Понятие, сущность и функции розничной торговой сети.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых предприятий и торговых единиц. Магазины, имеющие статус торгового предприятия, должны обладать экономическими, организационными и правовыми признаками. Они наделены основными и оборотными средствами, состоят на хозяйственном расчете, имеют самостоятельный баланс, свою внутреннюю структуру, единое управление, пользуются правом юридического лица. Структурные подразделения торговых предприятий объединены экономически. Их деятельность регламентируется уставом или положением. Таким образом, к магазинам -торговым предприятиям могут быть отнесены только крупные магазины, их объединения. Переход к рыночным отношениям ведет к демонополизации розничной торговли и появлению торговых предприятий различных форм собственности. В сфере торговли имеются наиболее благоприятные условия для развития частной собственности. Это приводит к появлению большого числа хозяйствующих субъектов торговли, имеющих право юридического лица. На смену монопольной системе государственной и кооперативной торговли медленно, но неизбежно приходит система свободного предпринимательства, основанная на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов.
16.Виды розничной торговой сети, Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли. В ней завершается процесс обращения товаров. Розничная торговля осуществляется через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автомагазин и иные объекты). С учетом особенностей торгового обслуживания населения розничная торговая сеть делится на стационарную, передвижную, посылочную.
Все виды торговой сети должны применяться в комплексе. Они дополняют друг друга, позволяют повысить уровень торгового обслуживания, учитывать условия труда и быта сельского населения. Основными показателями, характеризующими розничную сеть, являются: ■ фактическая обеспеченность населения торговой площадью в квадратных метрах на 1000 жителей; ■ плотность розничной торговой сети (количество магазинов на 100 км2 территории); ■ уровень специализации; ■ средний размер магазина (по площади, по товарообороту); ■ пропускная способность магазинов; ■ радиус обслуживания.
Мелкорозничная торговая сеть. К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, киоски, а также торговые автоматы. В отличие от магазинов они не имеют торговых залов и сооружены из легких конструкций. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками. Как самостоятельная сеть павильоны, палатки, киоски, ларьки используются для торговли табачными, кондитерскими изделиями, книжной, журнальной продукцией, газетами, мороженым. Недостатками мелкорозничной торговой сети являются узость ассортимента, отсутствие удобств для покупателей при выборе товара, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и для торгового персонала. Разновидностью мелкорозничной торговой сети являются торговые автоматы. Торговые автоматы могут быть использованы для продажи штучных, фасованных товаров, жидких продуктов, напитков в местах скопления людей: в школах, в местах отдыха, на предприятиях, крупных фермах, на территориях рынков, центральных улицах и площадях городов и поселков.
Передвижная торговая сеть. Передвижная торговая сеть имеет важное значение при обслуживании сельских тружеников. Она подразделяется на развозную (автомагазины, судолавки) и разносную. Используется она для обслуживания малых сел и деревень, не имеющих стационарной торговой сети. Автомагазины используются для торгового обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети; работников в местах проведения сельскохозяйственных работ во время посевных, уборочных; на фермах и отгонных пастбищах; в местах заготовок; осуществляют торговое обслуживание массовых мероприятий (ярмарок, базаров, выставок-продаж, мест массового отдыха населения и т. д.). Для обслуживания рыбаков во время путины, экспедиций, речников используют судолавки, небольшие суда, приспособленные для торговли. Их ассортимент состоит из продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости. Могут быть предложены и необходимые виды услуг. Для продажи кондитерских, табачных изделий, мороженого, книг, газет и других товаров применяется разносная торговля.
Торговые автоматы. Торговый автомат работает полностью самостоятельно по заданной человеком программе. Торговый автомат – это пункт продажи товаров населению (только без продавца), поэтому к нему определенные требования предъявляют контролирующие органы, призванные защищать права потребителей. Во-вторых, это элемент торговой деятельности по продаже товаров, а операции по продаже являются объектом налогообложения и контролируются налоговой службой. Это значит, что субъект предпринимательства должен зарегистрировать торговый автомат в соответствующих органах и получить предусмотренные законодательством разрешительные документы. Торговые автоматы удобны тем, что могут работать круглосуточно, без торгового персонала. Их устанавливают внутри магазина или вне его (на улицах, вокзалах, в кафе и т.д.). Предметом торговли обычно бывает определенный круг товаров повседневного спроса (напитки, бутерброды, сигареты, канцелярские принадлежности, открытки и др.). Ежедневно торговые автоматы реализуют десятки, сотни тысяч разнообразных продуктов по всем уголкам страны. Каждая такая продажа – правоотношение, в которое продавец вступает с покупателем. Поэтому необходимо разбираться во всех юридических тонкостях торговли через торговые автоматы.
Развитие торговых автоматов сегодня поражает. Требования операторов и владельцев к автоматам как торговому оборудованию растут, и производители следуют запросам покупателей: торговые автоматы развиваются, становятся не просто более надежными, эстетически привлекательными, но и более многосторонними и практичными.
ПОМЕЩЕНИЯ МАГАЗИНОВ Помещения маг – торговые помещения и неторговые. к ТОРГ помещ относ торговый зал, включ площадь под торг оборудование, площ для выкладки товаров, площ под узлы расчета, площ для покупателей(до 55 % от всего торг зала),площадь для допол обслуж покупателей(кафе). К неторг помещ относ помещ для приемки товаров(зоны разгруз транс средств,их проверка.размещ со стороны груз двора на одном ур-не с торг залом),помещ для подгот товара к продаже(фасовка,мойка,нарезка),подсобные помещения(для хран тары – долж быть изолированы от тогр зала),администр-бытовые(столовая,душевые – изол от производ помещенийи связаны с торг залом),технич и коммуникационные (вентиляция,водоснабжение,отопление,противопожардные устройства).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|