Холистическая доктрина. Гомеостаз и равновесие
Холистическая доктрина Человеческий организм — это единое целое. Перле особенно сильно протестовал против общепринятого противопоставления духа и тела. Появление психосоматического направления в медицине сделало очевидной тесную связь между психической и физической активностью. По всей вероятности, психическая деятельность является видом активности целостного индивидуума; она характеризуется более низком энергетическим уровнем, чем активность, называемая физической. Люди являются цело-стностями, которые фантазируют, разыгрывают роли и совершают различные действия. Например, по действиям людей можно узнать об их мыслях, а зная мысли, Можно понять, что люди хотели бы делать. Другими словами, люди не имеют организмы, но являются организмами, совершающими определенные действия, и разделение активности людей на умственную и физическую является неправильным. Другая ошибочная дихотомия — это дихотомия между «Я» и внешним миром. Индивидуумы не являются самодостаточными, они могут существовать только в определенной окружающей среде. Окружающая среда не создает индивидуумов, и индивидуумы не создают окружающую среду. Скорее, каждый является тем, что он есть, благодаря связи с отдельными другими и с общим целым. Например, человек видит дерево; не может быть никакого вида без того, что можно было бы увидеть, так же как нельзя что-либо заметить, если нет глаза, способного это увидеть. Имеется множество других ложных дихотомий типа эмоциональное (субъективное) — реальное (объективное), инфантильное — зрелое, биологическое — культурное, любовь — агрессия, сознание — подсознание. Рассмотрим пример, который касается разделения инфантильного и зрелого. Часто именно недостаток некоторых детских черт обусловливает нежизнеспособность взрослых, в то время как другие черты, называемые инфантильными, могут быть интроекциями взрослых неврозов. Основная цель гештальт-консультирования заключается в поисках всеобъемлющей модели, а не ложных дихотомий.
Гомеостаз и равновесие Каждый организм имеет тенденцию стремиться к равновесию, причем эта тенденция является одной из основных. Организм постоянно сталкивается с разного рода дисбалансом, который выводит организм из состояния равновесия либо через внешние (требования окружающей среды), либо через внутренние (потребности) факторы. Жизнь характеризуется непрерывной сменой состояний равновесия и неустойчивости в организме. Поддержание гомеостаза или организмическое саморегулирование — это процесс, посредством которого организм удовлетворяет свои потребности и восстанавливает баланс, когда сталкивается с какими-либо требованиями или потребностями, выводящими данный организм из состояния равновесия. Здоровье подразумевает адекватное течение гомеостатического процесса, в то время как болезнь означает, что в течение слишком долгого времени организм оставался в состоянии дисбаланса и был не способен удовлетворять свои потребности. Смерть наступает при полной утрате способности поддерживать гомеостаз. Хотя психологическое и физиологическое взаимосвязаны, организм можно воспринимать в качестве структуры, имеющей как потребность в психологических контактах, так и физиологических. Вот простой пример физиологической потребности — организм может быть здоровым только в том случае, если в крови содержится определенное количество воды, не слишком маленькое и не слишком большое. Если, например, содержание воды в крови становится слишком низким, индивидуум чувствует жажду, при этом отмечаются такие симптомы, как сухость во рту, беспокойство, желание скорректировать возникший дисбаланс с помощью приема жидкости. Примером психологической потребности является потребность матерей в поддержании своих детей в счастливом и удовлетворенном состоянии. Следовательно, даже во время сна матери могут очень чутко реагировать на плач и хныканье своих отпрысков.
Гомеостатический процесс также имеет место тогда, когда одновременно возникают несколько потребностей. Однако в этом случае процесс является избирательным, в его основе лежит потребность организма в выживании и в самоактуализации. Перле отмечал: «Каждый индивидуум, каждое растение, каждое животное имеет только одну врожденную цель — актуализировать себя в том виде, в каком существует» (Peris, 1969a, р. 33). Таким образом, при одновременном возникновении множества потребностей индивидуум прежде всего концентрирует свое внимание на доминирующей потребности в выживании и самоактуализации и только затем приступает к удовлетворению других потребностей. Иначе говоря, доминирующая потребность или потребность, удовлетворение которой является наиболее неотложным, становится фигурой переднего плана, в то время как другие потребности отступают, по крайней мере, на данный момент, на задний план. Перле (Peris, 1969a) считал, что необходимо отказаться от всей теории инстинкта и начать рассматривать организм просто как систему, которая должна находиться в состоянии равновесия для того, чтобы функционировать должным образом. Хотя, фактически, люди сталкиваются с сотней незаконченных ситуаций, одна Из них всегда является наиболее важной и требующей рассмотрения в первую очередь. Для того чтобы удовлетворять свои потребности (или закрывать незавершенные гештальты), индивидуумы должны уметь осознавать, в чем они нуждаются, а также уметь управлять собой и окружающей средой, чтобы получать то, что им необходимо. Жизнь, по сути, является бесконечным рядом незаконченных ситуаций или неполных гештальтов: как только один гештальт завершается, тут же возникает другой. Способность к поддержанию гомеостаза позволяет организму сохранять себя, «и единственный закон, который не изменяется с течением времени, это закон формирования гештальтов — целостностей, законченности. Гештальт — это органическая функция. Гештальт — это основная эмпирическая единица» (Pgrls, 1969a, р. 16). С разработкой концепции гомеостатического процесса стало возможным рассматривать формирование гештальта как первичную биологическую двигательную силу, причем гештальт считается основной эмпирической единицей и для его характеристики используются такие термины, как фигура и фон, а также законченность и незавершенность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|