Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика преподавания в Академии




 

Основным учебным предметом, которым должны были овладеть все воспитанники Академии, был рисунок. В своем первом уставе Академии художеств И. И. Шувалов писал: "Следовательно, к достижению всего вышеописанного началом и основанием служить имеет твердое и исправное рисование, без чего упражняющийся в сих благо родных художествах желаемого совершенства достигнуть не может". Рисунок в Академии всячески поощрялся, за лучшие ученические рисунки Совет Академии выдавал авторам награды малые и большие серебряные медали. Награждение медалями производилось в актовом зале "при игрании труб и литавров". Чтобы развивать у учащихся хороший художественный вкус и возбудить желание к искусствам, И. И. Шувалов решил окружить воспитанников хорошими произведениями искусств. Ради этого он пожертвовал Академии художеств свое собрание картин и рисунков, а также и свою личную библиотеку. Эти действия Шувалова помогали воспитывать у учеников чувство глубокого уважения к искусству и к Академии. Академия снабжала своих учеников материалами, бумагой всех сортов, красками, карандашами, холстом, подрамниками, кистями, маслом и лаками.

В 1760 году, по инициативе скульптора Жилле, при Академии художеств был организован натурный класс, где стали серьезное внимание уделять изучению анатомического строения человеческого тела. Тщательно изучаются скелет и "ободранная фигура", как тогда называли анатомический муляж.

Чтобы еще больше приобщить воспитанников Академии к изучению рисунка, И. И. Шувалов в 1761 году назначает на экзаменах по рисунку в "поощрение учеников" оклады при раздаче медалей от 1 рубля 50 копеек в месяц, "смотря по достоинству его и по благо рассуждению Собрания".

Метод поощрения, и особенно за рисунок, помогал значительно продвинуть вперед дело художественного образования в России.

Занятия рисованием строились следующим образом:

"...Классы разделялись на утренние, от 9 до 11, и вечерние, от 5 до 7 ч. В течение утренних классов каждый занимался своею специальностью, а вечером все, кто бы в каком классе ни был, рисовали французским карандашом. По истечении месяца рисунки выставлялись в классах на рассмотрение профессоров; это было что-то вроде экзаменов. Кроме того, каждую неделю выставлялись фигуры, гипсовые головы, по отношению к которым требовалось, чтобы контуры с них делались бы самые верные, хотя тушевка при этом и не была окончена. На месячные рас смотрения, или экзамены, эти недельные работы могли не представляться учениками, так как их рассматривал профессор в течение недели, но некоторые работы, исключительно приготовляемые для месячного экзамена, уже выставлялись к назначенному сроку непременно".

Воспитанники Академии разделялись между собой по возрастам: первый возраст с 6 до 9 лет, второй с 9 до 12, третий с 12 до 15 и четвертый с 15 до 18 лет. В первом возрасте изучали закон божий, грамматику, иностранные языки, арифметику, геометрию, рисование с оригиналов, гипсов и с натуры. Рисование начиналось со знакомства с тех никой и технологией. Карандаш требовалось держать дальше от очищенного конца, что давало большую свободу и подвижность руке. Образцами в оригинальных классах служили гравюры с рисунков выдающихся мастеров, рисунки преподавателей Академии, а также и рисунки особо отличившихся учеников. Особым спросом у преподавателей и воспитанников пользовались рисунки Ж. Б. Грёза. Выразительность линий в его рисунках помогала учащимся наглядно видеть и понимать пластику форм. Много рисунков для "оригинального класса" сделал Г. Ф. Шмидт; А. П. Лосенко; многие рисунки Карла и Александра Брюлловых также служили образцами. Об этом свидетельствует следующего содержания документ: "По происходившему сего числа месячному экзамену, отличились в рисунках и переведены из рисовального в гипсовый класс следующие ученики: 1) Первого возраста Карл Брюлло. 2) Первого возраста Александр Брюлло. Определено: рисунки их отдать в оригиналы".

"Во втором возрасте: в законе божьем, в грамматике российского, французского и немецкого языков, и в переводе с сих последних, мифологии, истории и географии, в арифметике и геометрии, в рисовании с оригиналов, гипсов и с натуры. К концу года ученики начинали ко пировать с оригиналов рисунки голов, частей человеческого тела и обнаженные человеческие фигуры (академии). С натуры рисовали орнаменты и гипсовые головы.

В третьем возрасте: в законе божьем, грамматике и переводе с французского языка, в истории, мифологии и российской словесности, в математике, перспективе, в рисовании с оригиналов гипсов и натуры, также в живописном, скульптурном, архитектурном и гравировальном художествах". С натуры рисовали гипсовые фигуры. Здесь ученик рисовал с гипсовых слепков до тех пор, пока у него не появлялись необходимые профессиональные навыки. После этого он мог перейти к рисованию живой натуры в натурный класс. В гипсофигурном классе ученики рисовали фигуры Антония, Аполлона, Германика, Геракла, Геркулеса, Венеру Медицейскую. Рисуя фигуру, ученик обязан был тщательно изучить не только схему построения человеческой фигуры, но и точный абрис той или иной модели. Чтобы заучить так досконально фигуру, ученику приходилось рисовать одну и ту же фигуру по нескольку раз. Известно, что К. Брюллов сделал сорок рисунков с группы Лаокоона: заученность контура была настолько велика, что некоторые академики могли начать рисунок с любого места. Так, напри мер, виртуоз академического рисунка А. Е. Егоров мог нарисовать человече скую фигуру наизусть, одной линией, не отрывая карандаша от бумаги, с мизинца левой ноги.

В основу метода преподавания было положено рисование с натуры. При обучении рисунку большое значение при давалось личному показу. В инструкциях того времени указывалось, что, обучая рисованию с натуры, учителя Академии должны садиться рядом с учеником и рисовать ту же натуру, что бы ученики видели, как должен протекать процесс построения рисунка и какого качества нужно добиваться. Это был прекрасный метод работы с учениками, и очень жаль, что в дальнейшем он не получил своего раз вития.

"После месяца совет профессоров обходил все классы и, например, в классе гипсовых голов рассматривал, которая из голов лучше всех нарисована эта и будет 1; затем, следующая по достоинству 2 и т. д.

Разумеется, при этом не обходилось дело без препирательства между профессорами, так как один из них находил лучшим тот рисунок, а другой доказывал противное, защищая им отмеченный рисунок; в этих случаях спор разрешался вице-президентом Академии художеств.

Затем тот, кто получал номер из первого десятка, переводился на предстоящую треть в следующий класс, но, разумеется, иные сидели в одном классе по два и три года". Четвертый возраст рисовал обнаженную живую натуру и изучал анатомию. Затем шел класс манекена и композиции, а также копирования живописи в Эрмитаже. Занятия в натурном классе проходи ли по вечерам, начинались в 5 часов и оканчивались в 7 часов. "В нем учили профессора, отправляющие свое дежурство понедельно; каждый раз, сменяя друг друга, они меняли позу натурщика. Рисунок с натуры, в течение недели, нужно было приготовить и представить в субботу на экзамен, где на нем ставили номер, соответствующий его по достоинству; имена учеников, выставлявших свои рисунки на экзамен, не сказывались экзаменаторам. Каждую треть года ставили "на натуру" группу из двух натурщиков на две недели, за которую получившие первые номера удостаивались сначала серебряных вторых, а потом первых медалей. Пока рисовались рисунки во всех классах Академии, учеников не выпускали из классов, чтобы они не давали оканчивать за себя работу другим воспитанникам, лучше их рисующим".

Помимо оценки академических работ преподаватели Академии должны были давать оценку общей успеваемости учеников, а также и поведения.

"... Господа адъюнкт ректоры, профессора и адъюнкт профессоры имеют посещать каждую пятницу после обеда натурный класс и каждую субботу в 9 часов поутру все классы вообще для рассматривания еженедельных ученических работ; при конце каждого месяца господа адъюнкт профессора, советники и академики должны подавать свои примечания как о успехах учеников их, так и о их поведении".

Занимались рисованием по вечерам, большей частью при слабом освещении. Условия работы в таких классах были довольно тяжелые. Президент Академии художеств А. Н. Оленин в своих воспоминаниях писал: "Рисовальные классы, особливо натурный, были совершенно похожи на курень. Освещались они посредством смрадных простых лампад, расположенных рядами на нескольких железных сковородках, над которыми поставлена была широкая железная труба, проведенная сквозь крышу здания, для уменьшения копоти, но вместо того она в большие морозы служила проводником несносного холода прямо на голую натуру и на учеников. Профессорш и учащиеся, пробыв два часа в натурном и гипсовом классах, плевали и сморкали несколько часов сряду одной только копотью".

Учебный день в академии разделялся следующим образом: 8 часов воспитанники должны были учиться, 8 часов быть свободными и 8 часов спать.

"Вставали они по звонку в 5 часов утра; в 6 отправлялись на молитву, при чем прочитывалась глава из Евангелия (так делалось при Оленине). После это го следовал завтрак, состоящий из куска хлеба с чистою невскою водою. Каждый из воспитанников брал порцию и отправлялся в рекреационный зал. В 7 часов начинались классы, в промежутках которых давался один час отдыха. В 12 часов воспитанники отправлялись в столовую обедать. Столы на крыты были скатертями, перед каждым ставился прибор: тарелки оловянные, а ложки серебряные. Обед состоял (до президента Оленина) из супа сперло вой крупой или бобами и соуса с боба ми. Так как этими кушаньями кормили воспитанников довольно часто, то и со ставилась поговорка, что на обед давался соус под бобами и бобы под соусом. Мяса давали очень мало, да и то такого, которое едва можно было жевать. После обеда второй и третий часы назначались для классов; четвертый и пятый давались на отдых; с пяти часов до се ми был всегда натуральный класс. В 8 часов отправлялись ужинать; ужин состоял из того же супа, что и на обеде и гречневой или пшенной каши. В 9 часов после вечерней молитвы ложились спать...".

Из всего вышеизложенного мы видим, что система и методика обучения рисунку в России в XVIII веке была свое образной, отличной от многих академий Западной Европы и современных художественных учебных заведений. Если в наших учебных заведениях студент обязан выполнять программу своего курса в течение года, невзирая на успехи, то в Академии XVIII века, а также и первой половины XIX века, воспитанник мог переходить из одного класса в другой, например, из "гипсофигурного" в "натурный" класс, только достигнув нужных успехов. Поэтому нет ничего удивительного, что в 14 лет Бруни уже рисовал сложные двухфигурные постановки с обнаженных натурщиков (рис.оставаясь в то же время в своей возрастной группе (третьей от 12 до 15 лет).

Такой метод преподавания рисунка заключал в себе много положительных моментов. Во-первых, он заставлял каждого педагога более целенаправлен но вести занятия с каждым учеником в отдельности, более внимательно следить за его успехами, учитывать его индивидуальные возможности и способности, правильно направлять его работу. Во-вторых, такой метод обучения рисунку создавал благоприятную почву для усовершенствования методики преподавания и поисков новых, более эффективных методов и приемов обучения.

С 1769 года в Академии начинает преподавать прекраснейший рисовальщик того времени и замечательный педагог А. П. Лосенко, уделявший много внимания не только практике, но и теории рисунка. Его яркая педагогическая деятельность очень скоро завоевала всеобщее признание. Начиная с Лосенко, русская академическая школа рисунка получила свое особое направление. Это отмечали уже современники Лосенко; один из них указывал, что не успели приехать по заключенным контрактам иностранные знаменитости, как уже в том же году Лосенко и Баженов затмевают их своими талантами, а через три года они уже были известны и за границей.

Начиная с Лосенко, по-новому стала строиться и методика преподавания рисунка. В отличие от методов обучения, существовавших тогда в академиях Западной Европы, Лосенко поставил своей задачей дать научно-теоретическое обо снование каждому положению академического рисунка, и прежде всего при рисовании фигуры человека.

Понимая сложность педагогической работы и трудность сочетания двух раз личных дел самостоятельной творческой работы и преподавания, Лосенко не жалел ни времени, ни сил и здоровья ради дела, которому он служил. Отмечая эту особенность Лосенко как педагога и художника, А. Н. Андреев писал: "Он проводил с ними (учениками) целые дни и ночи, учил их словом и де лом, сам чертил для них академические этюды и анатомические рисунки, издал для руководства академии анатомию и пропорцию человеческого тела, коими пользовались и доныне пользуется вся последующая за ним школа; завел натурные классы, сам писал на одной скамье со своими учениками, и произведениями своими еще более помогал к усовершенствованию вкуса учеников Академии".

Заслуга Лосенко состоит в том, что он не только хорошо поставил дело преподавания рисования в Академии художеств, но и позаботился о дальнейшем его развитии, чему способствовали его теоретические труды и учебные пособия.

Среди них особо следует отметить следующие:

. "Изъяснение краткой пропорции человека или начертание академической фигуры". Этот труд был издан в свое время, о чем свидетельствует "Жур нал изящных искусств" за 1807 год: "К сей Академической фигуре издал верное и точное описание соразмерностей всех частей мужчины. Сие произведение гравировал Скородумов". Ра бота состояла из трех разделов. В первом разделе речь идет о размерах по высоте, во втором по ширине; третий раздел посвящен профильному изображению.

Математическое измерение фигуры человека Лосенко предлагал производить частями и долями. Каждая часть должна содержать в себе двенадцать долей. Таким образом фигуру человека по высоте можно разделить на 30 равных частей или на 360 долей.

. Учебное пособие по анатомии для художников. Издано не было. Сохранились лишь отдельные рисунки.

. "Руководство как увеличить и уменьшить фигуру человека". Это пособие также не было издано и сохрани лось в рукописи, выполненной Ястребиловым. Это большого формата (почти в целый ватманский лист) альбом таблиц-рисунков с пояснительным текстом. Пособие состоит из двух отделов: первый отдел посвящен изображению головы, второй фигуры человека. В каждом отделе раскрываются пропорциональная закономерность человеческого тела, конструктивно-анатомическая закономерность и методы использования контурной линии.

Метод членения фигуры на части Лосенко сохраняет прежний части и доли, однако принципы расчета и построения значительно усложняет. На помощь художнику приходят линейка и циркуль, опорные промежуточные точки.

Объяснение начинается с разбора го ловы в фас и профиль. Здесь указываются правила построения изображения формы головы и закономерности пропорционального членения го ловы на части. Затем идет пояснение этих закономерностей на особенностях строения черепа. После этого раскрываются закономерности перспективного видоизменения формы головы в зависимости от наклона и поворота характерная особенность положения го ловы в пространстве. Особое внимание здесь Лосенко обращает на видоизменение конструктивной схемы головы (которую мы видели у Дюрера, Гольбейна), но конструкцию головы Лосенко изображает не сплошными линиями, а пунктирными. Этим он дает понять ученику, что в рисунке не надо вычерчивать конструктивную схему, а только иметь ее в виду. Среди различных положений, наклонов и поворотов головы Лосенко выделяет 24 положения, наиболее характерных и часто встречающихся в жизни.

Второй отдел посвящен рисунку фигуры человека. Объяснение начинается с показа условного расчета фигуры на пропорциональные части. За тем объясняются особенности построения фигуры в фас и профиль. После этого Лосенко переходит к изображению фигур в "свободных движениях".

. Альбом таблиц-оригиналов. Это пособие состояло из рисунков голов и фигур и было предназначено для учащихся оригинального класса.

В подобного рода методических руководствах остро нуждались воспитанники Академии. Лосенко прекрасно знал, что пособиями по рисунку бедна не только русская Академия, но и лучшая в то время французская Академия художеств. Лосенко понимал, что оснащение Академии различными методическими пособиями будет содействовать повышению качества подготовки молодых художников.

Серьезное внимание в этот период стали обращать и на методику преподавания, на правильную организацию учебного процесса; началось обобщение педагогического опыта, художники-педагоги стали понимать, что для того чтобы хорошо преподавать одного умения рисовать недостаточно. Уже И. Урванов в предисловии к своему сочинению "Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах" (1793) пишет: "Предлагая правила, касающиеся до рисовального и живописного художества, за нужное нахожу упомянуть и о причинах, побудивших меня к сему сочинению. Учась я оным восемь лет в Императорском Училище у нескольких иностранных учите лей, а напоследок и сам двадцать пять лет занимаясь в важнейших местах обучениям других, приметил, что мы более учимся и учим практикою, нежели теорию, и оттого для объяснения искусства своего бываем недостаточны; чего ради рассудил я наконец собрать и при вести в род системы все то, что мог узнать из своих собственных и чужих опытностей".

Недостаточное внимание к вопросам методики преподавания, неумение сочетать теорию с практикой часто приводят к тому, что ученики медленно достигают успехов. Более того, по мысли Урванова, это часто приводит к тому, что учитель не успевает уделить внимания всем ученикам "0т сего недостатка правил учителя художествам всегда на ходят при обучении учеников трудность, когда хотят, по усердию к должности и по любви к подражанию природе им подавать свои наставления; так что при случае погрешности ученической могут показать оную только по правкою; но как часто, по множеству учеников, недостает времени каждому поправить, то и успехи их бывают медлительны".

Обучение рисунку должно так строиться, чтобы ученик, рисуя с натуры, не пассивно копировал, а сознательно изучал модель, обогащая себя знаниями.

"... Учащемуся должно всегда упражняться со вниманием и рассуждением, а особливо в рисовании с натуры и в сочинении, собирая отовсюду то, чем более себя усовершить можно".

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна. К тому же она невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые были чужды художнику. Недаром скульптор Э. М. Фальконе, заступаясь за него, писал Екатерине II: "Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков... <...> Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют..." Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

Мысль о создании Академии наук и художеств в России возникла у Петра I конце 1690-х годов. Академия художеств была учреждена решением Сената 6 ноября 1757 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге по инициативе великого русского ученого М.В. Ломоносова и известного просветителя И.И. Шувалова. Иван Иванович Шувалов сам возглавил Академию художеств, которая сначала считалась, согласно уставу, причисленной к Московскому университету. Шувалов предложил именовать новое учреждение «Академия трёх знатнейших художеств». Однако чуть позже она стала именоваться Императорской Академией художеств.

В начале 1758 года из числа учеников гимназии при университете были отобраны и привезены в Петербург шестнадцать способных юношей, которые и приступили к занятиям. Также в Петербурге было набрано ещё двадцать учеников. Необходимо отметить, что Шувалов в своём отборе был максимально объективен и не ориентировался на материальное положение или сословное происхождение кандидатов. Заслуга И.И. Шувалова ещё и в том, что он пригласил преподавать лучших педагогов Европы и в 1758 году подарил Академии свою прекрасную художественную коллекцию, положив этим начало библиотеке и будущему музею. Первыми профессорами стали иностранцы: живописцы Л.-Ж. Ле Лоррен, Ж.-Л. де Велли, Л.-Ж.-Ф. Лагрене; скульпторы Н.-Ф. Жилле; гравер Г.-Ф. Шмидт. Занятия архитектурой вели А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот.

ноября 1764 года Екатерина II даровала Академии устав и «Привилегию». Именно эта дата стала считаться официальным днём рождения Академии художеств. 28 июня 1765 года в день торжества по случаю основания Академии состоялась закладка её главного здания. Ещё в конце 1763 года к работе над проектом здания Академии художеств приступили её профессора - архитекторы Жан-Батист Валлен-Деламот, приглашённый из Франции в 1759 году, и Александр Филиппович Кокоринов. Строительство закончилось в 1788 году.

В проекте здания Академии художеств впервые в русской архитектуре чётко обозначились черты классицизма - уравновешенность и симметрия композиции, величавая торжественность внешнего облика, использование ордера в качестве основы организации фасадов (Санкт-Петербург. 1703-1917.: Кн. для чтения/ Авт.-сост.: А.В. Даринский, С. 142). Влияние на архитектуру здания также оказал стиль барокко.

Учреждение Академии художеств оказало огромное влияние на культуру России. К примеру, учреждение Русского музея императором Александром III также было связано с деятельностью Академии художеств. Именно ее собрание заложило основу художественной коллекции нового музея. Академия стала одним из важнейших центром художественного образования не только в России, но и в Европе. Помимо этого она была центром художественного просвещения, активно влияла на развитие всех видов искусства, содействовала формированию музейных коллекций, вела большую научно-исследовательскую работу, проводила выставки и конкурсы.

В XIX веке Императорская Академия художеств пережила кризис, связанный отчасти с тем, что тем, что самые известные мастера отечественного искусства эпохи романтизма О.А. Кипренский, А.А. Иванов, М.В. Лебедев и многие другие покинули Россию. В 1890 году наступили позитивные перемены. И.Е. Репин, А.И. Куинджи и другие мастера были приглашены преподавать в Академию (Журнал «Декоративное Искусство» № 9 - 10, 2003).

После революции 1917 года Академии пришлось нелегко. Императорская Академия художеств была упразднена декретом Совета народных комиссаров в 1918 году. В 1932 году была воссоздана Академия художеств в Ленинграде. В 1947 году в Москве была образована Академия художеств СССР.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...