Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие адекватного поведения




Развитие адекватного поведения

Тогда, когда это необходимо, консультанты особым образом работают с клиентами, чтобы развить у них определенные типы поведения, требующиеся для осуществления их планов. Вернемся к ранее рассмотренному примеру. Консультант мог бы помочь

Консультирование по реализму

Оценка прогресса: никаких оправданий и никаких наказаний

Консультанты просят клиентов выполнить домашнее задание — осуществить свои пла­ны. Затем консультанты оценивают достижения клиентов. Они исходят из того, что разумные обязательства всегда можно выполнить. Консультанты не принимают ника­ких оправданий; если клиент не выполнил обязательство, они могут сказать: «Мне не интересно, почему вы не смогли это сделать. Мне интересно, когда вы сможете это сделать и как вы сможете это сделать» (Glasser, 1984a, р. 336). Консультанты, практи­кующие терапию реальностью, помогают клиентам концентрировать внимание на том, что они могут сделать теперь, а не на поисках причин несчастья и неэффективности (такие поиски сопровождаются утратой контроля). Консультанты часто используют конфронтацию. Например, консультант может сказать клиенту: «Вы обещали, что сде­лаете это. Так когда вы будете делать это? ». Реже консультанты прибегают к более острой конфронтации. Например, консультант может заявить клиенту, что его поведе­ние просто нелепо, или строго сказать: «Опомнитесь, вы не можете контролировать меня, используя ваше обычное поведение». Однако в тех случаях, когда планы действи­тельно оказываются невыполнимыми, консультанты работают вместе с клиентами и помогают им разрабатывать новые планы.

Консультанты хвалят клиентов, которые успешно осуществляют свои планы. Лю­бое негативное высказывание консультантов рассматривается как наказание. Наказа­ние ослабляет взаимосвязь клиентов и консультантов и закрепляет у клиентов черты, характерные для неудачников. Следует отметить, что проводится различие между от­рицательными последствиями невыполнения планов и наказание.

Экзистенциальное направление

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Бытие и не-бытие

Мэй (May, Angel, Ellenberger, 1958) отмечает, что слово «бытие» представляет со­бой отглагольную форму, бытие подразумевает, что кто-то находится в процессе пре­вращения во что-то. Мэй утверждает, что когда слово «бытие» используется как суще­ствительное, оно означает потенцию, источник потенциала. Можно провести такую аналогию: желудь имеет потенциал стать дубом. Однако эта аналогия является не очень подходящей, когда дело касается людей, так как у людей есть самосознание. Люди могут выбирать собственное бытие. Выбор, который они делают, касается не только того, совершать или не совершать самоубийство, выбор имеет большое значе­ние в каждый момент их жизни.

Из-за широкого распространения коллективистских и конформистских тенденций в обществе современные люди подавляют у себя чувство бытия. Чувство бытия у лю­дей связано со всем опытом их существования, как сознательным, так и подсознатель­ным. Людям необходимо ощущать себя существами в мире и иметь основной «Я-суще-ствую» опыт. Один клиент Мэя выразил эту мысль так: «Поскольку я Есть (Суще­ствую), я имею право Быть» (May et al., 1958, p. 43). Опыт «Я-существую» не приводит прямо к решению проблем клиентов, а скорее является условием, необходимым для решения этих проблем.

Противоположностью бытия является не-бытие, или ничто. Существование подра­зумевает возможность несуществования. Смерть — наиболее очевидная форма небы­тия. К небытию также ведет снижение жизненного потенциала, обусловленное трево­гой и конформизмом, а также недостатком четкого самосознания. Кроме того, бытию могут угрожать разрушительная враждебность и физическая болезнь. Однако встреча­ются люди с сильно развитым чувством бытия, которые способны противостоять не­бытию. Такие люди более глубоко осознают не только самих себя, но и других людей, а также окружающий мир.

Три формы бытия-в-мире

В экзистенциальном консультировании различают три вида мира, которые харак­теризуют существование людей как пребывающих в мире. Во-первых, имеется Umwelt, «внешний мир». Umwelt представляет собой естественный мир, законы природы и окружающую среду. Umwelt и животных, и людей включает в себя биологические по­требности, стремления, инстинкты. Он также включает в себя ежедневные и жизнен­ные циклы каждого организма. Естественный мир воспринимается как реальный.

Во-вторых, имеется Mitwelt, «совместный мир». Это социальный мир общения лю­дей с подобными им людьми отдельно и в группах. При наличии как личных, так и груп­повых отношений люди влияют друг на друга и на структуру смысла, которая развива­ется. Мэй пишет: «Сущность отношений заключается в том, что при встрече ме­няются оба человека» (May et al., 1958, p. 63). Значимость взаимоотношений с дру­гим человеком зависит от отношения к нему (от того, насколько он ценен, важен, при­влекателен для партнера). Точно так же от степени вовлечения людей в жизнь группы, зависит то, какое значение имеют для них эти группы.

В-третьих, существует Eigenwelt, или «внутренний мир». Eigenwelt уникален у каждого человека и обусловливает развитие самосознания и само-осознания. Eigen­welt также лежит в основе постижения смысла вещи или человека. Индивидуумы долж­ны иметь собственное отношение к вещам и людям; например, выражение «Этот цве­ток красив» означает «Для меня этот цветок красив».

Три вида бытия взаимосвязаны. Например, любовь подразумевает нечто большее, чем биологические стремления Umwelt, а также нечто большее, чем социальные или межличностные отношения Mitwelt. Для возникновения и развития чувства любви требуется наличие Eigenwelt, так как, для того чтобы общаться с другими, люди долж­ны быть самодостаточными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...