Обладая твёрдой верой в Бога, вы будете бесстрашными
Человеческому сердцу свойственна безграничная сила. Но несмотря на это, у человека нет веры в себя. В чём причина этого? Причина в том, что он чувствует себя отдельно от всего остального мира; он верит, что отличается от Бога, который на самом деле всегда находится в нём самом, в его сердце. Вся Вселенная проникнута одной и той же Божественностью. Когда вы разовьёте в себе твёрдую веру в Бога, вы никогда не испытаете страха; вы осознаете, что Бог, которому вы поклоняетесь, присутствует везде, во всём и во всех, также как в вас самих. Эта уверенность удалит остатки страха из вашего сердца. Но если у вас нет такой веры, тогда вы будете скованы страхом. Вы будете бояться каждую минуту, каждый шаг. Вы будете бояться, идя на экзамен. Летя на самолёте, вы будете в страхе. Вы будете бояться встречной машины. Вы будете бояться с того момента, как утром встаёте с постели, до того момента, когда ложитесь спать. И даже в кровати вы будете бояться, что в дом залезут воры и украдут ваши пожитки. В страхе вы будете проводить всё своё время. Вы должны быть уверены, что Бог присутствует везде, и таким образом достигнуть полного бесстрашия. Ваша вера в Вездесущего — это ключ к развитию бесстрашия. Только если вы потеряете веру, в вас разовьётся страх; только если вы забудете своё истинное “Я”, у вас появится страх. Вы забыли свою истинную природу, вы забыли Атму. Вы считаете себя этим телом в пять с половиной футов, но истина заключается в том, что вы бесконечны по форме и что ваша сила неограничена. Когда вы сделаете усилие, чтобы удалить заблуждения и получить видение Атмы, вы окунётесь в Нирвану — и тогда вы сможете называть себя истинным человеком.
Если вы не делаете никаких усилий на этом пути, а унижаете своё достоинство, преследуя эгоистические интересы и ведя себя недостойным образом, то вы не man (человек), а nam (демон), — вы только называетесь человеком. Не падайте так низко. Когда у человека есть уверенность в себе, когда он пробудился к своей Божественности, его называют сакшара. Такой человек имеет полный контроль над своими чувствами; таково значение слова сакшара. Сакшара состоит из трёх санскритских слогов: са-кша-ра. В отличие от благородных душ есть люди, которые не владеют своими чувствами; такой человек называется ракшаса (ра-кша-са), другими словами — демон. Если прочитать эти слова в обратном направлении, то вы увидите два разных типа людей: те, кто наполнен Шант’и (Миром) и те, в ком нет ничего кроме а-шант’и (беспокойство, отсутствие мира); тот, кто по праву называет себя человеком, и тот, кто ведёт себя, как демон, неистинный человек, который только использует это название. Живите так, чтобы вы могли называть себя человеком, — по тем высшим идеалам, которые вы унаследовали, получив это священное человеческое рождение. Развивайте в себе добрые качества, Одним из имён, которым Кришна называл Арджуну, было Курунандана, что означает — “тот, кто находит радость в работе”. Большинству людей работа быстро надоедает. Когда наступает воскресенье, день отдыха от работы, вы страшно рады. Но если бы такой день наступил для Арджуны, то есть ему нечего было бы делать, это не принесло бы ему счастья. Арджуна всегда чувствовал огромную радость, трудясь. Ему было дано имя Курунандана, потому что он находил огромное удовольствие в работе. Различные имена, которыми Кришна называл Арджуну в Гите, ассоциируются с различными благородными качествами и добродетелями. Вы сможете понять истинную природу Бога, если каждый день будете включать одну из добродетелей в свою жизнь.
Терпение, сдержанность, сострадание, ненасилие — вот некоторые качества, которые мы разбирали в этих лекциях. Теперь вы узнали также о бесстрашии. Есть ещё ряд других важных качеств. Только когда в своей повседневной деятельности вы разовьёте в себе эти качества, вы сможете заслужить Милость Бога. Не развив этих благородных качеств, вы не сможете получить место в обители Бога, несмотря на высокое образование, положение и богатство. Человеку не разрешается поехать в другую страну без паспорта; подобным образом ваши добрые качества служат вам паспортом, чтобы заслужить Милость Бога. Вы должны развивать в себе эти качества. Помимо образования, вы должны приобрести хорошие привычки и идеальный характер. Без них всё ваше образование будет бесполезно. Те знания, за которыми вы сейчас гоняетесь, полезны лишь в физическом мире; они не приведут вас к Богу. Сегодня в мире учёные сумели собрать по мелочам секреты природы. Но смогли ли они приобрести покой души? Смогли ли они получить радость и счастье от тех изобретений, которые разработали? Всё это не приводит к счастью и миру. Мир можно получить только от Бога. Мирское счастье и покой, которые вы получаете, мимолётны и преходящи. Они не могут привести вас в состояние вечного блаженства. В Гите, в главе о Санк’йа-йоге, говорится, что слово Санк’йа означает “мудрость”. Санк’йа-йога относится к достижению Бога через мудрость. Санк’йа — это принцип, который помогает вам осознать всеохватывающее единое Божество, находящееся всегда рядом с вами. Глава Санк’йа очень большая, в ней 72 стиха. Но вы не сможете избавиться от своей печали, лишь выучив наизусть эти стихи и просто повторяя их каждый день; это принесёт вам мало пользы. Вам надо сделать большие усилия, чтобы постоянно применять на практике внутреннее значение этих стихов в своих жизненных испытаниях. Только если вы станете практиковать их в повседневной жизни и они станут вашим собственным опытом, вы сможете приобрести Милость Бога и навсегда соединиться с Ним.
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ
ОБРАТИТЕСЬ К БОГУ, Т от, кто полностью пробудился к пребывающей в нём Божественности и развил в себе силу различения, не будет страдать от печали и не будет подвержен страху. Только человек, у которого есть привязанность к телу и привязанность к объектам, будет испытывать страх и страдания. Поэтому Кришна сказал Арджуне развивать силу различения и освободиться от сознания тела. Он сказал, что стоит Арджуне освободиться от сознания тела, как он сможет развить в себе интегральное видение.
Воплощения Любви! Термин, который используется для интегрального видения, — сударшана, что также означает “хорошее зрение”. Сегодня человек обладает тремя видами зрения. Первое — это зрение, связанное с телом; при таком зрении вы видите только внешность других, как например, их одежду и украшения, которые они носят, черты их лица, размер и особенности тела, специфичность речи и так далее. Этот вид зрения полностью направлен на феноменальный (проявленный) мир. Второй тип зрения — это ментальное зрение. Вместо фокусирования на внешних характеристиках, тот, кто обладает этим зрением, обращает внимание на внутренние чувства, особенно на то, как они проявляются в поведении и выражении других. Люди с таким видением определяют мысли в уме других людей, а также чувства, исходящие из сердца другого человека, внимательно наблюдая за тем, что он говорит и делает, ибо всё это проявляется в его поведении. Другими словами, человек, смотрящий ментально (внутренним видением), фокусирует своё зрение на внешних действиях, которые отражают внутреннее бытие. Человек с таким видением считает, что люди говорят и действуют так, как чувствуют и думают. Священное видение Третий вид видения — это Атмическое видение. Те, кто обладает Атмическим видением, не ограничивают своё восприятие лишь внешними чертами других или их внутренним восприятием, что выражается в их поведении и чувствах; этот третий тип людей обладает интегральным видением. Это те, кто видит внутреннее единство, Божественное сознание, охватывающее всё, несмотря на телесные различия и различия в поведении. Такие люди знают, что внешность, чувства, мысли и характер поведения — всё это подвержено изменению и преобразованию. Поэтому людей с Атмическим видением не интересует то, что меняется со временем. Их видение полностью направлено на пребывающее внутри неизменное Божество. Такое глубокое внутреннее видение есть священное видение. C таким видением вы в руках Бога, и даже более того — вы не только в руках Бога, вы истинно становитесь Самим Богом.
Упанишады говорят, что “тот, кто знает Бра'мана, становится Бра’маном ”. То есть природа того, кто достиг такого священного видения, преображается в священную природу Божества. Как человек воспринимает, таким он и становится. Чтобы стать Ст’итапраджной, человеком высшей мудрости, надо развить в себе интегральное видение или сударшану и неизменно пребывать во внутреннем единстве, которое находится внутри всего внешнего многообразия. Поэтому заповедью Кришны к Арджуне было всегда направлять своё видение на Атму и при любых обстоятельствах поддерживать в себе это интегральное видение. Празднества с колесницей В Индии с древних времён было традицией храмов в деревнях и городах устраивать празднества с колесницами. Во время таких праздников изваяние Божества, установленное в храме, становилось центральной фигурой процессии. Прежде всего, в громадной колеснице, построенной для этой цели и обычно изысканно украшенной, устанавливалось красивое сидение для Божества. В священный день изваяние Божества переносили из храма в колесницу с подобающими ритуалами и заклинаниями. Затем преданные везли колесницу по улицам в красочной процессии, впереди которой выступали различные группы танцоров, музыкантов и певцов. Там, где проходила эта процессия, многие люди поклонялись Божеству, зажигая священные лампы и делая арат’и. Во время таких фестивалей с колесницами обычно собирались тысячи людей со всех близлежащих деревень. Туда приходили три типа людей. Первым типом, составляющим большинство присутствующих на фестивале, были те, кто обращает всё своё внимание на колесницу и на внешние события. Кроме того, обычно присутствует другой тип людей, обращающих внимание на то, как выражают себя и как действуют участники процессии — на людей, везущих колесницу, на священников и на тех, кто исполняет танцы и священные пьесы. В третьих, присутствуют те немногие, кто осознаёт истинную причину организации такого праздника. Только эта маленькая горстка людей стремится получить видение Пребывающего — священного лица, сидящего в колеснице. Целью фестиваля является установить изваяние Божества в колеснице. Без изваяния Божества праздник не имел бы никакого значения. Изваяние олицетворяет Пребывающего, который есть Сам Бог. Но лишь редкий человек обратит полное внимание на Божество. Большинство людей видят лишь физическую форму колесницы, её украшения и тому подобное: во что одето изваяние Божества, костюмы танцовщиц и музыкантов, их украшения и все звуки и краски праздника. Большинство людей интересуется лишь этими внешними вещами. Но есть также люди, которые обращают основное внимание на ритуалы поклонения и жертвоприношения, как например, раскалывание кокосовых орехов, благовония, движение светильников, и на преданность, которая выражается через эти ритуалы. Число людей с таким видением и интересами будет значительно меньше, чем тех, которых в основном интересуют украшения, танцы, священные пьесы и всё внешнее убранство, связанное с фестивалем.
Но Божественная личность, которую поместили в колесницу, которая двигает колесницу и пребывает в ней, будет замечена лишь очень небольшим числом истинно преданных людей, которые мечтают о том, чтобы узреть Божество. В огромной толпе, собирающейся на праздник, таких людей можно пересчитать на пальцах одной руки. Для них все внешние атрибуты, возбуждение и звуки процессии являются помехой в их стремлении получить истинное видение Божества, чей образ установлен в колеснице. Они жаждут лишь узреть своего прекрасного Господа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|