Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития основных учебных и научных подразделений Академии художеств




 

Значимость Российской Академии художеств невозможно переоценить. В бурном XX веке роль Академии как культурного центра, хранящего лучшие традиции прошлого, стала чрезвычайно важной.

год стал переломным для всей страны, переворот затронул все сферы жизни общества, в том числе и сферу искусства. Новое поколение деятелей искусства осознало необходимость поисков путей модернизации современного искусства, сложная переломная эпоха влияла на формирование новых течений в изобразительном искусстве. В этот период в Российской Академии художеств преподавали выдающиеся мастера своего дела, такие как, И. Бродский, Д. Кардовский, Ш. Абугов, П. Шиллинговский. Их заслуга в том, что они помогли сохранению традиций академического художественного образования в сложную переходную эпоху.

Помимо этого, эти мастера многое сделали для того, чтобы заложить основы методики обучения рисунку в новых условиях с учётом требований новой эпохи. Появилась необходимость несколько перестроить методику преподавания. Овладение искусством рисунка по-прежнему является одной из важнейших задач. Освоение графических техник, изучение пластической анатомии и перспективы имеют большое значение для подготовки будущих художников. В первые годы обучения основное внимание уделяется изучению строения головы человека, требуется умение передать её сходство с моделью, пропорции, особенности форм. На протяжении всех лет обучения учащиеся изучают строение и пропорции обнажённой и одетой женской и мужской фигуры.

В начале XX века происходило становление современной русской школы академического художественного образования. В этом процессе важную роль играло много факторов. Конечно, в Академии был блистательный педагогический состав, но также важно отметить значимость основных научных и учебных подразделений Российской Академии художеств, которые помогали и по сей день помогают на должном уровне поддерживать процесс обучения будущих деятелей изобразительного искусства. Речь идёт о творческих, педагогических, научно-исследовательских и музейных учреждениях, входящих в состав Российской Академии художеств.

Важнейшее значение имеет уникальная библиотека. Научная библиотека Российской Академии художеств создавалась сразу как специальная библиотека по искусству. Ее фонды комплектовались необходимыми для образования и воспитания будущих художников и архитекторов изданиями по теории и истории искусства, рисунку, живописи, гравированию, архитектуре, анатомии, перспективе, истории, мифологии и прочим дисциплинам. Особое место в коллекции данной библиотеки занимают книги, изданные в Италии, Англии, Голландии, Германии, Франции, а также редкие издания XV, XVI, XVII, XVIII веков. Основой коллекции библиотеки явились 94 тома и гравюры, необходимые ученикам Академии как учебные пособия, пожертвованные И.И. Шуваловым - основателем Академии художеств. Вслед за И.И. Шуваловым фонд библиотеки пополнили Н.Ф. Жилле, преподававший в Академии скульптуру, И.И. Бецкой - президент Академии художеств. В 1807 и 1809 годах свои сочинения и часть своих коллекций подарили библиотеке Тома де Томон и Пьетро Гонзаго.

Многие люди, работавшие в Академии, заботились о пополнении фондов научной библиотеки, например, Иван Иванович Толстой - вице президент Академии художеств, Валериан Порфирьевич Лобойков - конференц-секретарь Академии, Николай Иванович Уткин в 1843-1854 гг. был хранителем гравюр в Академии, он пожертвовал Академии великолепные альбомы гравюр. Федор Густавович Беренштам в 1894-1912 гг. заведовал библиотекой, и в фондах библиотеки можно найти много каталогов выставок и каталогов музеев с его дарственными надписями.

В этой библиотеке хранятся такие редчайшие и уникальные издания, как «Описание путешествия через Москву в Персию и Восточную Индию голландского ученого и художника Корнелия де Брюйона», изданное в 1718 году в Амстердаме, а также «Рисованное искусство или способ самому научиться рисовать, состоящий в разных таблицах из примеров славных художников. Рисовал ученик Борис Альбинский 1788-1792 с других рисунков», памятники русской культуры: «Лицевой сборник - XVII века», «Азбуковник» XVII - XVIII вв., «Лицевой Апокалипсис с толкованием Андрея Критского», относящийся к концу XVII в., «Опыт о правилах медальерного искусства» А.Н. Оленина, альбом «О пребывании графов Северных в Венеции в 1782 году» и др.

Фонд библиотеки располагает огромным количеством изданий с дарственными надписями и автографами. Например, на книге «Письма Петра Великого к графу Б.И. Шереметеву» надпись: «От графа Петра Шереметева, почетного любителя Академии художеств в библиотеку приобщается».

Научная библиотека Российской Академии художеств и по сей день выполняет свою образовательную, просветительскую функцию. Помимо этого, существование библиотеки помогает сохранению раритетных изданий, знакомство с которыми имеет огромное значение для воспитания будущих культурных, эрудированных художников. Истинный служитель искусства должен иметь высокий уровень общей образованности и культуры.

Важную роль в работе Академии играет Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств. Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств был создан в 1947 году в качестве подразделения Академии, являющейся высшим научно-творческим центром в области изобразительных искусств.

В его задачу входит научное исследование истории пластических искусств, современного мирового и отечественного художественного процесса, публикация результатов этого исследования, а также искусствоведческое обеспечение деятельности Академии художеств. При содействии этого Института было издано множество книг, монографий, научных сборников, альбомов, учебников, популярной литературы, эти издания составили целую библиотеку, которая влияет на качество художественного образования в целом, воспитывая в эстетическом плане не только будущих художников, но и широкий круг лиц, интересующихся изобразительным искусством.

В настоящее время в НИИ работают 4 академика и 4 члена - корреспондента Российской академии художеств, 19 докторов и 36 кандидатов наук. Институт подразделяется на следующие отделения: искусства России ХХ - XXI веков; русского искусства XVIII - XIX веков; древнерусского и современного церковного искусства; монументального искусства и художественных проблем архитектуры; народного и декоративного искусства; дизайна; теории и проблем эстетики; художественной критики; зарубежного искусства; словаря художников России; информатизации искусства; редакционно-издательский отдел.

Также необходимо отметить, что при Институте работают аспирантура, специализированный учёный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций. При участии Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств регулярно проводятся научные семинары, в которых принимают участие сотрудники НИИ РАХ, других искусствоведческих и культурологических институтов, университетов, музеев, реставрационных мастерских. Таким образом, можно заключить, что Институт является важнейшей частью современной Академии художеств, поскольку его деятельность обеспечивает поддержку и развитие основных научных и методических концепций современного художественного образования.

Мастерские Российской академии художеств включают целый ряд специализированных мастерских. «Экспериментальная лаборатория художественных стекломатериалов. Смальта и витражное стекло» - единственная мастерская в России, производящая смальту по старинным рецептурам, её деятельность уникальна, поскольку это единственный в России производитель настоящего витражного стекла.

История мастерских

Мозаика - одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства, зародилась на Востоке. Так в древнем Египте из кубиков и пластин природных драгоценных и полудрагоценных камней делались инкрустации для украшения мелких изделий бытового назначения. Позднее было налажено производство глазурей и цветных глухих стекол (смальт) разнообразных оттенков. В древней Греции и на территории Римской империи мозаика была связана с архитектурой - украшала полы общественных зданий, фонтаны, бани. В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства.

Римские мозаики выкладывали из маленьких кубиков (столбиков) смальты (глушенного - непрозрачного и очень плотного - стекла) или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки.

Античная мозаика. Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. г. Москва

С приходом к власти Николая I во второй половине XIX века в России начался расцвет мозаичного искусства. Идея основания мозаичного заведения возникла в 1842 году, после посещения Рима архитектором Исаакиевского собора О.Монферраном. 12 августа 1845 года император распорядился писать иконы на холсте и «...учредить мозаичное заведение для изображения после сих икон мозаикою». Возглавить его должен был знаменитый римский мастер М. Барберри. «Императорское Мозаичное Заведение» было основано в 1847 году. Тогда же в Риме была открыта мастерская под руководством М. Барберри, где первые русские художники-мозаичисты В.Е. Раев, С.Т. Федоров, И.С. Шаповалов и художник-пейзажист Е.Г. Солнцев прошли подготовку под наблюдением опытных итальянских мастеров. Были набраны: голова Спасителя из «Преображения» Рафаэля, букет цветов на черном фоне для пресс-папье, большой образ св. Николая (копия с Ф. Кристофари, воспроизведшего древнюю икону из Бари), впоследствии привезенный в Санкт-Петербург и помещенный в часовне Благовещенского (Николаевского) моста; две большие «маски» с античных образцов, украсившие позднее фриз фасада нового здания Императорского Мозаичного Отделения.4 Тогда же была сделана находящаяся в Эрмитаже копия знаменитого пола «круглой залы» Ватиканского дворца.

ноября 1851 года Николай I утвердил положение и штат Императорского Мозаичного Заведения. В этом же году обновился состав Комитета по устройству Мозаичного Заведения - кроме Ф.П. Толстого и П.А. Языкова, в него вошли архитектор О. Монферран, Д. Бонафеде, Р. Кокки и князь Г.П. Волконский.

В сентябре 1855 года техническим отделением вместо Языкова стал заведывать граф Б.Ю.И. Стенбок. При нем были окончены с оригиналов профессора Т.А. Неффа первые четыре огромные мозаики нижнего яруса иконостаса Исаакиевского собора («Спаситель», «Богоматерь». «Св. Исаакий Далматский» и «Св. Александр Невский). Параллельно шла работа над мозаичными орнаментами для часовни на Николаевском мосту и облицовкой для храма Христа Спасителя в Москве.

В первой половине XVII века в Ватикане была открыта мастерская, которой с 1825 года руководил профессор М. Барберри. Выплавка смальт велась под наблюдением профессора Д. Бонафеде, впоследствии работавшего в России. В 1840-50-е г.г. М. Барбери, Д. Бонафеде и его брат Леопольд добились того, что их палитра смальт состояла из 20000 оттенков. В 1848 году для налаживания производства смальт и обучения мастеров, из Италии в Россию прибыли профессор В.Рафаэлли с братом Пьетро. Плавильная печь была устроена на Литейном дворе Академии. К работе были привлечены рабочие со Стеклянного завода и инженер-технолог П.И. Михайлов. Уехавшего Рафаэлли сменили итальянцы - профессор Р. Кокки, мастер-мозаичист Л. Рубиконди и химики Д. Бонафеде с братом Леопольдо, работавшие у М. Барберри и овладевшие тонкостями улучшения производства смальты. В июле 1851 года временная римская студия была закрыта, а русские художники с мозаиками отправлены в С.-Петербург. Устройством цехов по производству цветного стекла на заводе занимался профессор Д. Бонафеде, работавший над новым способом обработки и использования эмали. Для изготовления золотых фонов Исаакиевских мозаичных образов была оборудована специальная мастерская шлифовки золоченых смальт.

В 1856 году художественное и техническое отделения были объединены на Стеклянном заводе. В 1862 году отделения были целиком переданы в ведение Академии художеств. В 1864 году они переехали в новое здание Мозаичного Заведения построенного в академическом саду. Проект сооружения осуществлен профессором Ф.И. Эппингером, по рисункам и чертежам которого академиком И.-Н. Вельтнером были выполнены все работы. Сама студия имела три больших окна, выходящих на 3 линию Васильевского острова; внутри с трех сторон окружена небольшой галереей, из которой можно было попасть в мастерскую мелкой мозаики и комнату для вытягивания смальт.

Освящение и торжественное открытие в присутствии императорской фамилии и членов Совета Академии происходило 7 декабря, в юбилейный для Академии художеств год, так как сто лет назад был принят ее первый Устав.

На Стеклянном заводе остался только шатер смальт. Плитки сплава, поступая в Мозаичное Заведение, распиливались паровой машиной на мелкие кубики. Для миниатюрной мозаики из плиток тянули нити различной толщины в плавильной печи. Впервые достигнутое богатство колеров и оттенков демонстрировалось на Мануфактурной выставке в 1861 году, где взору посетителей предстала коллекция цветных эмалей и образцы стеклянных сплавов и смальт. Вскоре последовала международное признание: бронзовая медаль была присуждена на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году, где были показаны образ Николая Чудотворца для Исаакиевского собора и две мозаики с картин Т.А. Неффа - «Ангел молитвы» и «Ангел у Гроба Господня», выполненные по заказу королевы Нидерландов Елены Павловны. После выставки образцы смальт неоднократно выписывались в Англию. Особенный интерес вызывали две коллекции: в первую входило около 500 оттенков цветных эмалей для крупных мозаик; собрание второй состояло из вытянутых эмалей для мелкой мозаики.

В 1866 году Академия участвовала во Всемирной выставке в Париже. За представленные в русском отделе работы Мозаичное Заведение было удостоено золотой награды; сами произведения, благодаря высокому мастерству исполнения, признаны вне конкурса, а художники-мозаичисты получили бронзовые медали. Всеобщее восхищение вызывали русские мозаики и на последующих Всемирных выставках - в 1873 году в Вене и в 1878 - в Париже.

Руководили Мозаичным Заведением Ф.А. Бруни (1866-1875), Ф.И. Иордан (1875-1883), А.Н. Фролов (1883-1890), П.П. Чистяков (1890-1912), Н.А. Бруни (1912-1914). Под их наблюдением исполнялись мозаики для Исаакиевского собора: учениками Р. Кокки - художниками-живописцами М.А. Хмелевским и И.Д. Бурухиным; учениками Л. Рубиконди - М.И. Щетининым и Ф.Ф. Гартунгом; а также пейзажистом Е.Г. Солнцевым, историческим живописцем И.С. Шаповаловым, В.А. Колосовым, академиком живописи Н.М. Алексеевым, Г.М. Агафоновым, А.Н. Фроловым, Н.М. Голубцовым, М.П. Муравьевым и живописцем на стекле П.С. Васильевым. Были набраны мозаичные иконы для Севастопольского собора, Чудова монастыря в Москве, исполнялись и частные заказы. Образ Девы Марии с оригинала К. Дольчи (для императрицы Александры Федоровны) и мозаичный стол с изображением птиц и гирлянд цветов, о котором можно составить представление лишь по сохранившейся акварели, - были показаны на Всемирной выставке в Лондоне в 1867 году.

С приходом в 1890 году на должность заведующего шатром смальт В.И. Селезнева, при Мозаичном Заведении удалось организовать самостоятельное производство. Под его руководством было налажено изготовление смальт с добавлением мышьяка, над чем в свое время работал М.В.Ломоносов; но особенно интересным было получение прожилковых смальт и глухих стекол с разноцветной окраской в одной плитке, что расширяло декоративные возможности техники.

Так как способ «прямого набора» требовал времени и больших затрат, в 1888 году группа русских мастеров во главе с С.П. Петуховым была послана для освоения новой техники в Италию и Францию. В нее входил и техник Мозаичного Заведения А.А. Фролов, изучивший за два года в мастерской Сальвиатти на о. Мурано способ «обратного набора», которым пользовались венецианские художники. А.А. Фролов внес в способ «обратного набора» ряд изменений, приспособив для климатических условий Санкт-Петербурга. По возвращении в Россию в 1890 году, он получил обособленное помещение при Мозаичном Заведении. Его мастерская выполняла декоративные мозаики для фасадов зданий, иконы. В 1895 году ей был передан заказ на осуществление работ в храме Воскресения Христа в Санкт-Петербурге; они велись в 1897-1902 г.г. по эскизам и картонам М.В. Нестерова, В.М. Васнецова, В.В. Беляева. Особенно выделяются мозаики по оригиналам М.В. Нестерова: образ св. Александра Невского, набранный И.И.Кудриным и «Воскресение», исполненный Н.Ю. Силивановичем. В 1896 году А.А. Фролов переехал в собственную мастерскую, также на Васильевском острове, однако, Академия продолжала осуществлять художественное руководство. В 1897 году, после смерти А.А. Фролова, во главе работ встал его отец. Академик мозаики А.Н. Фролов. В 1898 году им реставрируются древние мозаики новгородского Софийского собора. В этой студии исполнялись декоративные и орнаментальные панно для музея Училища технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге, для частных особняков и магазинов столицы и Москвы.

В мозаичной мастерской, вновь открытой в 1922 году при отделении монументальной живописи, под наблюдением В.А. Фролова работали художник В.Д. Болотнов и химик А.Т. Федоров.

Пройдя ряд трудных десятилетий в своей истории, в настоящее время мозаичная мастерская при Российской Академии художеств является уникальным примером - не только в России, но и в мире - осуществления полного цикла создания мозаичного произведения - от литья смальт до набора. Соседство и творческий контакт мозаичистов с художниками Санкт-Петербургского государственного академического Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина способствует созданию мозаик на высоком профессиональном уровне. Мастера продолжают работать в том же здании в академическом саду. В мастерской хранится коллекция образцов, выполненных итальянскими маэстро для русских художников. Высоким уровнем исполнения в технике тянутой смальты отличаются столешницы с миниатюрными видами архитектуры Италии работы римских и венецианских художников XIX века, а также панно с изображением фасада собора св. Марка в Венеции. Там же хранятся и копии советских мозаичистов с мозаик равеннских церквей и церкви Успения Богородицы в Никее в технике как «прямого», так и «обратного набора». Это интереснейшее собрание в будущем, несомненно, должно стать основой музейной коллекции.

После революции 1917 года Мозаичное Заведение, как и сама Академия, было закрыто. Необходимость не потерять драгоценный опыт и знания, накапливавшиеся десятилетиями многими поколениями, пытались доказывать В.В. Беляев и В.А. Фролов. Шатер смальт просуществовал под бессменным руководством В.И. Селезнева до 1923 года, после чего был передан в ведение Ленинградского фарфорового завода, а через год закрыт. В настоящее время смальтоварочная мастерская является практически единственным местом в России, где существует производство смальты. Наработанная палитра включает в себя более 10 000 оттенков. В ее стенах продолжается изготовление золотой, и возрождается производство серебряной смальт. Расширяется и область применения смальты: из нее получаются и сувенирная продукция, и эксклюзивные варианты посуды, и достойная имитация природных минералов.

Гипсоформовочная мастерская Императорской Академии Художеств была создана в XVIII веке. В период с 1918 по 1947 г.г. гипсоформовочная мастерская наряду с мозаичной, бронзолитейной мастерской, а также музеем и библиотекой входили в состав учебного заведения ИнЖСА им. Репина.

Существующая в настоящее время гипсоформовочная мастерская была организована в 1947 году одновременно с созданием Академии Художеств СССР. В течение последних шестидесяти лет гипсоформовочная мастерская успешно содействует учебному процессу всех художественных ВУЗов, лицеев и школ России, Ближнего и Дальнего Зарубежья. Здесь формовались уникальные творческие работы знаменитых российских скульпторов - М.К.Аникушина, В.Б.Пинчука, Б.А.Пленкина, А.Е.Кербеля, В.Е.Цигаля. По сей день в мастерской производятся высокохудожественные изделия из гипса, работы на заказ по эскизам заказчиков, учебная и сувенирная продукция, изготовление форм.

Мозаичная мастерская была создана в 1851 году и существует до сих пор. Также при Академии работает гипсоформовочная мастерская. Помимо этого, существуют различные творческие мастерские Российской Академии художеств в разных городах России. В Москве это мастерские живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного искусства, архитектуры, дизайна. В Санкт-Петербурге действуют мастерские монументальной живописи, скульптуры, живописи и графики, в Казани работает мастерская живописи, а в Красноярске - мастерские живописи, графики, скульптуры. Творческие мастерские РАХ своей безупречной работой способствуют сохранению лучших традиций декоративно-прикладного искусства, повышают авторитет современного российского художественного образования.

В настоящее время Российская Академия художеств имеет множество учебных и научных подразделений и учреждений в разных городах России. В Москве это: Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова, Московский академический художественный лицей им. Н.В.Томского, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, Филиал научной библиотеки, Филиал научно-исследовательского музея, Музей-мастерская С.Т.Коненкова. В Санкт-Петербурге Академия имеет следующие основные учреждения: Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Б.В. Иогансона, Научно-исследовательский музей, Филиал научно-исследовательского музея Музей-усадьба «Пенаты», Музей-квартира И.И. Бродского, Дом-музей П.П. Чистякова, Музей-мастерская А.И. Куинджи, Научная библиотека, Научно-библиографический архив, Научно-справочный архив негативов и фоторепродукции, Дирекция по эксплуатации зданий и финансово - хозяйственному обеспечению, Филиал Российской Академии художеств «Творческая мастерская «Литейный Двор». Кроме того, существуют отделения РАХ в других регионах России. Следовательно, на сегодняшний день Российская Академия художеств - это основной крупнейший центр не только российского художественного образования, но и отечественной художественной культуры в целом.

Теперь есть смысл подробнее рассказать о каждом музее, входящем в комплекс Академии художеств.

Мне очень понравилось в доме-музее П.П. Чистякова(приложение1), который располагается в городе Пушкине. Это очень уютный и самобытный музей, он был открыт 26 апреля 1987 года. Павел Петрович Чистяков - живописец и портретист, профессор Императорской Академии художеств, Чистяков вошел в историю русской художественной школы как учитель крупнейших мастеров отечественной культуры. Его воспитанниками были Репин, Поленов, Суриков, Васнецов, Савинский, Серов, Врубель, Грабарь, Кардовский, Рябушкин, Борисов-Мусатов и многие другие. Это был не только прекрасный педагог, но и прекрасный человек. И.И. Репин высказался о нём следующим образом: «Великий мудрец был Павел Петрович и как художник был исполнен такого изящества и такта в обращении. Как он привязывал к себе и роднил всех, кому посчастливилось общение с ним».

Родился Чистяков в семье крепостного, служившего управляющим имением. Во время учебы в Бежецком уездном училище стал серьезно увлекаться рисованием. В семнадцать лет поступил в Академию художеств. Осенью 1862 года Чистяков отправился в пенсионерскую поездку. В Италии он приступил к сочинению картины на сюжет из Тацита «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия». К сожалению, она осталась незавершённой. После возвращения в Петербург в 1870 году Чистяков за четыре работы (в их числе «Римский нищий», 1867), получил звание академика.

В 1872 году художник был приглашен в классы Академии художеств адъюнкт - профессором. Одновременно он вел занятия в своей мастерской, руководил частными студиями, переписывался с учениками. Популярность педагога была огромной. Однако лишь в 1892 году его назначили профессором.

За долгие годы преподавания Чистяков разработал свою особую систему. Он учил видеть натуру, какой она существует и какой она кажется, соединять (но не смешивать) линейное и живописное начало, знать и чувствовать предмет независимо от того, что нужно изобразить, будь то скомканный лист бумаги, гипсовый слепок или сложный исторический сюжет. «Единственным (в России) истинным учителем незыблемых законов формы» назвал П.П. Чистякова В. А. Серов (П.П. Чистяков. Арт - сайт, посвящённый творчеству художника). И это действительно так, вся педагогическая и творческая деятельность Чистякова доказывает справедливость этой высочайшей оценки педагогического таланта Чистякова.

Собрание Дома-музея П.П. Чистякова составили подлинные произведения живописи и графики, мемориальные и бытовые предметы, хранившиеся в семье внука Чистякова Я.В. Дурдина, в архиве и музее Академии художеств. Фонды Дома-музея насчитывают 1300 единиц хранения. Сюда входят более 120 живописных и 400 графических произведений конца XVIII - 2-й половины XIX вв., включая работы самого Чистякова. В малой гостиной, служащей и выставочным залом, периодически проводятся временные экспозиции работ современных авторов. В малой гостиной нижнего этажа экспозиция также знакомит посетителей с кругом семьи и близких друзей художника.

Мемориальная мастерская, где создавались многие произведения художника, знакомит с подлинными работами итальянского периода жизни Чистякова. В Доме-музее есть небольшая комната, посвященная Чистякову-педагогу. Эта комната служила лекционным залом и местом проведения методических занятий с учащимися художественных заведений. Подлинные произведения воспитанников Чистякова из фондов Дома-музея и Академии художеств - словно наглядная страница учебно-методического процесса. В комнате «Учеников» есть фотоальбом. Он назван «Основные положения педагогической системы Чистякова». В нем последовательно проиллюстрированы и прокомментированы наиболее яркие из методических наработок профессора Императорской Академии художеств, сохранившие свою актуальность и в наши дни (Елена Чурилова.

Журнал «Декоративное искусство» №3, 2004).

В самом центре Санкт-Петербурга на площади Искусств находится мемориальный музей-квартира Исаака Израилевича Бродского, известного художника, педагога, коллекционера. Талантливый ученик И.Е. Репина успешно закончил Академию художеств, приобрел известность как мастер пейзажа и портрета. Бродский - автор полотен, посвященных событиям революции, истории страны, много сил отдал возрождению русской художественной школы, возглавив в 1934 году Всероссийскую Академию художеств. Его учениками были А.И. Лактионов, Ю.М. Непринцев, В.М. Орешников, П.П. Белоусов, ставшие впоследствии известными мастерами отечественного искусства. Фонды музея составляют 2299 единиц хранения, из них основной фонд - 2152 единицы хранения. Это более двухсот произведений живописи и графики самого Бродского и около шестисот произведений других авторов, из всего количества в коллекции 243 живописных и 538 графических работ (Наталья Балакина.

Журнал «Декоративное искусство» №3, 2004).

Музей-квартира А.И. Куинджи находится в Санкт-Петербурге, в Биржевом переулке. В мастерской художника представлена экспозиция, посвященная его педагогической деятельности в Академии художеств, где он с 1894 по 1897 г. служил профессором пейзажной живописи и руководителем мастерской. Среди учеников Куинджи наиболее известными стали К. Богаевский, Н. Рерих и А. Рылов. Весьма самобытны и интересны мастера А. Борисов, Я. Бровар, П. Вагнер, К. Врублевский, В. Зарубин, Г. Калмыков, А. Кандауров, П. Краузе, А. Курбатов, М. Латри, В. Пурвит, Ф. Рушиц, Е. Столица, Н. Химона, А. Чумаков. В музее можно видеть их работы, как ученической поры, так и более зрелого периода. Куинджи удалось оставить яркий след в истории Академии, на его пожертвования организовывались регулярные Весенние выставки, где молодые живописцы получали премии за наиболее удачные работы. Кроме этого, в 1909 году по инициативе Куинджи и на его средства было организовано сообщество живописцев, получившее название «Общества имени А.И. Куинджи», оно просуществовало до 1929 года (Анжелика Мышкина. Журнал «Декоративное искусство» №3, 2004).

Усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты» (приложение 2) - это единственный художественный музей на Карельском перешейке. В «Пенатах» Репин создал ряд крупных произведений на исторические сюжеты, на темы из современной жизни, большой интерес представляет евангельский цикл, и, конечно, огромное количество портретов.

Открытие музея состоялось 24 июня 1962 года. Восстановление усадьбы И.Е. Репина велось Академией художеств. Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты» вошел в структуру Научно-исследовательского музея Академии художеств как научный отдел. В настоящий момент он имеет статус филиала. В музее хранится 1099 экспонатов. Из них 309 живописных произведений, 217 рисунков, 579 мемориальных предметов. Фондом ЮНЕСКО музею-усадьбе И.Е. Репина «Пенаты» был присвоен знак «Объект культуры всемирного наследия».

Мемориальный музей-мастерская С.Т. Коненкова также является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Его история начинается в 1974 году, когда в связи со столетним юбилеем Сергея Коненкова в его бывшей мастерской по распоряжению правительства был открыт музей. Постоянная экспозиция Мемориального музея-мастерской С.Т. Коненкова является на сегодняшний день самым крупным и значительным собранием работ мастера, наиболее полно и равномерно отражает все этапы творческой биографии величайшего русского скульптора ХХ века (Светлана Боброва. Журнал «Декоративное искусство» № 3, 2004).

В Москве открыто два музея Академии - Музей современного искусства на Петровке и Галерея искусств Зураба Церетели на Пречистенке.

Поистине уникален Научно-Исследовательский музей Российской Академии художеств. Собрания музея и его филиалов включают редчайшие экспонаты. Это и шедевры русского и западноевропейского искусства XVII - XX веков, коллекция архитектурных моделей (модель Смольного собора архитектора В.Растрелли, модель здания Академии художеств в Петербурге по проекту А. Кокоринова и Ж.Б. Вален - Деламота, собора Исаакия Далматского в Петербурге архитектора Ринальди, Троицкого собора Александро-Невского монастыря в Петербурге по проекту И. Старова и др.), замечательные полотна русской и западноевропейской живописи - А.Антропова, И. Аскназия, И. Крамского, В. Тропинина, Н. Уткина, Ф. Бруни, К. Брюллова, В. Поленова, Н. Ге, А. Лосенко, Л. Лагорио, И. Мясоедова, В. Сверчкова, А. Рябушкина, И. Ланского, К. Савицкого, Н. Фешина, В. Савинского, Б. Венига, Б. Виллевальде, П. Шиндлера, гравюры, скульптурные произведения, интереснейшие произведения современного искусства. Богатство и разнообразие коллекций музея во многом определилось благодаря его существованию в структуре Академии художеств в Санкт-Петербурге, которая являлась и по сей день является центральным учреждением в области изобразительного искусства и архитектуры и уникальным учебным заведением. В Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств хранится одно из наиболее значительных архитектурных собраний мира. Около полусотни тысяч единиц хранения представляют материалы по русской и западноевропейской архитектуре, охватывающие огромный период от античности до XX века. Музей Академии художеств обладает одним из крупнейших в России собранием академического учебного рисунка XVIII - XX вв. Его основу составляют штудии, выполненные воспитанниками и выпускниками Академии с гипсовых слепков и с натуры, копии с выдающихся произведений изобразительного искусства и самостоятельные композиции. На примере этой уникальной коллекции можно подробно проследить путь развития отечественной художественной школы со времени основания Академии в середине XVIII века и до наших дней. Многие экспонаты Музея часто выставляются на престижных зарубежных выставках. Это способствует повышению авторитета Академии художеств и российского художественного образования и искусства в целом.

Постоянные экспозиции Научно-исследовательского музея развернуты в трех этажах «циркуля» - внутреннего концентрического корпуса здания Академии. Первый этаж занят отделом слепков, представляющим шедевры античной скульптуры, а также модели архитектурных памятников античности, выполненные в XVIII веке из пробки в мастерской римского модельщика и скульптора Кики. Коллекция не имеет себе равных по полноте и художественной ценности: многие из собранных здесь слепков отформованы непосредственно с оригиналов еще в XVIII-XIX вв. Во втором этаже расположена экспозиция, посвященная истории русской художественной школы. Экспонатами отдела являются, в основном, работы, которые выполнялись в процессе обучения и программы (дипломы), создававшиеся учениками Академии при окончании курса по живописи, скульптуре, архитектуре или графике. Кроме того, здесь представлены произведения, за которые художники были удостоены академических званий, а также портреты исторических лиц, связанных своей деятельностью с Академией художеств. В экспозиции представлены работы живописцев: Лосенко, Боровиковского, Брюллова, П.П. Чистякова, Кустодиева, Бродского; граверов: А.П. Остроумовой-Лебедевой, скульпторов: Шубина, Козловского, Щедрина, Прокофьева, Антокольского и многих других мастеров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...