Преподавание теории контроля. Помощь в определении желаний и потребностей. Оценивание целостного поведения
Преподавание теории контроля Глассер отмечает, что консультанты, практикующие терапию реальностью, «предпринимают большие усилия, чтобы донести суть теории контроля до любого клиента, который, на их взгляд, сможет воспринять соответствующие идеи» (Glasser, 1989, р. 1). Консультанты используют следующие способы для достижения этой цели. Начальное структурирование. Консультанты стремятся вначале вселить в клиентов надежду, сообщая им, что в ходе консультирования они научатся делать наилучший выбор и осуществлять более полный контроль над своей жизнью. Консультанты также сообщают клиентам, что они должны будут упорно трудиться, чтобы научиться устанавливать и сохранять контроль. Использование понятий теории контроля. Консультанты побуждают клиентов использовать понятия теории контроля при описании своих проблем. Например, клиенты учатся использовать такие понятия, как «базисные потребности», «картины в голове», «целостное поведение». Кроме того, они знакомятся с основным положением теории контроля, согласно которому поведение человека отражает его попытку контролировать мир и самого себя с целью наиболее полного удовлетворения своих базисных потребностей в выживании, принадлежности, могуществе, свободе и развлечении. Консультанты пытаются убедить клиентов в том, что они должны контролировать только собственное поведение. Прямое обучение. Исходя из того, что клиенты способны понимать и воспринимать идеи, консультанты могут порекомендовать им прочитать книгу Глассера «Теория контроля», а затем вместе обсудить ее содержание. Затем консультанты и клиенты могут проанализировать проблемы клиентов с точки зрения теории контроля. Клиенты не обязательно должны прибегать к чтению специальных книг и использованию содержащегося в них материала, но такая самостоятельная работа клиентов помогает сэкономить время.
Помощь в определении желаний и потребностей Консультанты пытаются понять, что клиенты хотят в данный момент. Когда консультанты спрашивают клиентов: «Что вы хотите? », они спрашивают: «Что вы действительно хотите именно сейчас? » Консультанты стараются выяснить, находятся ли клиенты в контакте (и в каком контакте) с тем, чего они действительно хотят. Чем слабее этот контакт, тем труднее работать с клиентами. Клиенты могут отвечать, что они хотят получить другую работу, улучшить отношения с кем-либо или найти человека, которого они могли бы полюбить. Затем консультанты пытаются заставить клиентов описать достаточно детально существующие в их головах изображения того, что они хотят получить именно сейчас. Если клиенты стремятся изменить кого-то другого, консультанты переориентируют их, убеждая, что они могут изменить только самих себя, так как нельзя контролировать других. Короче говоря, консультанты помогают клиентам сфокусировать внимание на том, чего они могут достичь. Консультанты, практикующие терапию реальностью, знакомят клиентов с одним из основных понятий теории контроля — понятием «базисные потребности». Затем консультанты помогают клиентам осознать, какую из своих базисных потребностей они хотят удовлетворить в первую очередь. Брайерли описывает методику «предложения подноса с потребностями», в соответствии с которой консультант спрашивает клиентов: «Если бы у меня был поднос с потребностями и вы могли бы выбрать одну или несколько потребностей сегодня до того, как уйдете домой, какую бы потребность вы выбрали: потребность в любви, личной силе (могуществе), развлечении или свободе? » (Brierly, 1989, р. 174). Ответы клиентов могут помочь консультанту определить, на чем следует прежде всего сконцентрировать внимание (свое и клиента) во время консультирования. Клиентам легче создавать и оценивать картины в голове с целью удовлетворения потребностей тогда, когда они четко знают, какие потребности они желают удовлетворить.
Оценивание целостного поведения Оценивание целостного поведения включает в себя два главных этапа: выяснение, какое поведение имеет место в настоящее время, и определение адекватности данного поведения. Как вы ведете себя в настоящее время? После того как клиенты осознали, чего они хотят и в чем нуждаются, следует спросить их: «Что вы делаете теперь? » или «Какое поведение вы выбираете сейчас? » Часто клиенты говорят так, словно они являются пассивными жертвами обстоятельств или других людей. Клиенты, которые сидят дома, пребывая в состоянии депрессии, и тем не менее утверждают, что они хотят любви, выбирают в качестве деятельного поведения сидение дома, в качестве эмоционального поведения — депрессирование, в качестве мыслительного поведения — мысленное убеждение самих себя: «Я слишком подавлен, чтобы что-нибудь делать», в качестве физиологического поведения — самые разные расстройства, например расстройство сна. Часто консультанты просят людей, которых клиенты стараются контролировать или которые, по ощущению клиентов, контролируют их, посетить вместе с клиентами занятие. Цель такого приглашения — помочь и клиентам, и консультантам лучше понять поведение клиентов. Иногда приходящие на занятия люди-ассистенты также извлекают пользу из происходящего во время консультирования. Консультанты, практикующие терапию реальностью, сосредоточиваются на компонентах целостного поведения, связанных с действием и мышлением, потому что эти компоненты в наибольшей степени поддаются изменению. Консультанты также ищут эффективные виды поведения, имеющиеся в поведенческих репертуарах клиентов, и могут расспрашивать клиентов о тех периодах жизни в прошлом, когда они функционировали эффективно. Консультанты прилагают усилия как к тому, чтобы помочь клиентам выявить у себя ценные качества, так и к тому, чтобы развить те адекватные виды поведения, которые уже имеются в поведенческих репертуарах клиентов (как правило, легче развить то, что уже имеется, чем то, чего вообще нет на данный момент).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|