Нормативно-правовые источники и принципы регулирования налоговых отношений
Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Исключительная важность налоговых отношений для жизнедеятельности государства обуславливает необходимость их всестороннего регулирования правовыми нормами. Системная организация этих норм, находя закрепление в нормативных финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право. Принципы налогового права - это закрепленные в налоговом законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм налогового права и главные направления государственной политики в области правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов. В ч. 3 ст. 75 Конституции РФ содержится норма об определении общих принципов налогообложения и сборов федеральным законом. В постановлении КС РФ от 21.03.1997 г. № 5-П отмечено, что «общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации». Выделяют следующие принципы налогообложения: 1) установленные Конституцией РФ (конституционные): - принципы законности (все обязаны соблюдать нормы Конституции РФ (ст.15)); - принцип федерализма (разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами);
- принцип разделения властей (федеральные законы о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты принимаются Государственной Думой РФ и подлежат обязательному одобрению в Совете Федерации, а законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ); - принцип плановости (сбор налогов, их распределение и использование сумм налоговых поступлений проводятся на основе планов государства (бюджетов)); - принцип гласности (законы подлежат официальному опубликованию, не могут применяться, если не опубликованы для всеобщего сведения); - принцип гарантии защиты прав налогоплательщиков (законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков не могут иметь обратной силы); 2) установленные НК РФ (ст. 3): - принцип всеобщности (п. 1 ст. 3 НК РФ); - принцип равенства (абз. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ); - принцип соразмерности (п. 1 с. 3 НК РФ); - принцип конституционности (п. 3 ст. 3 НК РФ); - принцип единства экономического пространства (п. 4 ст. 3 НК РФ); - принцип законности (п. 5 ст. 3 НК РФ); - принцип экономической обоснованности (п. 3 ст. 3 НК РФ); - принцип определенности (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ); - принцип недопущения дискриминации (п. 2 ст. 3 НК РФ); - принцип однократности (принцип международных договоров, согласно Источники права установлены и прямо обозначены Конституцией: международные договоры РФ (ст.15); федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.); федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.); регламенты палат Федерального Собрания РФ (ч. 2 ст. 100, ч. 4 ст. 101); постановления Совета Федерации и Государственной Думы (ч.2, 3 ст. 102, ч. 2, 3 ст. 103); указы и распоряжения Президента РФ (ч. 1 ст. 90); постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 1 ст. 115); конституции (ст. 66) и законы (ст. 72) республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ч. 2 ст. 5); законы и иные акты субъектов РФ (ст. 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125), федеративные и иные государственно-нормативные договоры (ч. 3 ст. 11, ст. 125); решения органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 46).
Обобщенное представление об источниках налогового права дают ст. 2 и ст. 7 НК РФ. Согласно названным нормам к источникам налогового права относятся международные договоры РФ, законы (федеральные и субъектов РФ), а также иные нормативные правовые акты о налогах и сборах. Система источников налогового права включает множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие налоговые отношения. Источником налогового права считается нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Источниками налогового права выступают: 1. Конституция РФ (ст. 57, ст. 83, ст. 85, ст. 90, ст. 104 и др.). 2. Нормы Международного права и международные договоры (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ): - налоговые соглашения во избежание двойного налогообложения доходов и имущества; - специальные соглашения по вопросам избегания двойного налогообложения (морское судоходство, воздушные и автомобильные перевозки); - соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства. 3. Законодательство о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ): - Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; - законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (принятые в соответствии с НК РФ); - нормативные правовые акты муниципальных образований о муниципальных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ. 4. Иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права (БК РФ, КоАП, УК и др.). 5. Подзаконные нормативно-правовые акты (например, Указ Президента РФ «О государственной налоговой службе» и др.) Особое значение в налоговой деятельности государства приобретают Постановления Конституционного Суда РФ.
Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем через месяц со дня их официального опубликования и не ранее чем с 1-го числа очередного налогового периода (ст. 5 НК). Акты законодательства, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки, отягчающие ответственность, устанавливающие новые обязанности, иным образом ухудшающие положение налогоплательщика обратной силы не имеют (п.2 ст. 5 НК РФ). Акты законодательства о налогах и сборах смягчающие ответственность, устанавливающие дополнительные гарантии защиты, улучшающие положение налогоплательщика имеют обратную силу (ст. 5 НК РФ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|