Клиент в процессе. Гештальт-консультирование. Гештальт-консультирование
Клиент в процессе О целях личностно-центрированного консультирования речь уже шла выше. В этом разделе я хочу рассмотреть, как каждое из трех условий отношения консультанта — конгруэнтности, безусловного позитивного отношения и эмпатии — может влиять на конгруэнтность, безусловное позитивное отношение и эмпатию клиента. Конгруэнтность. При наличии благоприятного климата клиенты меньше нуждаются в оборонительной позиции и во внешнем уважении. Постепенно клиенты начинают чаще рисковать, раскрывая себя перед консультантами, несмотря на возможную болезненность такого самораскрытия. Консультанты, которые принимают клиентов и высоко ценят их право быть действительно самими собой, позволяют им поделиться той частью себя, которую они считают смущающей, «неправильной» или пугающей. Консультанты также предоставляют клиентам возможность поделиться той частью самих себя, которая им нравится, и при этом не осуждают такую открытость. По мере развития отношений между консультантом и клиентом может возникнуть взаимная конгруэнтность, которая облегчает для каждого из них поддержание искренних отношений. Для некоторых клиентов эти отношения могут выйти за свои пределы, обратившись в глубокий духовный опыт. При получении такого опыта клиенты, как и их консультанты, достигают состояния измененного сознания. Эффективное личностно-центрированное консультирование также подразумевает, что клиенты становятся более конгруэнтными в своих внешних отношениях. Безусловное позитивное отношение. Здесь я рассматриваю отношение клиентов скорее к самим себе, нежели к консультантам. Наиболее часто клиенты испытывают недостаток чувства собственного достоинства. Роджерс (Rogers, 1975) предложил множество способов, с помощью которых можно повысить уровень самоуважения клиентов, используя эмпатическое отношение. Во-первых, понимание и принятие скрытой и неприемлемой части себя способствует исчезновению у клиентов отчуждения и соединению их с человеческим родом. Во-вторых, неравнодушие консультанта к истинному «Я» своих клиентов и высокая оценка их позволяют клиентам думать: «Этот другой индивидуум доверяет мне, считает, что я заслуживаю внимания. Возможно, я и в самом деле чего-то стою. Может быть, я мог бы ценить себя. Возможно, я мог бы вызывать интерес у самого себя» (р. 7). В-третьих, отсутствие осуждения со стороны консультантов способствует тому, что клиенты начинают менее резко судить себя.
Гештальт-консультирование Я делаю свое, и ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями. И ты в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями. Ты — это ты, а я — это я, И если мы случайно находим друг друга, это прекрасно, Если же нет, то в этом случае ничем нельзя помочь. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Перле (Peris, 1973) писал во введении к книге «Гештальт-подход» (The Gestalt Approach), что в основе гештальт-теории лежали опыт и наблюдения, эта теория менялась в течение ряда лет, когда она применялась на практике, и теория все еще продолжает развиваться. Следующее представление базируется почти исключительно на работах Перлса. Хотя другие консультанты-теоретики продолжали разрабатывать данный подход после смерти Перлса, никакой другой действительно крупный новатор в этой области не появился. Гештальт Немецкое существительное gestalt в переводе означает «форму» или «образ», а среди значений глагола gestalten имеются следующие: «формировать», «придавать форму», «моделировать», «организовывать», структурировать. Другие значения слова «геш-тальт» — «образец», «конфигурация», «целостная структура». Перле отмечал: «Основная предпосылка гештальтпсихологии следующая — человеческая природа организована в виде набора множества образцов или целостностей, она представляется индивидууму именно в таком виде и понять суть человеческой природы можно, только представив ее как функцию элементов, из которых она состоит» (Peris, 1973, р. 5). Главной целью экспериментальной работы гештальт-психологов было показать, что люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством перцептивных процессов в значимые целостности (например, ряд точек может быть воспринят как прямая линия).
Для описания визуальных областей используются термины «фигура» и «задний план», или «фон». В то время как «фигура» — это центр интереса (объект или модель и т. д. ), «фон» является обрамлением или контекстом. Перле и его коллеги (Peris, Hefferline, Goodman, 1951) отмечали, что взаимодействие между фигурой и фоном является динамическим. Например, один и тот же фон при изменении интересов и фокусов внимания может давать начало различным фигурам. Кроме того, стать фоном может фигура, если какая-то ее деталь начала выступать в роли самостоятельной фигуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|