное позитивное отношение. Для описания этого условия используют­ся такие слова, как бескорыстная (несобственническая) теплота, забота, высокая оцен­ка, принятие, уважение. Понятие «безусловное позитивное отношение» связано с глу­бокой верой Роджерса в то, что клиенты способны конструктивно измениться, если они обеспечены правильными воспитывающими условиями. Роджерс подчеркивал важ­ность отношения консультанта к ценности и значению каждого человека. Для разви­тия безусловного позитивного отношения важно стремление консультанта к личной интеграции, так как консультант может уважать способность клиентов достигать вы­сокого уровня конструктивного самоуправления лишь в той степени, в какой это ува­жение является неотъемлемой частью его собственной личности.

Безусловное позитивное отношение включает в себя готовность консультанта «отразить для клиента любое непосредственное чувство, которое имеет место в дан­ный момент — замешательство, негодование, опасение, гнев, отвагу, любовь или гор­дость... » (Rogers, 1986, р. 198). Это отношение эквивалентно любви, выраженной в со­ответствии с христианской концепцией «любви к ближнему», без каких-либо роман­тичных или собственнических оттенков. Роджерс проводит аналогию с чувством люб­ви, которое родители испытывают по отношению к своим детям, ценя их как людей независимо от их специфического поведения в любой момент. Консультанты не пока­зывают позитивное отношение к клиентам — если. Если они станут более умными, менее уязвимыми, реже будут занимать оборонительную позицию и так далее. Личностно-центрированная теория объясняет потребность клиентов обращаться к консуль­тантам тем, что в прошлом клиентам показывали позитивное отношение — если.

Демонстрировать безусловное позитивное отношение следует до определенных пределов. Например, необходимо определить границы, если клиент физически угрожа­ет консультанту. Безусловное позитивное отношение не означает, что консультанты должны одобрять все поступки своих клиентов. Скорее, безусловное позитивное отно­шение является позицией и философской ориентацией, отраженной в поведении кон­сультанта. Суть этой позиции заключается в том, что вероятность продвижения клиен­тов вперед увеличивается, если их хвалят за гуманность и они испытывают чувства безопасности и свободы. При этом клиенты будут ощущать, что консультант их прини­мает, и смогут проявлять чувства и описывать события.

Эмпатия. Используются следующие близкие по значению понятия: точная эмпатия, эмпатическое понимание, эмпатический способ существования, эмпатическая позиция, эмпатическое отношение. Роджерс (Rogers, 1957) писал: «Ощущение внут­реннего мира клиента, как будто это ваш собственный внутренний мир, но при сохра­нении качества " как будто" — это и есть эмпатия... » (р. 99). Можно выделить несколь­ко различных аспектов эмпатического способа существования в процессе консульти­рования. Консультантам следует «влезать в башмаки» и «пробираться под кожу» своих клиентов, чтобы лучше понимать их личный субъективный мир. Консультанты должны быть чувствительными к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у них самих в каждый конкретный момент. Они также должны быть способны ощущать нюансы, которые не могут почувствовать клиенты. Проявляя такт, чувствительность и показывая понимание проблем клиентов, консультанты должны передавать им свое восприятие их внутреннего мира и личных смыслов. Консультантам также следует со­общать клиентам о своем стремлении к пониманию их внутреннего мира, часто прове­ряя точность своего понимания и показывая готовность учесть замечания и внести по­правки. Эмпатическое отношение способствует созданию такого эмоционального кли­мата, в котором клиенты могут помогать своим консультантам понимать их более точ­но. Роджерс осознавал, что клиенты часто получают эмпатические сообщения, заме­чая непреднамеренные «вбрасывания» консультанта, вроде случайных замечаний и непроизвольных изменений выражения лица.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...