Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.Предмет лексической семантики




РУССКИЙ ЯЗЫК. ТЕМА № 3 ЛЕКСИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА

ЛЕКЦИЯ № 15 ЛЕКСИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА

 

Содержание лекции: Предмет лексической семантики   

                                    Слово как единица языка 

                                Лексическое значение слова и понятие

                                    Лексическое и грамматическое значение слова 

                                Денотативное и сигнификативное значение слова 

                                Родовидовые отношения между словами

                                Мотивированность (внутренняя форма) слова. Слова мотивированные и

                                немотивированные.

                                Коннотация слова  

                                Предикатная и непредикатная лексика. Актанты и сирконстанты 

                                Структура лексического значения 

                                Дифференциальные и интегральные смысловые компоненты (семы) 

                                Части лексического значения в их соотношении друг с другом

 

                              

1. Предмет лексической семантики  

 

Лексическая семантика (от греч. simantikos ‘обозначающий’) — наука о значении слова, структуре этого значения, о закономерных смысловых соотношениях между словами и группами слов.

Лексическая семантика состоит из двух разделов — семасиологии и ономасиологии.

Семасиология изучает лексическое значение в направлении от знака к выражаемому этим знаком смыслу; при семасиологическом анализе исследователь задается вопросом: что значит данное слово? Например, в результате семасиологического анализа устанавливается, что слово рука в русском языке имеет несколько значений: ‘одна из двух верхних конечностей человека’ (правая рука болит), ‘почерк’ (узнаю его руку), ‘сторона, направление’ (по левую руку от дороги), ‘тот, кто оказывает протекцию кому-либо’ (У него рука в министерстве) и некоторые другие.

Ономасиология изучает отношения между словесным знаком и его смыслом в противоположном направлении — от смысла к его выражению с помощью языковых знаков (слов и словесных сочетаний); при ономасиологическом анализе исследователь задается вопросом: как выражается данный смысл в данном языке? Например, при выяснении вопроса о том, как обозначаются в русском языке части человеческого тела, слово рука в первом его значении будет фигурировать как способ называния одной из двух верхних конечностей человека (способы обозначения других частей тела: нога, голова, туловище, шея и др. ). Все остальные значения слова рука в этом случае нас не должны интересовать, так как они не имеют отношения к смыслу ‘части человеческого тела.

Ономасиология иначе называется наукой ономинации, т. е. о назывании предметов и понятий. Главным средством номинации являются слова. Однако, прежде чем говорить о номинативной и иных функциях слова, необходимо определить место его среди других языковых единиц.  

 

                                               2. Слово как единица языка   

 

Слово — основная значимая единица языка. Оно при­надлежит лексико-семантическому уровню языка и состоит из единиц низших уровней — фонем и морфем: фоне­мы образуют морфемы, а морфемы складываются в слово.

Например, в слове вода выделяется четыре фонемы: /в/, /о/, /д/, /а/; первые три из них образуют корневую морфему вод- (которая повторяется во всех родственных словах: водный, наводнять и т. п. ), а четвертая — окончание именительного падежа единственного числа существительных женского рода (ср.: вод ы, вод у и тому подобные формы, в которых корневая морфема та же, а окончания другие).

Объединяя, с одной стороны, в своем составе единицы более низких уровней языковой структуры, морфологического и фонологического, слово, с другой стороны, входит в качестве составляющей в единицу более высокого уровня, синтаксического, — в синтаксическую конструкцию. Хотя синтаксическая конструкция — абстрактное понятие, отвлеченное от выражения ее в виде реальных словосочетаний или предложений (на это указывает и само слово конструкция), многообразные синтаксические конструкции языка воплощаются всегда в конкретных сочетаниях слов и в предложениях. Слово в разных своих формах участвует в построении различных словосочетаний и предложений; ср.: теплая вода, пить воду, Ополосни руки водой и т. п.

В отличие от фонемы, которая играет только смыслоразличительную роль (ср.: слой — злой, том — дом), но сама значения не имеет, слово представляет собой двустороннюю языковую единицу и является знаком: у него есть означающее — звуковая или письменная форма и означаемое — смысл.

 

3. Лексическое значение слова и понятие

 

Основная функции слова — называть вещи, действия, свойства. Например, книга, бежать, красный — названия предмета, действия и признака. Эта функция слова называется номинативной (от лат. nomen ‘имя’).

Слово может называть конкретные предметы, т. е. объекты материального мира, воспринимаемые нашими органами чувств: яблоко, ручей, молния, автомобиль, земля и т. п., служить обозначением конкретных действий и свойств: идти, резать, копать, белый, шершавый, краснота и т. п.

Такие слова составляют конкретную лексику.

Слово может называть и такие объекты, действия и свойства, которые не воспринимаются нашими органами чувств: мысль, мнение, знать, различать, требовать, уметь, упрямый, целесообразный и т. п. Это абстрактная, отвлеченная лексика.

И в случае наименования конкретного предмета, и в случае наименования абстрактного объекта слово называет не какой-то данный, единичный предмет, а обобщенное представление об этом предмете, понятие.

Понятие — это отражение в сознании человека класса каких-либо однородных предметов в виде совокупности существенных признаков этих предметов.

Говоря, например, стол, мы имеем в виду не какой-либо реальный стол, с теми или иными его особенностями (например, с полированной поверхностью или с расшатанной ножкой), а класс предметов (внутри этого класса могут быть разновидности, которые получают уточняющие наименования: письменный стол, кухонный стол, обеденный стол и т. п. ).

Произнося слово бежать, мы не прикрепляем это слово к какому-либо данному лицу, совершающему соответствующее действие в реальных обстоятельствах, — мы обобщенно представляем себе это действие, в отвлечении от конкретных условий, в которых оно может происходить.

В некоторых случаях, однако, возникает потребность назвать единичный, уникальный объект. Для этого служат слова типа Москва, Урал, Пушкин, Горький, Россия, Гималаи и т. Способность слова не только называть данный предмет или данное действие, но и служить обозначением понятия — важное свойство слова, без которого общение между людьми и существование самого языка были бы невозможны (ведь в противном случае для каждой единичной вещи, для каждого действия, признака и т. п. требовалось бы бесконечное число слов).

Способность слова называть понятия делает возможным обозначение не только таких объектов, конкретных или абстрактных, которые реально существуют, но и таких, которые являются лишь результатом человеческого воображения; ср., например, слова леший, ведьма, кикимора, русалка: ими обозначаются не реально существующие, а мифические существа, представление о которых формируется у человека под влиянием различных верований, сказок и т. п.

Способностью называть понятия обладают в языке не все слова, а лишь полнозначные, или знаменательные (книга, идти, красный, холодно и т. п. ). Служебные слова — предлоги, частицы, союзы, а также междометия — понятий не обозначают (ср. в, на, за, вот, то, и, но, ой и т. п. ). Предлоги и союзы служат для выражения отношений между словами и частями предложения: книга на столе', встал и пошел; говорят, что он не приедет; частицы и так называемые модальные слова — для выражения отношения говорящего к предмету речи, для оценки своих действий и своей речи или действий и речи собеседника: Неужели ты не мог сделать это раньше?; Видно, мы заблудились; междометия — для непосредственного выражения чувств: Ой, мне больно!

Не являются обозначениями понятий и местоимения (ты, он, этот, кто-нибудь и т. п. ), их функция состоит в замене полнозначных слов, являющихся названиями понятий, или указании на предмет (этот, те и т. п. ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...