Влияние условий ценности на Я-концепцию
Влияние условий ценности на Я-концепцию Люди отличаются друг от друга по степени усвоения ими условий ценности, которая зависит не только от «количества» безусловного позитивного отношения, которое индивидуумам предлагают другие люди, имеющие для них значение, но и от того, насколько сильно данные индивидуумы проявляют эмпатическое понимание и конгруэнтность. От того, какова потребность людей в позитивном отношении, зависит их способность усваивать (интроецировать) условия ценности. У некоторых индивидуумов Я-концепции развиваются таким образом, что появляется возможность точного восприятия большей части полученного опыта. Однако даже наиболее удачливые люди, по всей вероятности, усваивают некоторые условия ценности, что же касается менее удачливых, то они обречены усваивать многие условия ценности. Вот несколько примеров условий ценности: «Достижение цели очень важно, и я окажусь неполноценной личностью, если не достигну поставленной цели», «Делать деньги очень важно, и если у меня это не получается, значит, я — неудачник», «Сексуальные фантазии и сексуальное поведение по большей части дурны, и мне следовало бы недолюбливать себя за то, что я отмечаю их у себя». Усвоение условий ценности влечет за собой усвоение оценок, связанных не только с тем, какими люди должны быть, но и с тем, как они должны ощущать себя, если чувствуют, что не таковы, какими должны быть. Роджерс полагал, что большинство людей, как правило, руководствуются в основном усвоенными извне оценками, рассматривая их как не изменяющиеся понятия, верность которых редко проверяется. Таким образом, происходит не только отчуждение людей от своего опыта, но и понижается уровень их самоуважения, в результате люди теряют способность достаточно высоко оценивать себя. Кроме того, усваивая условия ценности, люди осваивают процесс, посредством которого они сами снижают уровень самоуважения или, другими словами, способствуют «собственному угнетению».
Брак и образование С позиций личностно-центрированной теории, условия развития адекватных Я-концепций и реинтеграции неадекватных Я-концепций по существу одни и те же. И те и другие включают в себя характерные черты добрых и проникнутых любовью межличностных отношений. К сожалению, развитие как адекватных, так и неадекватных Я-концепций не ограничивается ни периодом детства и юности, ни семейной жизнью. Роджерс считал, что помогать людям развивать адекватные Я-концепции можно во многих ситуациях. Большинство людей самоактуализируются недостаточно, так как они перегружены условиями ценности. По мере накопления опыта консультирования Роджерс обращал все больше внимания на проблемы тех индивидов, которые в наименьшей степени выведены из состояния душевного равновесия. Отношения между партнерами, брачные или любые другие, могут стимулировать их рост и развитие, при наличии таких отношений условия ценности исчезают, а уровень самоуважения повышается. В книге «Становление партнеров» (Becoming Partners) Роджерс (Rogers, 1973) описал в качестве примера следующий трогательный случай. Один клиент Роджерса, Джо, неустанно и нежно заботился о своей подруге Ирэн и продолжал верить в ее потенциал несмотря на то, что первоначально Ирэн имела следующую Я-концепцию: «Я не позволю тебе увидеть маленький, черный, гнилой, уродливый шарик, который я погребла внутри себя и который и есть действительная «Я», непривлекательная и нежеланная» (Rogers, 1973, р. 100). Роджерс также обратил внимание на то, что вклад, вносимый образовательными учреждениями в создание эмоционального климата, необходимого для развития здоровых Я-концепций, недостаточно высоко оценивается. Роджерс придавал особенно большое значение эмпирическому обучению, которое проводится по собственной инициативе студентов и отражает скорее их заботы и потребности, чем заботы и потребности преподавателей или администраторов. Кроме того, Роджерс сосредоточил свое внимание на межличностных и межгрупповых отношениях; он считал веру в тенденцию актуализации показателем демократизации отношений (демократического распределения власти и контроля).
ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО Работающие консультанты прежде всего стремятся выяснить не то, как клиенты стали такими, какими они являются на данный момент, а скорее то, что же в настоящее время заставляет клиентов придерживаться поведения, которое не позволяет удовлетворять их реальные потребности. Для полного понимания личностно-центрированной теории и получения необходимого практического опыта необходимо осознать суть концепции сохранения, понять, как неадекватные представления и поведение закрепляются, несмотря на то что при этом часто становится невозможным удовлетворение существующих потребностей. Личностно-центрированная теория может рассматриваться как теория обработки информации человеком или как теория переработки опыта в восприятие. Здесь условия ценности имеют большое значение, особенно для тех, кто выведен из состояния душевного равновесия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|