Профориентационная работа психолога со старшеклассниками
Профориентационная работа психолога со старшеклассниками направлена на формирование у молодого поколения внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору профессии, планированию и реализации своих профессиональных планов и перспектив. Профориентирование включает в себя ознакомление учащихся с различными профессиями и их спецификой, а также изучение личностных качеств старшеклассников, сопоставление их с требованиями конкретной профессии. Профессиональная ориентация – этосистема мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий в целях оказания практической помощи в выборе профессии. Главной задачей школьного психолога является помощь учащимся в развитии объективного самоопределения, формировании у них адекватной самооценки, уверенности в своих силах и положительных качеств личности. Работа по профориентации начинается с профессионального воспитания и профессионального просвещения. Профессиональное воспитание – это процесс формирования у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, специальных способностей и умений. Профессиональное просвещение – это научно организованное информирование о профессиях, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры. Основной целью профконсультационной помощи является выдача самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций по выбору подходящей для него профессии или сферы деятельности. Профессиональный выбор – один из элементов профессионального самоопределения. На протяжении жизни у человека может быть не один профессиональный выбор, а целое множество. В последнее время подчеркивается неразрывная связь профессионального и личностного самоопределения – ценностно-нравственное самоопределение личности. Нередко на выбор профессии сильное влияние оказывает ее престижность. Смещение ценностей профессий является характерной особенностью нашего времени. Такое явление, как безработица, существенно снижает возможности выбора профессии, свободу маневра самоопределяющегося человека. Основные приоритеты в профессиональном и личностном самоопределении, соответствующие современной ситуации, следующие:
- формирование у подростка основы для личностного и профессионального самоопределения: это позволит подростку в будущем найти новые смыслы своей деятельности; - помощь в решении конкретных проблем, связанных с актуальным профессиональным выбором и подготовкой к нему; - формирование у подростков умения прогнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе; - отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношению к определенным профессиям (юрист, экономист, психолог и др.); - снижение конформизма и постепенное формирование полноценного выбора; - помощь в нахождении личностных смыслов по отношению к профессиям. Профессиональное самоопределение бывает подвержено влиянию объективных факторов, но личностное и ценностно-нравственное самоопределение зависят от самого человека. Для психолога-практика важно понять, прочувствовать важность данных приоритетов, а также постараться подобрать адекватные средства для формирования у старшеклассников готовности к более полноценному самоопределению. Отрицательные последствия неправильного выбора профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По данным исследований, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Любой выбор профессии – это взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Необходимо дать детям представление о таких понятиях, как профессиональный отбор и профессиональная пригодность. Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизических особенностей человека, специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности труда. Профессиональный отбор – процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей. Наука профессиография изучает требования, предъявляемые профессиями к личностным качествам, психолого-физическим способностям и возможностям человека. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Профессиональная ориентация подразумевает руководство выбором профессии, оказание человеку помощи в выборе или перевыборе профессии, отвечающей его индивидуальным особенностям, склонностям и способностям. Профориентационная работа в школе включает в себя конкурсы по профессиям, оформление кабинетов, встречи с интересными людьми. Помощь учащимся в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит: 1) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; 2) определение социальных установок и помощь в их формировании; 3) определение мотивации выбора и ее структуры; 4) формирование готовности к самоанализу и реальному уровню притязаний; 5) определение выраженности и структуры способностей; 6) определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности ее проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность);
7) осуществление профподбора, при необходимости – первичного профотбора; 8) определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся; 9) участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии». При выборе профессии человек руководствуется следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и др. Психологу необходимо разобраться в мотивах выбора профессии. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности. Для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнообразии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии – ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому, руководствуясь ею человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешняя мотивация – это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж – т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера. Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов и относительно положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.
Читайте также: A) Лица, старше 14 лет, работающие на момент обследования не менее определенного краткосрочного периода. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|