Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Девиантное поведение детей и подростков и его преодоление в ходе консультативной работы




Поведение, как многоуровневый процесс, представляющий собой совокупность конкретных, в дан­ный момент протекающих деятельностей, обеспечивается механизмами эмоциональной регуляции. Адаптивным считается такое поведение, результат которого является целесо­образным и полезным. В основе адап­тивного поведения лежат разные функциональные системы, условия и факторы. Нарушение работы си­стем или изменение условий может привести к нарушениям поведения.

Девиантное поведение – это действия, не соответствующие официально установленным и фактически сложившимся в данном обществе нормам и приводящие нарушителя к изоляции, исправлению или наказанию. Основными видами девиантного (отклоняющегося) поведения являются преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства, проституция. Любая девиация приводит к нарушениям социально-психологической адапта­ции. Девиантное поведение подразделяется на две категории:

- поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии, – патологическое поведение;

- антисоциальное поведение, нарушающее со­циальные, культурные или правовые нормы, – делинквентное (противоправное) и криминальное (преступное) поведение.

Социальные отклонения в девиантном поведении делятся на следующие группы:

1) отклонения корыстной ориентации, связан­ные со стремлением получить определенную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

2) отклонения агрессивной ориентации – это действия, направленные против лично­сти (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);

3) отклонения социально-пассивного типа, связанные со стремлением уйти от проблем, с уклонением от обязанностей, неже­ланием противостоять трудностям (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Психологи исследуют причины и условия формирования этих девиаций, исполь­зуя этимологический подход. Весьма продуктивной представляется модель, включающая направленное выделение «групп риска» и последу­ющую дифференциальную диагностику этих групп с уточнением этиологии отклонений. В диагностической работе используются опрос­ник Р. Кеттела, патохарактерологический опросник А.Е. Личко, проективный тест М. Люшера и другие методики и тесты. Работа психолога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (ра­бота с конкретными симптомами отклонений), так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).

Девиантное поведение детей и подростков – явле­ние комплексное и сложное, оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с ин­дивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную или неблагоприятную ос­нову для воздействия негативных внешних факторов (социально-экономические условия, влияние окружающей среды) и внутренних факторов (ценностные ориентации, установки, потребности). Воз­никая на уровне ситуативных поведенческих реакций, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении, осложняющим социализацию подростков в обществе. Примером такой устойчивой формы отклонения в поведении является аддиктивное поведение детей и подростков.

Аддиктивное поведение – вид отклоняющегося саморазрушающего поведения, связанный с состоянием измененного сознания и деформированной формой удовлетворения потребностей через употребление психоактивных ве­ществ. Аддиктивное поведение представляет собой вид нарушения адаптации подростков, характеризующийся злоупотреблением психоактивными веще­ствами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости. В психологическом плане это поведение может рассматриваться как свое­образная регрессивная форма психологической защиты. Провоцирующими факторами аддиктивного поведения подростков считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера по гипертимному, неустойчивому, конформному, истероидному и эпилептоидному типу, по­веденческие реакции группирования (неформальные мо­лодежные объединения) и реакции эмансипации.

Наркомания – это тяжелое заболевание, вызванное употреблением препаратов, отне­сенных к списку наркотических. Под воздействием нар­котика изменяется состояние сознания, формируется физи­ческая и психологическая зависимость, разрушается личность. Наркомания очень трудно поддается лечению и коррекции, поэтому необходимо осуществлять профилактику наркомании среди подростков, принимать превентивные меры различного характера. В психологическом смысле наркомания есть потребность какого-либо изменения в субъективном пространстве со­знания. Последствиями наркомании являются: высокая смертность (отравления, передозировки, несчастные случаи, самоубий­ства), сомати­ческие осложнения, деградация здоровья и значительное сокращение продолжительности жизни; криминогенное поведение наркоманов; деструктивные изменения личности, разрушение личности в физическом, психологическом и социальном плане.

Причинами распространенности наркомании являются социальное нездо­ровье общества, бездуховность, рост преступности, безработица, социальное сиротство, коррупция, преступный бизнес наркотиков и т.д. Многие исследователи ссылаются на психологическую предрасположенность «груп­пы риска» к такому виду отклоняющегося поведения. Ана­лизируя личностные особенности наркоманов, они выяви­ли высокий уровень эгоизма (ведущие мотивы – собственные желания), бедность эмоциональных пережива­ний, неразвитость потребностей, отсутствие нравственных идеалов и смещение ценностных ориентаций, склон­ность к подражанию, предрасположенность к измененным состояниям (тревожность), импульсивность поведения и пониженную толерантность.

Основная цель психокоррекционной работы – тренировка механиз­мов сопротивления. Наиболее эф­фективными формами психологической коррекции являются проведение групповой психотерапии и работа с родителя­ми девиантных подростков. Групповая психотерапия решает следующие задачи: по­вышение самооценки; тренировка механизма совладания с патогенными воздействиями; увеличение чувства ответственности за свое поведение; расширение временной перспек­тивы; разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков. Иными слова­ми, цель групповой психотерапии – научить подростка по-взрослому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего развития.

Аддиктивное поведение может оцениваться подростком со стороны позитивных последствий: удовольствие от приема наркотика, приятные впечатления, отсутствие неприят­ных симптомов привыкания, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками. Наличие синдрома зависимости для подростка имеет минимальное значе­ние. Психолог должен найти замещающее пове­дение, построение которого связано с формированием со­циальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений. Помощь человеку должна опираться на компенсаторные возможности организма, выступают как движущие силы развития (конечная цель – социальная полно­ценность). Ценность для человека имеет преодоление страданий, связанных с дефектом; испытание является средством пробуждения сопротивления и развития ранее не задейство­ванных сил и резервов.

Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Суицид – осознанный акт устранения из жизни, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, под воздействием острых психотравмирующих ситуаций или под влиянием психического заболевания. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей личности – таких как личностная тревожность, фрустрационная толерантность; негативного восприятия ок­ружающего, отсутствия осознанного стремления к жизни; неблагоприятного социального окружения. Все это усугубляет криминальные явления подросткового и юношеского возраста, на долю которого прихо­дится большая часть самоубийств несовершеннолетних. Под социокультурными особенностями воспитания под­разумевается культура страны, ее обычаи, традиции, зако­ны, уровень экономического развития и т.д. Эти и другие условия воздействуют на личность подростка и во многом предопределяют его представления о жизни и смерти. Наличие неблагоприятного социального окружения – обычно основная причина, побуждающая подростка к со­вершению суицидальных поступков.

Анализ причин суицида с этой точки зрения позволяет сгруппировать их вокруг трех основных факторов: взаимоотношения с родителями (степень понимания ими своих детей, сопереживания, нормативность отноше­ний), проблемы в школе (связанные с социометрическим статусом в классе и личностным от­ношением к успеваемости), взаимоотношения со сверстниками, друзьями, пред­ставителями противоположного пола. Личностные особенности подростков, рас­положенных к суицидальному поведению, – это повышенная тре­вожность, фрустрация, негативное восприятие окружаю­щего, желание изменить его и неспособность самостоятель­но найти пути решения задачи. Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, подростки и психологи указывают различные спо­собы влияния на других людей: «дать понять человеку, в каком ты отчаянии», – 40% случаев; «заставить пожалеть о плохом отношении» – 30%; «показать, как ты любишь дру­гого», или «выяснить, любят ли тебя», – 25%; «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение», – 25%, и лишь 18% случаев – это призыв, крик о помощи.

Психологический смысл суицида чаще всего заключает­ся в отреагировании, снятии аффективного напряжения, уходе, выключении из тяжелой жизненной ситуации. Когда совершается попытка суицида демонстративного характера, агрессия подростка направлена вовне: отомстить, навредить, заставить страдать кого-либо, привлечь к ответственности и т.п. Среди подростков с суицидальными по­пытками преобладают лица с пограничными состояниями, расстройствами нервной системы, ситуационными реакци­ями. При этом истинное желание смерти отсутствует. В контингенте завершенных суицидов преобладает агрес­сия против собственного «Я». Желание умереть, отход от жизни связаны с потерей жизненного смысла, протестом, желанием избежать страданий, самонаказанием. Для истин­ных суицидов характерно наличие пресуицидального периода – достаточно продолжительной конфликтной ситуации, психологического дискомфорта, незащищенности, чувства одиночества, ощущения субъективной невыносимости существова­ния, отсутствия желания жить.

От пассивных рассуждений чело­век переходит к формированию суицидального замысла. В истинном суициде психотравмирующая ситуация носит тяжелый и затяжной характер. Человек осуществляет много­численные бесплодные попытки справиться с ситуацией, основной смысл его последнего действия – уход, отказ от борьбы. Профи­лактика суицидального поведения осуществ­ляется в следующих направлениях: снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации; уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности; формирование компенсаторных механизмов поведения; формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Психологу необходи­мо быть информированным о важнейших кризисных ситуа­циях детей и подростков, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в разрешении. Кризисные ситуации разнообразны, как сама жизнь человека, – кризисы развития, кризисы отношений, кризисы состояния души, кризисы утрат, кризисы смысла жизни, психические кризисы, морально-этические кризисы. Важно научить детей способам психологической защиты, познакомить их с методами саморегуляции, развить у них способность управлять своим эмоциональным состоянием, сформировать такие качества, как стрессоустойчивость, оптимизм, жизнелюбие.

Психопрофилактическая работа осуществляется на специально организованных занятиях с группами или классами. Примерные темы: «Кризисные ситуации в жизни человека и способы их преодоления», «Психологическая защита», «Человек в поисках смысла», «Учитесь властвовать собой!» и др. На занятиях происходит групповое обсуждение предложенной психологом темы, проводится беседа с элементами активного, эмпатического слушания, выполнение индивидуальных творческих заданий (разыгрывание и обсуждение историй с последующей интерпретацией переживаний), обмен впечатлениями в процессе анализа ситуаций, про­игрывание конфликтных ситуаций, в ходе которого с помощью участников группы «оживляются» чувства и происходит самоосвобождение.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...