История развития академического образования в мире и создание Российской академии художеств
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Введение
Данная работа посвящена Российской Академии художеств, изучению её истории и структуры, традиций художественной академической школы, рассмотрению Академии художеств как научного и методического центра художественного образования. На сегодняшний день РАХ - это уникальная система средних и высших учебных заведений: Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова и Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Московский академический художественный лицей им. Н.В. Томского и Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б.В. Иогансона, а также Центр детского художественного образования «Академия», ориентированная на дополнительное образование художественная школа «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства, целый ряд творческих мастерских, аспирантура при вузах и НИИ теории и истории изобразительных искусств. Выбранная тема очень интересна и актуальна. Ведь деятельность Российской Академии художеств направлена на сохранение лучших традиций отечественной школы, на повышение общего культурного уровня широкого круга лиц, на разработку новых педагогических методик художественного образования. В условиях современного забвения культурных ценностей Академия художеств остаётся связующим звеном между великим прошлым, и, надеюсь, блестящим будущим нашего художественного образования. В своей работе мне хочется изучить историю создания и становления Российской Академии художеств и основных её подразделений. Целесообразно также вкратце ознакомиться с историей развития академического образования в мире.
Формирование русской академической школы происходило постепенно. Один из разделов данной работы посвящён структуре художественного образования в первый период деятельности Академии художеств. Уже тогда особое внимание уделялось умению рисовать, и по сей день, искусству рисунка обучают в первую очередь, вне зависимости от дальнейшей специализации студента. Важнейшую роль в развитии академической школы, безусловно, сыграли выдающиеся педагоги - художники. К примеру, П.П. Чистяков воспитал целую плеяду великих мастеров русского искусства. Дом-музей П.П. Чистякова является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Мне удалось там побывать, и у меня осталось прекрасное впечатление от посещения этого замечательного музея. По моему мнению, будущим художниками просто необходимо посещать подобные дома - музеи, мемориальные квартиры-музеи великих деятелей искусства, знакомство с жизнью и творчеством знаменитых мастеров будет способствовать профессиональному и личностному росту. Помимо этого, необходимо, по моему мнению, рассмотреть основные актуальные проблемы художественного образования. Российская Академия художеств многое делает для решения этих проблем и ещё и в этом заключается её уникальность. Таким образом, в своей работе мне бы хотелось, прежде всего, проследить историю становления Российской Академии художеств как научного и методического центра художественного образования, а также выяснить степень актуальности научной и педагогической деятельности Академии и значимости для современного художественного образования. В последнее время очень часто можно слышать, что академическая школа уходит в прошлое и современному изобразительному искусству она не столь и нужна. Моё мнение отличается от данного утверждения. Ведь даже художники-авангардисты просто обязаны иметь хорошую школу, без неё в их произведениях не будет должного мастерства, а значит для зрителя, для которого и должен работать художник, останется разочарованным. Только с помощью мастерства исполнения художник может донести смысл своего творения, поделиться сокровенным с окружающими его людьми.
Объект исследования: Российская Академия художеств как комплекс научных, культурных и образовательных учреждений. Предмет исследования: Российская Академия художеств как научный и методический центр художественного образования. Цель исследования: изучить историю становления Российской Академии художеств как центра академического художественного образования, определить степень влияния деятельности Академии на современную культуру и художественное образование. Задачи, с помощью которых достигается цель: 1. Вкратце проследить историю развития академического образования в Европе, так как на Российскую Академию художеств на раннем этапе становления оказали влияние европейские традиции художественного образования. 2. Рассмотреть структуру художественного образования в Академии художеств в XVIII - XIX вв. как результат формирования русской академической школы. . Рассмотреть основные научные и образовательные учреждения Академии художеств. . Определить основные проблемы современного художественного образования и проследить процесс влияния научной деятельности Российской Академии художеств на их решение.
Глава 1. История Российской академии художеств История развития академического образования в мире и создание Российской академии художеств
Попытки создания первых Академий предпринимались ещё в эпоху Средневековья. Например, в 1227 году Академию изящных искусств основал Брунетто Латини, в Палермо в 1300 году при Фридрихе II Сицилийском была создана Академия, в Тулузе, в 1323 году образовалась Academia des jeux floraux. Пик создания подобных центров эстетического и художественного образования и культуры пришёлся на эпоху Ренессанса. Очень много Академий в этот период появилось в Италии, особенно в Риме и Флоренции, Болонье и Милане. Эти Академии были различны по роду своей деятельности, существовали, к примеру, не только Академии художеств, но и Академии наук, Академии музыки, Академии военные, философские и медицинские.
В 1560 году в Риме образовалась Академия рисунка Св. Луки, которая существует и по сей день. С 1599 года ею заведовал Цуккари. Учебный план, им составленный, действовал до XIX века. Этот план предусматривал лекции по анатомии (занятия в госпиталях), геометрии (перспектива), изучение драпировки и рисование со слепков. Основа обучения - рисунок с образца и с модели. Братья Карраччи в 1585-1586 годах основали в Болонье «Академию вступивших на правильный путь». В ней проводились различные конкурсы и выдавались премии, в этой Академии изучали анатомию и рисовали с моделей, а также штудировали бытовые сцены и пейзажи. Много здесь делалось подготовительных работ, так называемых «академий». По сути, эта Академия была частной школой. Необходимо отметить, что в основе художественных концепций XVI века лежало утверждение, что художник должен показывать не то, что он видит, а то, что должно быть в идеале, стремясь к совершенству и отметая дефекты натуры. Ярым сторонником этой концепции был известный меценат кардинал Агукки, который дружил с братьями Карраччи. Между тем, академическое движение набирало обороты и вскоре в Болонье появились Academia di Pittori и Academia del Nudo, в Генуе, Венеции и Модене также появились Академии. В 1535 году в Гарлеме Карел ван Мандер, знаменитый фламандский мастер, создал свою художественную школу. В 1662 году в Нюрнберге открылась Академия живописи. В 1648 году в Париже была создана Королевская Академия. Она стала пользоваться большим авторитетом и стала проводником эталонных академических концепций в художественном образовании. По моему мнению, следующее утверждение очень точно отражает основные ступени формирования так называемого академического стиля: «Академический стиль формировался во времена маньеризма, был вышколен эстетикой барокко, придавшей ему дух риторичности, воспринят, осознан и взлелеян классицизмом и неоклассицизмом» (Валерий Стефанович Турчин - доктор искусствоведения, профессор кафедры всеобщей истории искусств МГУ, член-корреспондент РАХ. Журнал «Декоративное Искусство» № 9-10, 2003). В становлении традиций парижской Академии большую роль сыграли итальянские мастера.
Распространение художественных академий в Европе XVII столетия - исторически предшествовало рождению академизма как типа художественного мышления, как направления в искусстве и как существенного компонента в общей системе культуры Нового времени (Дажина В. Флорентийская Академия рисунка: история, теория, художественная практика. От маньеризма к академизму/Искусствознание 1/98. - М., 1998. С. 182). В 1802 году Академия возникла в Нью-Йорке, в 1805-м - в Филадельфии. К рубежу XVIII - XIX веков их уже было около ста. Италия, Франция и Германия стали основными странами, в которых активно появлялись новые Академии. Методика работы почти всех Академий заключалась в следующих этапах: сначала поступление на конкурсной основе, в план обучения входили копирование (на первоначальном этапе обучения), затем изучение части и целого фигур, создание сочинений - композиций и в конечном итоге выпускная работа. Существовали также различные поощрительные программы, к примеру, возможность дальнейшего совершенствования мастерства в Академии, участие в выставках или денежное поощрение, которое можно было потратить на дальнейшее обучение и повышение квалификации. В России и Англии было создано только по одной Академии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|