Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура художественного образования в Российской Академии художеств в XVIII - середине XIX века. Формирование лучших традиций художественного образования




 

В этом разделе целесообразно будет изучить структуру художественного образования в первый период деятельности Академии, рассмотреть Академию с точки зрения её значимости для российской культуры и науки того времени. Также необходимо проследить процессы формирования и развития традиций художественного образования. Изучение этих вопросов позволит лучше понять, что представляет собой современная Академия художеств как методический и научный центр художественного образования.

Итак, о том, что входило в программу обучения воспитанников Академии художеств.

Большое внимание уделялось овладению искусством рисунка, сначала ученики рисовали простейшие геометрические фигуры и тела, затем переходили к копированию оригиналов, то есть рисунков и гравюр мастеров искусства прошлого. Образцы для копирования брались из различных иллюстрированных руководств по рисованию Прейслера, Жомбера, Кузена и Одрана. Воспитанники копировали эстампы, гравированные искусными мастерами, с рисунков и картин Паризо, Рафаэля, Тинторетто, Карраччи. Для этой же цели также использовались подлинные рисунки Ванлоо, Буше, Бушардона, Греза и других. В конце XVIII века в Академии появляются рисунки отечественных рисовальщиков А. Лосенко, П. Соколова, А. Иванова, позже А. Егорова.

Далее по плану стояло обучение в классе гипсов, где моделями служили антики - гипсовые слепки, которые были точными копиями знаменитых античных скульптур. Эти занятия способствовали постижению законов античной красоты и гармонии, изучению пропорций. На зрелом этапе обучения появлялся натурный класс, в котором ученикам Академии позировали натурщики. Ежемесячно проводились экзамены по рисунку с фигуры. Каждые четыре месяца устраивались экзамены, для которых ставили групповые постановки из двух натурщиков. Все вышеперечисленные этапы обучения должны были пройти все воспитанники, вне зависимости от того, в какой области он собирался работать в дальнейшем - в живописи, архитектуре, скульптуре. Занятия в Академии способствовали формированию у будущих художников чувства прекрасного, постижению законов истинной гармонии и красоты.

В 1764 году при Академии было создано Воспитательное училище. Раз в три года туда принимали мальчиков 5-6 летнего возраста. Пребывание в училище было рассчитано на пятнадцать лет. Позднее, в начале XIX века, в школу поступали в восемь-девять лет, а срок обучения сократился до 12 лет. Ученики распределялись по пяти возрастным группам, в каждой из которых учились примерно по три года. Ученики первых трех групп занимались рисунком и общеобразовательными предметами. При переходе в четвертую возрастную группу начиналась специализация по классам живописи, скульптуры и гравюры.

В Академии художеств существовала особая система поощрений, согласно которой ученик мог быть в последовательном порядке награждён четырьмя медалями - двумя серебряными (второго и первого достоинства) и двумя золотыми. Награждение большой золотой медалью давало воспитаннику звание художника и право на поездку за границу для повышения мастерства. Поездка устраивалась за счёт Академии художеств. Система поощрений не только способствовала развитию талантливых художников, но и помогала поддерживать на высоком уровне качество обучения, поскольку многие воспитанники, побывавшие за границей, впоследствии возвращались преподавать в родную Академию художеств.

Первыми преподавателями Академии были иностранные живописцы Лоррен, Де Вельи, скульптор Жилле, архитектор Валлен-Деламот, гравер Шмидт и другие. С конца 1770-х годов ведущее положение в Академии заняли русские педагоги, которым художественная школа обязана своим высочайшим уровнем развития, среди них - А. Лосенко, М. Козловский, Е. Чемесов, А. Акимов.

Антон Лосенко был одним из первых выпускников Академии художеств.

Михаил Иванович Козловский в своих творениях отразил идеи современности, выдвинув на передний план темы борьбы и страдания. Также он активно использовал сюжеты, связанные с античностью и героическим прошлым. Одно из самых значительных его творений - группа «Самсон, раздирающий пасть льва», которая занимает центральное место в идейном замысле ансамбля Большого каскада в Петергофе (Санкт-Петербург. 1703-1917.: Кн. для чтения/ Авт.-сост.: А.В. Даринский, очерк В. Петрова. С. 144-146).

Академия художеств возникла в эпоху становления классицизма в России. Классические каноны отразились не только в методике преподавания, но и в самой педагогической и образовательной структуре и системе, эта строгая и упорядоченная система сохранилась до середины XIX века. В уставе Академии были чётко сформулированы основные заповеди академического художественного образования: «истинная и благородная цель искусства состоит в том, чтобы сделать добродетель ощутительною, предать бессмертию славу великих людей, заслуживших благодарность Отечества, и воспламенить сердца и разумы к последованию по стезям соотичей наших» (Санкт-Петербург. 1703-1917.: Кн. для чтения/Авт.-сост.: А.В. Даринский, очерк В. Лисовского. С. 143).

Высокое качество обучения способствовало тому, что уже первый выпуск Академии был звёздным: Антон Лосенко, Федот Шубин, Иван Ерменев, Фёдор Рокотов, Василий Баженов, Иван Старов. Впоследствии Академию художеств закончили выдающиеся живописцы А.А. Иванов, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, скульпторы И.П. Мартос, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, И.П. Прокофьев, М.М. Антокольский, архитекторы А.Н. Воронихин, Н.Л. Бенуа, К.А. Тон, И.А. Фомин, В.А. Щуко и многие другие. Кстати, ради одного из своих выпускников Федота Ивановича Шубина Академия художеств согласилась нарушить свои правила. Дело в том, что для получения звания академика требовалось выполнить программу по исторической скульптуре. Но Шубина признали академиком по портретным работам.

Картины русских художников производили фурор на международных выставках. На Всемирной выставке 1878 года в Париже первую премию по живописи и скульптуре получила Россия.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что учебный процесс в Академии художеств был предельно отлажен, там преподавали лучшие мастера своего дела, Академия старалась перенимать опыт подобных учреждений в других странах, поддерживая постоянные культурные связи с лучшими европейскими Академиями искусств, предоставляя лучшим своим воспитанникам возможность усовершенствовать своё мастерство у известнейших мастеров других стран. Таким образом, Российская Академия художеств превратилась в крупнейший центр художественного образования и художественной культуры в целом.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...