Организация налогового контроля в зарубежных странах
Налоговый контроль в Канаде. Разработкой и совершенствованием законов, регулирующих налогообложение в Канаде, занимается Министерство финансов. Непосредственно за осуществление налоговой политики отвечает Управление налоговой политики Министерства финансов, которое призвано обеспечивать эффективное налогообложение. Взиманием налогов и сборов от имени Правительства Канады занимается Канадское агентство 'таможен и сборов (Canada Customs and Revenue Agency, CCRA), которое подотчетно Парламенту через Министра по национальным доходам, входящего в Кабинет министров Канады. (Агентство создано вместо упраздненного Министерства доходов Федеральные налоги взимаются повсеместно Агентством через его отделения, расположенные на всей территории страны. Контрольная деятельность налоговых органов нацелена на проверку тех налогоплательщиков, у которых велик риск неуплаты налогов. Отбор осуществляется компьютером посредством централизованной обработки данных, прямо или косвенно характеризующих финансовое состояние конкретного плательщика. Налоговый контроль в США. США. как федеративное государство имеет три уровня управления: федеральный", штатов и муниципальный. Каждый уровень имеет свою систему налогообложения и свои' налоговые органы. Управлением сборов федеральных налогов занимаются Служба внутренних доходов (СВД), отвечающая за внутренние налоги, и Таможенное бюро, отвечающее за таможенные сборы. На среднем уровне действуют налоговые службы штатов, собирающие налоги и сборы, вводимые законодательными собраниями штатов. Эти налоги поступают в бюджеты, штатов. На нижнем уровне - местные налоговые органы, которые взимают налоги, вводимые местными органами власти.
В основе структуры налогового управления - не виды налогов, а организаций, международного отдела, отдела кадров. В США существует три вида налоговых проверок; 1) заочная (проводится путем направления документов в Контрольное управление СВД но почте); 2) камеральная (проводится по месту нахождения СВД); 3) выездная (проводится по месту нахождения налогоплательщика). Выбор вида налоговой проверки зависит от комплекса и сложности поставленных вопросов. Камеральные проверки проводятся в СВД налоговыми аудиторами. Выездные налоговые проверки предназначены для оценки наиболее сложных налоговых деклараций физических и юридических лиц и проводятся в месте осуществления налогоплательщиком своей деятельности. Выездные проверки предполагают комплексный анализ правильности и полноты уплаты нескольких видов налогов. Подобные проверки проводят налоговые инспекторы, которые по сравнению с налоговыми аудиторами являются более опытными и квалифицированными специалистами. Налоговый контроль в Германии. Общее руководство налоговой работой осуществляет федеральное Министерство финансов, которому подчинено Федеральное налоговое управление, а также земельные финансовые ведомства, подчиняющиеся соответственно федеральному МинФину страны и земельным Минфинам. При финансовой ведомствах земель действуют подразделения, осуществляющие проверки крупных компаний, мелких и средних фирм, сельхоз предприятий. В 1934г. В Германии была создана служба, проводящая налоговые расследования-налоговая полиция («Штойфы»). В ее деятельности выделяют 2 области: уголовное преследование и налоговый риск. В сфере уголовного преследования в компетенцию входят налоговые преступления, которые подлежат уголовному наказанию согласно налоговому законодательству, а также «менее тяжкие правонарушения»-нарушения порядка исчисления и уплаты налогов. К числу основных задач налоговой полиции в сфере налогового розыска относится выявление неизвестных налоговых преступлений и обстоятельств, являющихся основанием для возникновения обязанности уплаты
91. Типы и модели налоговых систем Типы налоговых систем: федеративные; конфедеративные и унитарные. Построение налоговых систем в федеративных и конфедеративных государствах в значительной степени обусловлено специфической формой государственного устройства. В основе построения налоговых систем федеративных государств положен налоговый федерализм, представляющий собой систему принципов деятельности и разграничения компетенции органов центральной и региональной власти в сфере налоговых отношений. Подходы государств при разграничении налоговых полномочий различаются в силу особенностей их формирования и правовых традиций. Один из подходов, который нашел применение в Германии, основывается на предоставлении обширных полномочий в вопросах налогообложения федеральным властям, земли ограничены в праве установления налогов, аналогичных федеральным. Второй подход, которого придерживаются в США, предполагает наделение штатов правом формирования собственных налоговых систем на основе своею законодательства. В частности, подоходное налогообложение осуществляется одновременно на федеральном уровне и на уровне штатов. В Швейцарии используется особый подход, который отличен от двух предыдущих. Он заключается в том, что кантоны, образующие конфедерацию и являющиеся суверенными территориями, сами определяют пределы компетенции центральных властей в вопросах установления и взимания налогов. Фактически в этом случае можно вести речь о делегировании кантонами центру части своих полномочий по налогообложению. Унитарные страны представляют собой цельные государственные образования, составляющие их административно-территориальные единицы суверенными правами не наделены, поэтому полностью подчинены центральным органам власти, в том числе и в вопросах налогообложения. Налоговые системы таких государств, в большинстве своем двухуровневые и включают лишь центральные и местные налоги.
Существующие модели систем налогов и сборов: 1.Англосаксонская модель налогообложения существует в таких государствах, как Австралия, Великобритания, Канада и США. В ее основе лежит подоходное налогообложение, доля косвенных налогов в доходах этих стран невелика. 2.Евроконтинентальная модель налогообложения характеризуется 3.Латиноамериканская модель налогообложения в большой степени 4.Смешанная модель налогообложения сочетает в себе черты всех упомянутых моделей. К числу государств со смешанной моделью относятся те, системы налогообложения которых не могут быть однозначно отнесены к той или иной модели налогообложения. 5. Оффшорная модель налогообложения противопоставляется общему режиму налогообложения и предполагает создание максимально льготных условий для налогоплательщиков. Исключительно льготное налогообложение сочетается с установлением различных запретов и ограничений на раскрытие и предоставление информации о проводимых финансовых операциях и их участниках. Выделяется несколько разновидностей зон льготного налогообложения (в зависимости от наличия следующих их признаков): доходы не облагаются налогами вообще или не облагаются доходы, полученные резидентами за пределами данного государства или территории; льготируются или полностью освобождаются от налогообложения определенные виды деятельности и предприятий; налоговые льготы распространяются только на компании определенной организационно-правовой формы или только на нерезидентные компании. Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой части территорий государств, в пределах которых действует особые - льготные (по сравнению с общегосударственными) - экономико-правовые режимы хозяйствования.
92. Налоговый учет и анализ: сущность, назначение и содержание. Налоговый учет как система обобщения информации был впервые введен на законодательном уровне 2002 году для определения базы по налогу на прибыль (25 гл. НК). Определение налогового учета дано в ст. 313 НК. Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль, на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком предусмотренным НК. При этом в соответствии со ст. 313 НК налогооблагаемую базу прибыли необходимо рассчитывать по данным не бухгалтерского учета, а специальных регистров налогового учета, введение которых вменяется в обязанность налогоплательщика. Система налогового учета организуется налогоплательщиком, самостоятельно исходя из следующих принципов: 1. последовательность. Руководствуясь этим принципом нормы и правила налогового учета должны применяться последовательно от одного налогового периода до другого. 2. непрерывность. На предприятии должна быть обеспечена непрерывность отражения в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с НК могут повлечь за собой изменения размера налоговой базы при определении налога на прибыль. 3. самостоятельность. Предприятие налогоплательщик самостоятельно определяет порядок документооборота и последовательности выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а так же форм представления данных в налоговую инспекцию. Целью налогового учета является – формирование полной и достоверной информации о величине доходов и расходов предприятия определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода, а так же обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль. В задачи налогового учета входят: 1. контроль над порядком формирования сумм доходов и расходов 2. порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде. 3. контроль над суммой задолженности по расчету с бюджетом по налогу на прибыль. 4. контроль за порядком формирования сумм создаваемых резервов. В мировой практике выделяют две модели сосуществования бухгалтерского и налогового учета: 1. Европейская (континентальная) модель предполагает практически полное совпадение бухгалтерского и налогового учета и при этом количество корректировок минимальное.
2. Американская (англо-саксонская) модель – самостоятельно ведется бухгалтерский учет и налоговый учет В Российской практике в качестве основы используется вся бухгалтерская информация и ведется учет для целей бухгалтерского учета, который позволяет правильно формировать показатели себестоимости при выпуске продукции, а так же ведется налоговый учет с использованием специальных налоговых регистров, которые позволяют правильно формировать налоговую базу для исчисления налога на прибыль. Налоговый учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить возможность непрерывного отражения фактов хозяйственной деятельности, систематизации этих фактов и формирование показателей налоговой декларации по налогу на прибыль. Предусмотрены различные варианты обобщения информации для целей налогового учета. Для систематизации и накопления информации могут быть использованы 1. регистры бухгалтерского учета 2. регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами, если не достаточно информации для определения налоговой базы 3. аналитические регистры налогового учета Таким образом, налогоплательщик имеет право выбрать одну из моделей налогового учета и использовать в своей деятельности. Всего в Российской практике допускается использовать 3 модели ведения налогового учета: Модель 1: эта модель предусматривает использование самостоятельных аналитических регистров налогового учета при этом налоговый учет ведется параллельно с бухгалтерским
Аналитические регистры Налогового учета составляются на основе данных первичных документов сгруппированных в соответствии с налоговым законодательством и представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный период. Регистры налогового учета формируются по всем операциям, которые учитываются для целей налогообложения. Налогоплательщик самостоятельно определяет по каким объектам учета он должен разрабатывать и утвердить формы регистра налогового учета, в котором должны быть представлены все данные необходимые для правильного определения показателей налоговой декларации. Недостатки этой модели: 1.параллельное ведение двух видов учета значительных затрат, связанных с необходимостью создания в организации отдела или группы налогового учета; 2.привлечение высококвалифицированных специалистов для разработки налоговых регистров, систем документооборота и программных продуктов. Модель 2: в основу этой модели положены данные формируемые в системе бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополняются реквизитами необходимыми для определения налоговой базы. Тем самым формируются комбинированные регистры необходимые для налогового учета.
Такая модель позволяет снизить объём работы сотрудников бухгалтерии, поскольку и для бухгалтерского и для налогового учета используются одни и те же регистры. Комбинированные регистры могут быть использованы в налоговом учете только в том случае, когда порядок группировки и учета хозяйственных объектов и операций совпадают как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета. Модель 3: в данной модели используются регистры бухгалтерского и налогового учета. В том случае если не отличается хозяйственная операция для целей налогового учета от порядка установленного правилами бухгалтерского учета, то применяется только бухгалтерские регистры, а налоговые регистры можно не вести. Но если есть незначительные отличия и требуется корректировка данных бухгалтерского учета для целей налогообложения, то могут быть использованы бухгалтерские справки. Схема формирования показателей налоговой декларации по модели 3
Особенностью этой модели является, то, что основанием для составления аналитических регистров налогового учета являются не первично-учетные документы, а регистры бухгалтерского учета и справки. Такая модель позволяет максимальной степени использовать данные бухгалтерского учета, что в конечном итоге сближает две системы учета. Поэтому при разработке учетной политики предприятию необходимо: 1.определить объект учета, по которому правило бухгалтерского и налогового учета совпадают; 2.определить те объекты учета, которые могут быть использованы для учета в целях налогообложения 3.определить те объекты учета, по которым правило учета не совпадают и тем самым выделить объекты налогового учета 4.разработать формы аналитических регистров налогового учета для выделенных объектов. Сущность, назначение, содержание налогового анализа определяются специфичностью данного вида деятельности, направленного на гармонизацию интересов государства и налогоплательщиков в процессе налогообложения. Объектом налогового анализа является совокупность параметров налогообложения и их воздействие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия (налогоплательщика). Под параметрами налогообложения понимают уровень, структуру и динамику налоговых обязательств и платежей, формирующихся в результате налогообложения. Таким образом, объект налогового анализа триедин: 1.показатели, которые образуются методом начисления или совокупность налоговых издержек; 2. показатели движения денежных средств, или денежных потоков в процессе уплаты налога и возврата из бюджета излишне уплаченных налогов; 3. показатели балансов остатков-обязательств перед государством по уплате налогов. Предметом налогового анализа является определение влияния на различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности воздействия со стороны государства и налогоплательщика на совокупность следующих показателей: налоговой базы, налоговых ставок, сроков уплаты налогов. Предмет и метод определяют следующие задачи, которые решаются в процессе налогового анализа: 1.аккумулирование информации, позволяющее помочь организации - налогоплательщику правильно платить налоги, то есть сочетать точное соблюдение налогового законодательства с интересами организации-налогоплательщика; 2. выявление взаимосвязи показателей экономического эффекта и экономической эффективности с уровнем налоговых издержек; 3. оценка влияния налогообложения на цену капитала и рыночную стоимость организации; 4. оценка финансового состояния организации с целью определения текущей и перспективной платежеспособности, в том числе по расчетам с государством; 5. обоснование методов управления оборотным капиталом с целью обеспечения его достаточности для своевременного и полного погашения налоговых платежей. 6. анализ и прогнозирование уровня и структуры денежных потоков организации в процессе уплаты налогов и возврата излишне уплаченных налогов. 7. выбор методов управления основным капиталом с учетом практики налогообложения и налогового кредитования. Методика налогового анализа - система правил и требований, гарантирующих эффективное применение способов налогового анализа. Она включает в себя: 1. совокупность и порядок расчета анализируемых показателей; 2. последовательность налогового анализа; 3. способы и приемы, которые используются в процессе налогового анализа. Всю систему аналитических показателей, используемых в налоговом анализе подразделяют на несколько групп: показатели, используемые для выполнения факторного анализа; показатели, используемые при анализе финансовых результатов; показатели маржинального анализа, безубыточности; показатели финансового состояния. Рациональная организация налогового анализа, его последовательность представляет собой упорядочивание данного вида экономической работы путем соблюдения ряда организационных этапов: - планирование налогового анализа; - рациональное распределение обязанностей между исполнителями; - информационное обеспечение анализа; - методическое обеспечение налогового анализа. Все способы и приемы, используемые в процессе налогового анализа, можно разделить на 2 группы: 1.качественные - основаны на логическом осмыслении полученных данных, на профессиональной подготовке аналитика и его интуиции. К ним относятся: сравнение, построение аналитических таблиц и графиков, моделирование взаимосвязи показателей, мониторинг, прием экспертных оценок и др. 2.количественные - основаны на расчетах и включающие в себя бухгалтерские методы, статистические методы, экономико-математические методы.
93. Анализ финансовых результатов деятельности налогоплательщиков. 1. Прибыль это основной оценочный показатель. Прибыль является одним из основных собственных источников расширения финансовой деятельности и стимулирования труда работников предприятия. Налог на прибыль является важным источником пополнения бюджетов разных уровней. За счет прибыли предприятие погашает свои долговые обязательства перед банками и предприятиями, то есть прибыль является важным оценочным показателем эффективности функционирования предприятия. В процессе анализа финансовой прибыли решается целый комплекс задач: - оценивается динамика изменения показателей прибыли; - определяется влияние основных факторов на изменение финансовых результатов; - выявляются возможные резервы улучшения финансовых результатов; - анализируется порог прибыли и чувствительность прибыли к изменению основных параметров, определяющих его уровень; - разрабатываются мероприятия, направленные на улучшение финансовых результатов. Основным источником анализа является форма №2 годового отчета, в которой определяется формирование финансовых результатов в разрезе двух отчетных периодов. В этой форме финансовый результат представлен в следующем разрезе: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Оценивая финансовые результаты, следует изучать взаимосвязь показателей экономического эффекта с уровнем налоговых издержек. К показателям абсолютного экономического эффекта относятся следующие стоимостные показатели: выручка от продаж; чистый денежный поток; прибыль. Взаимосвязь этих показателей с налоговыми издержками характеризуется с относительными показателями налоговой нагрузки, которые рассчитываются как отношение налоговых издержек, то есть совокупных исчисленных и уплаченных налогов, к показателю экономического эффекта. К таким показателям относятся: - коэффициент налогообложения выручки = налоговые издержки, связанные с выручкой (НДС, акцизы) / выручка от продажи товаров (нетто); - коэффициент налогообложения прибыли = налоговые издержки, относимые на прибыль до налогообложения / прибыль до налогообложения; - коэффициент налогообложения чистой прибыли = совокупные налоговые издержки / чистую прибыль - коэффициент налогообложения чистого денежного потока организации = денежный поток организации по налоговым издержкам за период / чистый денежный поток. Анализируя перечисленные показатели, оценивается динамика их изменения за последние 3-5 лет. Исследование абсолютных показателей (прибыли), характеризующих финансовый результат деятельности организации является недостаточным для оценки эффективности его работы. Для оценки эффективности используют относительные показатели доходности или рентабельности, которые рассчитываются как отношение прибыли к конкретному виду ресурсов или затрат. Все показатели рентабельности отражаются в %, в процессе анализа исследуется динамика их изменения. Для анализа рентабельности предприятия-налогоплательщика рассчитывают следующие показатели: рентабельность продаж, рентабельность капитала, рентабельность текущих активов, рентабельность продукции, рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала. Рентабельность продаж характеризует доходность реализации продукции, показывая, сколько прибыли приносит каждый рубль выручки и рассчитывается отношением прибыли от продажи к выручке от продажи продукции. Рентабельность капитала характеризует степень эффективности использования имущества организации, профессиональную квалификацию менеджмента предприятия. Данный показатель рассчитывается отношением чистой прибыли к совокупным активам организации и характеризует отдачу с каждого рубля, вложенного в активы предприятия. Рентабельность текущих активов характеризует эффективность управления оборотными активами и рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней величине текущих активов предприятия. Рентабельность продукции характеризует доходность производства продукции и определяется отношение прибыли от продажи продукции к себестоимости проданной продукции. Рентабельность основных средств в прочих внеоборотных активах характеризует эффективность использования основного капитала предприятия и определяется отношением прибыли до налогообложения к стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов. Рентабельность собственного капитала характеризует доходность вложений собственников предприятия, показывая величину прибыли, получаемую с каждого рубля акционерного капитала и рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|