Жизнь под контролем чужого страдания
Жизнь под контролем чужого страдания Глассер утверждает, что одна из наиболее важных аксиом теории контроля следующая: «Никогда не позволяйте кому бы то ни было контролировать вас с помощью боли и страдания, которые он выбирает» (Glasser, 1984b, p. 202). Люди могут попадать под контроль других индивидов, у которых имеются собственные программы контроля. Вернемся к приведенному ранее примеру. Филлис подыгрывает матери, когда прибегает к чувствам страдания и вины, позволяя своей матери Кэрол контролировать ее с помощью собственного страдания. Кэрол не собирается изменяться по сво- ей воле, так как выбор мучения является для нее способом сохранения контроля над собственной жизнью. Филлис должна осознать, что Кэрол выбирает все страдания, на которые она жалуется. Затем Филлис необходимо восстановить личный контроль, выйдя из-под контроля матери. Например, Филлис может определить время регулярных визитов к Кэрол и не спешить к ней в случае «чрезвычайных обстоятельств». Филлис также должна прекратить подыгрывать матери, часто спрашивая ее: «Как ты себя чувствуешь, мама? » и таким образом позволяя матери перехватывать контроль. ПРАКТИКА Цели В консультировании по реализму нет никаких жестко установленных правил. Однако консультанты должны уметь логично (с точки зрения теории контроля) объяснить каждое свое действие. Глассер (Glasser, 1984a) считает любой вид консультирования своего рода обучением. Всеобъемлющая цель консультирования по реализму заключается в том, чтобы научить клиентов осуществлять эффективный контроль над своей жизнью. Конкретные цели консультирования по реализму следующие. Во-первых, консультанты стремятся объяснить клиентам суть теории контроля, чтобы помочь им лучше понимать свое поведение. Во-вторых, данный подход нацелен на повышение уровня осознания клиентами их выбора поведения и того, как они пытаются контролировать свои миры посредством выбранного поведения. В-третьих, консультирование по реализму способствует повышению ответственности клиентов за сделанный выбор. Консультанты убеждают клиентов в том, что они не должны оставаться жертвами пагубного выбора, сделанного в прошлом, а также решений, принятых в настоящее время. В-четвертых, клиентам помогают идентифицировать и понять их базисные потребности — потребности в выживании, принадлежности, могуществе, свободе и развлечении. В-пятых, консультирование по реализму помогает клиентам создавать и сохранять в голове реалистические картины с целью удовлетворения их базисных потребностей. В-шестых, специалисты, практикующие терапию реальностью, учат клиентов оценивать эффективность своего целостного поведения с позиций того, что им нужно, а также учат выбирать какой-либо другой вид поведения в соответствии с необходимостью. В-седьмых, консультанты помогают клиентам развивать и осуществлять определенное поведение, которое будет способствовать удовлетворению их потребностей в настоящем и будущем. В-восьмых, специалисты, практикующие консультирование по реализму, учат клиентов не позволять себе попадать под контроль негативного контролирующего поведения других людей.
Глассер (Glasser, 1989) пишет: «Что мы на самом деле делаем, так это помогаем клиентам оказывать помощь самим себе» (р. 14). Консультанты учат клиентов не только справляться с текущими проблемами, но и предотвращать возникновение проблем в будущем и решать их, если они все-таки возникнут. Отношения в консультировании Отношения клиент — консультант очень важны. Прежде всего консультант должен постараться «подружиться» с клиентом. Большинство клиентов, которые обращаются к консультантам, одиноки. Консультанты должны быть внимательными и неравнодушными людьми, только тогда клиенты смогут устанавливать с ними личный контакт и ощущать с их стороны поддержку. Неравнодушие подразумевает честное выполнение правил, касающихся длительности сессий и контактов в периодах между сессиями. Консультант должен быть терпеливым, а также способным к состраданию и принятию. Кроме того, хорошо, если и консультанты, и клиенты, совместно работая, используют юмор.
У консультантов нередко возникает противоречие между необходимостью выражения сострадания клиентам и необходимостью сообщения клиентам о том, что их потребности должны быть удовлетворены, а проблемы — решены в настоящий момент. Специалисты, практикующие терапию реальностью, стараются не позволять клиентам контролировать их с помощью тех же видов неадекватного поведения, которые клиенты используют для контролирования других, — гневления, депрессирования, тревоже-ния. Обычно консультанты позитивно относятся к испытанным клиентами чувствам, но не позволяют им фиксировать внимание на прошлых обидах и страданиях. Однако иногда клиентам можно позволить остановиться на их прошлом и поговорить о своих чувствах, связанных с этим прошлым. Это поможет укрепить отношения и повысить эффективность последующей работы, связанной с определением роли выбора клиентов в закреплении проблем. Консультанты, Практикующие терапию реальностью, чрезвычайно преданны своим клиентам. Глассер советует им: «Никогда не сдавайтесь» (Glasser, 1984a, р. 337). Консультанты упорно продолжают работать с клиентами до тех пор, пока клиенты не понимают, что консультанты не допустят, чтобы их клиентов контролировали, и не сдадутся. Хорошие друзья не сдаются легко.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|