Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Создание Академии и методика преподавания




Создание Академии

Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник давно. Конечно, нам трудно сейчас с определенностью сказать, как проходило обучение рисованию и каковы были методы преподавания. Скорее всего, в основу были положены копировальный метод, перерисовывание с образцов, и обучали этому вначале греческие и византийские учителя, а в дальнейшем русские иконописцы.(до 18 века). Обучение реалистическому рисунку, с соблюдением академических правил и законов, в основе метода преподавания которого лежало рисование с натуры, началось в России с XVIII века. Во многом этому способствовали реформы Петра Первого. По его инициативе в 1711 году при Петербургской типографии была организована светская школа рисования. Руководил этой школой вначале иконописец Григорий Одольский, а затем его брат Иван. Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты, датчанин Д. Вухтерс, швейцарцы Георг и Мария Доро тея Гзель, немецкий рисовальщик И. Гриммель, итальянец Бартоломео Тарсиа, француз Луи Каравак и другие.

Для правильной организации методики преподавания рисования была издана книга И. Д. Прейслера "Основа тельные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству". Это было первое серьезное методическое пособие по рисунку в России. Книга была издана одновременно на русском и немецком языках. Особый интерес представляет книга Прейслера с методической точки зрения. Для того времени это лучшее пособие; более основательной и четкой методической разработки не было. Здесь намечается определенная система обучения рисунку. Книга давала наставления не только начинающим художникам, но и тем, кто обучал рисованию. Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения значения и на значения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и наконец правила их использования на практике. Автор с методической последовательностью указывает ученику, как можно, шаг за шагом, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка.

Специальное художественное образование русские люди первой половины XVIII века в основном получали либо в частных мастерских, либо за грани цей. Среди частных мастерских до открытия Академии художеств широкой известностью пользовались мастерские живописца И. Аргунова, скульптора Роллана, живописца Ротари. Обучение рисунку там было поставлено неплохо. Особо следует отметить мастерскую И. Аргунова. Будучи хорошим рисовальщиком, зная прекрасно технику живописи, Аргунов и ученикам своим давал хорошую профессиональную под готовку. У Аргунова были прекрасные педагогические способности, и своему методу преподавания он старался дать серьезное научное обоснование. Это нам убедительно доказывают такие вышедшие из его мастерской замечательные художники, как Лосенко, Саблуков и Головачевский, которые были приняты из мастерской Аргунова сразу в качестве ассистентов в Академию художеств в 1759 году. Однако не во всех частных мастерских было хорошо поставлено дело преподавания, у многих художников еще не были выработаны система и методика обучения рисунку, живописи, композиции. Очень часто руководитель художественной мастерской вместо обучения использовал своих учеников в качестве слуг. Так, например, этим грешил и выдающийся русский портретист Д. Г. Левицкий. Лаврентий Калиновский и Семен Маяцкий, которые были отданы губернатором Щербининым в учение к Д. Г. Левицкому, жаловались, что он их мало учил делу, а больше заставлял работать по хозяйству. В письме к Щербинину от 13 июля 1775 года Маяцкий писал: "Когда же со стороны г. Левицкого несправедливость, умножаясь со дня на день, дошла до такой степени, что уже от нас стали требовать, чтоб мы мели полы, стояли при столе с тарелками, ездили за каретой, ходили провожатыми за женою, провожали дитя в школу и другие его подлые исправляли затеи, то я принужденным себя на шел с изъяснением напомнить ему, что мы Вашим Высокопревосходительством поручены ему ради обучения и что он не имеет права употреблять нас к таковым подлым исправлениям".

Видимо, они мало приносили доходу своему учителю,и он мало заботился о их обучении, заставляя их более при служивать у себя в доме, поручая им занятия, мало относившиеся к художеству.

Частные мастерские не могли предоставить своим ученикам все условия для нормальной учебной работы, да и назначение художественных мастерских было совершенно иное. Поэтому не случайно передовые люди России хлопотали о создании специальных государственных художественных учебных заведений. В 1724 году предлагает проект создания Академии художеств А. К. Нартов, в 1725 году М. П. Абрамов, в 1746 году профессор Струбе подает правительству записку об организации Академии художеств, однако и она успеха не имела и осталась храниться в московском архиве.

В 1755 году И. И. Шувалов вновь поднимает вопрос о необходимости со здания Академии трех знатнейших искусств и получает от императрицы Ели заветы согласие. В 1756 году он едет за границу, где при посредстве Дидро и Вольтера знакомится с постановкой художественного образования во Франции. Возвратившись в Россию, он подает проект об утверждении Академии художеств в Москве при университете. 6 ноября 1757 года последовал указ Сената на имя куратора (Шувалова), в котором разрешалось ему, согласно его представлению, учредить Академию художеств. В 1758 году Академия художеств была переведена в Санкт-Петербург с шестнадцатью учениками.

Так в 1758 году, по инициативе И. И. Шувалова, в Петербурге была основана "Академия трех знатнейших художеств живописи, скульптуры и архитектуры", где впервые стали серьезно обучать изобразительным искусствам русских художников и где стала складываться новая методика преподавания рисования русская школа рисунка.

Шувалов пробыл на посту президента Академии семь лет. В 1764 году его сменил Иван Иванович Бецкой, руководивший Академией по 1794 год.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...