Руководство по пользованию оптимизмом
Основным критерием, позволяющим судить, нужно ли вам учиться этому искусству, являются баллы, которые вы 320 Мартин Э. П. Зелигмая набрали в тесте, помещенном в главе 3. Если ваш общий счет (G-B) был меньше 8, эти главы будут вам полезны. Чем он ниже, тем больше ваш потенциальный выигрыш от учебы. Даже если счет у вас был 8 или больше, задайте себе приведенные ниже вопросы; если хотя бы на один из них вы ответите утвердительно, вам эти главы пойдут на пользу. ф Легко ли меня обескуражить? Ф Бываю ли я подавлен больше, чем хотел бы? Ф Ошибаюсь ли я больше, чем, по собственному мнению, следовало бы? В каких ситуациях следует прибегать к обретенному вами искусству изменения своего стиля объяснения? Для начала спросите себя, чего вы пытаетесь добиться. • Если вы в ситуации успеха, достижения (вас повы • Если вас волнует, как вы будете себя чувствовать • Если ситуация склонна затягиваться и затрагивает • Если вы желаете быть лидером, хотите воодушевлять С другой стороны, бывают случаи, когда этой техникой пользоваться не следует. • Если вы планируете нечто рискованное и не очень Оптимистичная жизнь $21 • Если вы консультируете кого-то, чье будущее пред # Если вы стараетесь проявить сочувствие к тревогам
Основной принцип, позволяющий решить, когда не следует пользоваться оптимизмом, состоит в том, что вы спрашиваете себя, какова цена неудачи в данной конкретной ситуации. Если цена неудачи высока, то оптимизм — неверная стратегия. Пилот в кабине самолета, решающий, не включить ли еще раз антиобледенительную систему, человек, решающий, садиться ли за руль после вечеринки с выпивкой, разочарованный супруг, решающий завязывать интрижку, которая, если о ней узнают, способна разрушить его брак, — все они не должны исходить из оптимизма. Здесь цена неудачи соответственно, — гибель, авария и развод. Здесь неуместно использование техники, которая могла бы минимизировать эту цену. С другой стороны, если цена неудачи невысока, пользуйтесь оптимизмом. Торговый агент, который решает, зайти ли ему еще к кому-нибудь, в случае неудачи рискует только своим временем. Робкий человек, который решает, вступить ли ему в разговор, рискует лишь тем, что его проигнорируют. Подросток, размышляющий, не заняться ли ему новым видом спорта, рискует максимум разочарованием. Рассерженный руководитель, которого обошли при выдвижении, рискует асего лишь несколькими отказами, если без лишнего шума попытается прозондировать ситуацию с новой должностью. Здесь везде следует исходить из оптимизма. Эта глава обучит вас основным принципам перехода от пессимизма к оптимизму в своей повседневной жизни. В 322 Мартин Э. П. Зелигман отличие от техники почти всех других формул самопомощи, которые содержат галлон клинических познаний и чайную ложку исследований, в данном случае в вашем распоряжении хорошо изученная техника, которой воспользовались тысячи взрослых людей, чтобы изменить на постоянной основе свой стиль объяснения.
Я организовал эти три главы о «переходе», трансформации, таким образом, что каждой из них можно пользоваться отдельно. Эта, первая из трех, посвящена всем областям взрослой жизни, за исключением работы. Вторая предназначена для ваших детей. Третья — о вашей работе. В каждой рассматривается в основном аналогичная техника обучения оптимизму, хотя и в разных декорациях. Поэтому может показаться, что они отчасти дублируют друг друга. Тем, кто заинтересован лишь в одной из этих глав, совершенно не обязательно штудировать две остальные. нмп Кэти уже две недели сидела на строгой диете. Но вот как-то вечером после работы она пошла выпить с друзьями и, о ужас, поела цыплят с гарниром, которых заказали ее спутники. И сразу же она пришла к выводу, что пропала ее диета. Ход мыслей у нее примерно такой: «Да, Кэти, рухнула твоя диета. Боже мой, до чего же я слаба! Не успела прийти с друзьями в бар, как обожралась. Теперь все будут считать меня дурой из дур. Ну и пусть. Раз уж все равно мои двухнедельные старания пошли теперь прахом, наемся-ка я теперь, как свинья. Где-то там, в холодильнике, был торт». Кэти открывает коробку и съедает целый шоколадный торт с помадками. И диета, которую она старательно со- Оптимистичная жизнь 323 блюдала до этого вечера, оказывается под большим вопросом. Однако связь между тем, как Кэти перекусила в баре, и ее последующим плотным ужином не является, вообще говоря, обязательной. Все зависит от того, как она себе это объясняет. Ее объяснение весьма пессимистично: «Ах, я так слаба». Отсюда она делает вывод: «Пропала моя диета». На самом деле, ничего она не пропала, пока Кэти не поспешила со своим постоянным, всеобъемлющим и личным объяснением, после которого она сдалась. Последствия этого эпизода могли бы быть совсем иными, если бы Кэти попыталась оспорить свое первое рефлекторное объяснение. «Спокойно, Кэти, — должна была она сказать себе, — во-первых, в баре я еще не стала законченной обжорой. Ну, выпила я две порции пива с парой цыплячьих крылышек. Зато я не обедала, так что в сумме я перебрала всего несколько калорий по сравнению с предписаниями диеты. И одна такая небольшая уступка себе вовсе не синоним моей слабости. Ничего себе, слабость, если я целых две недели сидела на строгой диете. И не думаю, чтобы кто-нибудь посчитал меня дурой. В конце концов никто не вел учет тому, что я съела. Более того, пара человек отметили, что я стала стройнее. И самое главное, если я даже немножко переела, это вовсе не значит, что мне теперь надо совсем бросить диету. Уж в этом совсем нет смысла. Лучше всего мне перестать казнить себя и постараться и дальше строго придерживаться диеты».
Теперь конкретнее: что такое НМП? Эта модель, которая используется в трех главах о переходе к оптимизму, была введена психологом Альбертом Эллисом (английская аббревиатура ABC; прим. пер.). Когда мы сталкиваемся с Неприятностью, мы начинаем думать о ней. Наши размышления быстро превращаются в Мнение. Последнее 324 __________________ Мартин Э. П. Зелигман становится столь привычным, что мы можем его даже не замечать, пока специально не остановимся, чтобы на нем сосредоточиться. А оно не сидит сложа руки; следом за ним идут Последствия. Мнения являются непосредственной причиной того, что мы затем чувствуем и совершаем. Именно от них зависит, предадимся ли мы унынию и сдадимся или же соберемся и будем действовать конкретно. В этой книге мы уже не раз встречались с тем, как некоторые виды мнений вызывают капитуляцию. Я собираюсь научить вас, как разорвать этот порочный круг. И первый шаг состоит в том, чтобы разглядеть связь между неприятностью, мнением и последствием. Второй шаг состоит в том, чтобы увидеть как НМП действует в вашей повседневной жизни. Эта техника является частью курса, разработанного двумя ведущими в мире специалистами по когнитивной терапии — доктором Стивеном Холлоном, профессором психологии в Университете Вандербильта и редактором крупнейшего журнала в этой области знаний, и доктором Артуром Фрименом, профессором психиатрии в Университете медицины и стоматологии в Нью-Джерси, а также мной, чтобы изменять стиль объяснения у нормальных людей. Теперь я хочу, чтобы вы познакомились с некоторыми «связками» НМП, чтобы вы смогли увидеть, как эта система работает. Я буду давать вам неприятность и либо мнение, либо последствия. Вам предоставляется возможность вставить недостающее.
Установление НМП: 1. Н. Кто-то втискивается на автостоянку, на которую вы положили глаз. М. Вы думаете__:_______;__._____________ П. Вы сердитесь, опускаете стекло и кричите другому водителю. Оптимистичная жизнь $25 2. Н. Вы кричите на своих детей за то, что они не делают уроки. М. Вы думаете: «Я паршивая мать». П. Вы чувствуете (или делаете)____________ 3. Н. Ваш лучший друг перестал вам звонить. М. Вы думаете П. Вы весь день находитесь в подавленном состо- янии. 4. Н. Ваш лучший друг перестал вам звонить. М. Вы думаете. П. Вы не переживаете по этому поводу. 5. Н. Вы ругаетесь со своей супругой. М. Вы думаете: «Я никогда ничего не делаю пра 6. Н.Вы ругаетесь со своей супругой. М. Вы думаете: «Она (он) была в ужасном на 7. Н. Вы ругаетесь со своей супругой. М. Вы думаете: «Я всегда могу ликвидировать взаимное непонимание». П. Вы чувствуете (или делаете)____________ Теперь давайте попробуем проанализировать эти семь ситуаций и рассмотреть, как взаимодействуют их компоненты. 1. В первом примере мысли о вторжении инициируют 326 __________________ Мартин Э. П. Зелигмаи вспышку вашего гнева. «Этот водитель захватил мое место». «Как это грубо и эгоистично с его стороны». 2. Из того, как вы объяснили свое отношение к детям словами «Я паршивая мать», логично вытекает ваша грусть и нежелание попытаться усадить их все-таки за уроки. Когда мы рассматриваем отрицательные события как результат постоянных, всеобъемлющих и личных обстоятельств вроде «паршивой матери», за этим следует уныние и капитуляция, тем более к стойкому и длительному унынию она приводит. 3 и 4. Вы можете убедиться в этом, когда ваш лучший друг не звонит вам в ответ на ваши звонки. Если, как в третьем примере, вы подумали что-то постоянно-всеобъемлющее вроде: «Я всегда эгоистична и невнимательна к другим. Неудивительно...», за этим может последовать депрессия. Но если, как в четвертом примере, ваше объяснение носит временный специфический и внешний характер, вы можете избежать переживаний, сказав себе: «Наверное, на этой неделе она работала сверхурочно», или «Может, у нее нет настроения». 5, 6 и 7. Теперь насчет вашей с супругой ругани. Если, как в примере 5, вы думаете: «Я никогда не делаю ничего правильно» (постоянное, всеобъемлющее, личное объяснение), вы рискуете впасть в депрессию и не попытаться сделать что-нибудь, дабы ликвидировать трещину. Если, как в примере 6, вы думаете: «У нее было ужасное настроение» (временное и внешнее объяснение), вы почувствуете некоторую злость, некоторое уныние и только временную неспособность к активным действиям. Когда сознание прояснится, вы, возможно, сделаете что-нибудь для выправления ситуации. Если же, как в примере 7, вы думаете: «Я всегда могу ликвидировать взаимное непонимание», то вы будете действовать в этом направлении и скоро станете чувствовать себя бодрым и полным энергии.
Оптимистичная жизнь 327 ВАШ ДНЕВНИК НМП Чтобы узнать, как работает эта система, попробуйте записывать НМП в течение ближайших одного-двух дней, во всяком случае, достаточно долго, чтобы зафиксировать в дневнике пять примеров из вашей собственной жизни. Чтобы сделать это, прислушайтесь к постоянному диалогу, который происходит в вашем сознании, но о котором обычно вы ничего не знаете. Ваша задача состоит в том, чтобы обнаружить связь между конкретной неприятностью, пусть даже незначительной, и последующими настроениями. Например, вы болтаете по телефону с подругой и чувствуете, что она хочет поскорее окончить разговор. Для вас это некая неприятность, в результате которой вам становится грустно (последствие). Этот эпизод — входные данные для вашего НМП. Каждая ваша запись должна содержать три части. Первая, «Неприятность» — почти все, что угодно, кран, который течет; приятель, который нахмурился; ребенок, который непрерывно плачет; большой счет; невнимательность супруга и т. д. Будьте объективны, отражая ситуацию. Записывайте то, что произошло, а не свою оценку. Например, если вы ссорились с супругой, то можете записать, что ей было неприятно, когда вы что-то сказали или сделали. Так и запишите. Но не пишите в разделе «Неприятность», что «Она была несправедлива». Это уже вывод, который вы можете записать, если хотите, во второй части, которая называется «Мнение». Ваши мнения — это то, как вы интерпретируете неприятность. Постарайтесь отделить мысли от чувств (чувства пойдут в графе «Последствия»). «Я просто погубила свою диету» и «Я чувствую свою некомпетентность» — это 328 Мартин Э. П. Зелигмаи мнение. Его точность можно оценить. В свою очередь «Мне грустно» выражает чувство. Не имеет смысла оценивать точность утверждения «Мне грустно». Если вам грустно, вы грустите. «Последствия». В этой части записывайте свои чувства и то, что вы делали. Были ли вы грустны, возбуждены, радостны, виноваты или что-нибудь еще? Зачастую вы будете ощущать не одно, а несколько настроений. Запишите столько чувств и действий, сколько сумели у себя зафиксировать. Что вы потом сделали? «У меня не было сил», «Я придумал, как заставить ее извиниться», «Я вернулся в постель» — все это примеры последовавщих действий. До того, как вы начнете свои записи, вам будет полезно познакомиться с несколькими примерами того, что вы можете испытывать. Неприятность: Предполагалось, что муж искупает детей и уложит их в постель; когда же я вернулась домой с собрания, то увидела, что они прилипли к телевизору. Мнение: Почему он не может сделать то, что я попросила? Что, так уж трудно их искупать и уложить? Теперь, если я разгоню их компанию, то буду выглядеть злодейкой. Последствия: Я здорово разозлилась на Джека и, не дав ему ничего объяснить, сразу стала орать. Войдя в комнату, я выключила телевизор, даже не поздоровавшись. И выглядела, конечно, как злая ведьма. Неприятность: Я рано вернулась с работы и обнаружила, что мой сын со своими друзьями курит в гараже марихуану. Мнение: Он понимает, что делает? Я его готова задушить! Вот какой он безответственный! Ему совсем нельзя доверять; все, что он говорит, сплошное вранье. И я не собираюсь все это слушать. Оптимистичная жизнь 329 Последствия: Я безумно разозлилась на него. Отказалась даже обсуждать ситуацию. Сказала ему, что он просто маленький преступник, которому нельзя доверять. Остаток вечера из меня шел дым. Неприятность: Я позвонила человеку, которым интересовалась, и пригласила его на представление. Он сказал, что придется сделать это в другой раз, потому что ему нужно готовиться к собранию. Мнение: Да уж, прекрасная причина. Он просто хотел от меня отделаться. На самом деле ему не хочется иметь со мной никакого дела. А что я, собственно, хотела? Я для него слишком настырна. Последний раз я лезу со своими приглашениями. Последствия: Я чувствовала себя глупой, смущенной и безобразной. Вместо того, чтобы пригласить с собой кого-то другого, я решила отдать свои билеты подругам. Неприятность: Я решил сходить в гимнастический зал, но когда я вошел туда, то увидел вокруг себя сплошь крепкие и загорелые тела. Мнение: И что мне тут делать? По сравнению с этими людьми я выглядел как кит, выброшенный на берег. Срочно надо бежать отсюда от позора. Последствия: Сохраняя чувство собственного достоинства, я ушел из зала через пятнадцать минут. Теперь ваша очередь. В течение пары ближайших дней сделайте по этому образцу пять записей НМП. Сделав, внимательно перечитайте. Попытайтесь обнаружить связь между своей верой и последствиями. Вы увидите, что пессимистические объяснения породят пассивность и уныние, а оптимистические вызовут прилив энергии. Дальнейший шаг следует немедленно: если вы измените 330______________________ Мартин Э. П. Зелигмав привычные выводы, которые делаете вслед за неприятностями, то немедленно изменится и ваша реакция на неприятность. Поговорим теперь о надежных способах этого изменения. ОБСУЖДЕНИЕ И ОТВЛЕЧЕНИЕ Существует два основных способа справиться со своими пессимистичными мнениями, коль скоро вы их выявили. Первый — просто отвлечься от них, попробовать думать о чем-нибудь еще. Второй — попытаться вступить с ними в дискуссию. Второй способ по большому счету более эффективен, поскольку мнение, с которым вам в результате внутреннего обсуждения удалось разделаться, имеет меньше шансов на рецидив при возникновении аналогичной ситуации. Человеческие существа так уж устроены, чтобы думать обо всем плохом и хорошем, что привлекает Наше внимание и предъявляет к нам свои требования. В этом состоит значительная часть целесообразности эволюционного процесса. Мы бы недолго прожили, если бы сразу же не осознавали опасностей и потребностей и не принимали соответствующих мер. Привычно пессимистичные мысли добавляют к этому полезному процессу еще один шаг, но вредный. Они не только отвлекают наше внимание, но и пускают наши мысли по замкнутому кругу. По самой своей природе они не дают себя забыть. Это примитивные биологические напоминания о потребностях и опасностях. В то время как эволюция, похоже, сделала из детей, не достигших возраста зрелости, неисправимых оптимистов, она также позаботилась, чтобы у взрослых, которые озабочены и занимаются планированием, было больше шансов выжить и завести детей и обеспечить их выживание. Однако в современной жизни эти примитивные рудиментарные воспоминания становятся препят- Оптимистичная жизнь 331 ствием на нашем пути, затрудняя наши действия и снижая качество нашей эмоциональной жизни. Рассмотрим теперь разницу между отвлечением и обсуждением. Отвлечение Я хочу, чтобы теперь вы не думали о куске яблочного пирога с ванильным мороженым. Пирог горячий, а мороженое образует с ним восхитительный контраст по вкусу и температуре. Вы, возможно, уже не способны удержаться от мыслей о пироге. Но вы можете переключить свое внимание. Подумайте снова о пироге. Так. Ну что, слюнки потекли? А теперь встаньте, хлопните ладонью по стене и крикните: «СТОП!» Образ пирога исчез, не так ли? Это один из нескольких простых, но высокоэффективных приемов, позволяющих прервать привычное течение мыслей. Некоторые люди звонят в колокольчик, другие носят табличку размером 75 х 125 миллиметров, на которой крупными красными буквами написано слово «СТОП». Многим кажется удобнее носить на запястье резиновый бинт и сильно щелкать им по руке, чтобы остановить «жвачку». Если объединить один из этих приемов с так называемым переключением внимания, можно добиться более устойчивых результатов. Чтобы удержать свои мысли от возврата к негативному мнению после перерыва ^вызванного, например, хлопаньем резинкой), направьте свое внимание куда-нибудь еще. Артистам приходится поступать именно так, если им нужно внезапно переключиться с одной эмоции на другую. Попробуйте сделать так: возьмите какой-нибудь маленький предмет и внимательно изучайте его в течение 332_____________________ Мартин Э. П. Зелипиаи нескольких секунд. Повертите его, суньте в рот и попробуйте на вкус, понюхайте, постучите по нему, чтобы узнать, как он звучит при этом. Вы увидите, что такое сосредоточение на предмете сделает переключение вашего внимания более эффективным. И, наконец, вы можете пресечь пережевывания, пользуясь их собственной природой. А природа эта сводится к тому, чтобы крутиться в вашем сознании, не давая их забыть и заставляя действовать в соответствии с ними. Если неприятность уже случилась, зарезервируйте себе некоторое время для обдумывания ситуации, скажем, до шести часов вечера. Итак, если случилось что-то вызывающее ваше беспокойство и вы чувствуете, что вам мучительно трудно не думать об этом, скажите себе: «Стоп, я буду размышлять на эту тему позднее... в такое-то время». Кроме этого, возьмите и запишите волнующие вас мысли в тот самый момент, как они придут вам в голову. Сочетание их «сбрасывания» и назначение более позднего времени для обдумывания обычно срабатывает хорошо; при этом рационально используется сама цель существования «жвачки» — напоминать о себе, что подрубает ее под корень. Если вы запишете свои мысли и назначите время для их обдумывания, они теряют смысл, а бессмысленность их ослабляет. Обсуждение Увернуться от беспокоящего вас мнения — прекрасная первая помощь, но существует и более глубоко и длительно действующее средство — вступить с ним в дискуссию. Выдвигайте контраргументы! Атакуйте! Эффективно обсуждайте с собой мнение, возникшее вслед за неприятностью, можно перестроиться с вашей привычной реакции, сводившейся к унынию и капитуляции, на активность и хорошее настроение. Оптимистичная жизнь 333 Неприятность: Недавно я стала заниматься на вечерних курсах по подготовке к защите магистерской диссертации. Сдала первые экзаменационные работы и обнаружила, что результат намного хуже, чем хотелось бы. Мнение: Ну и отметки, Джуди. Похоже, что хуже всех в нашей группе. Видно, я просто дура, и все тут. Нужно смотреть в лицо фактам. К тому же я слишком стара, чтобы состязаться с этими детишками. Даже если я прорвусь, кому нужна сорокалетняя женщина, если можно нанять двадцатитрехлетних? И о чем я только думала, когда записывалась? Все это для меня слишком поздно. Последствия: Я чувствовала себя донельзя унылой и беспомощной. Меня смущало даже то, что я сделала попытку, и я решила уйти с курсов и удовлетвориться той работой, которая у меня есть. Обсуждение: Я делаю из мухи слона. Ну, надеялась я получить все А (высшие оценки), а получила В, В с плюсом и В с минусом. Не так уж плохо, на самом деле. Оценки, конечно, не лучшие в группе, но и не худшие, Я проверила. Мой сосед получил две оценки С и Д с плюсом. Причина, по которой результат получился хуже, чем я надеялась, никак не связана с моим возрастом. Тот факт, что мне сорок, не делает меня менее умной, чем мои товарищи по группе. Одна из причин состоит в том, что мне приходится в жизни отвлекаться на много других дел, кроме учебы. Во-первых, я работаю, причем на полную ставку. Во-вторых, у меня семья. Думаю, что с учетом этого я сдала экзамены вполне прилично. Теперь я уже отчетливо представляю, как нужно будет заниматься в дальнейшем, чтобы добиться еще лучшего результата. И сейчас не время беспокоиться, кто возьмет меня на работу. Известно, что почти все, кто занимался по этой программе, получали приличную должность. Мне теперь нужно сосредоточиться на изучении программного материала и зарабатывать себе сте- 334 Мартин Э. П. Зелигмав пень. И тогда можно будет заняться поиском хорошей работы. Итог: Я стала гораздо лучшего мнения о себе и о результатах моих экзаменов. Я не собиралась уходить с курсов и позволить своему возрасту стать препятствием к достижению моей цели. Я продолжаю, конечно, считать возраст своим недостатком, но, когда и если будет нужно, постараюсь перейти этот мост. Джуди успешно оспорила собственное мнение о своих оценках. Сделав это, она изменила свое настроение с отчаянья на надежду, а свои действия — с отступления на решительное движение вперед. Джуди владеет техникой, которой и вам предстоит овладеть. Отдаление Очень важно понять, что ваше мнение — это всего лишь мнение. Оно может совпадать с действительностью, а может и не совпадать. Если ревнивая соперница закричала бы вам в ярости: «Ты ужасная мать, ты эгоистична, неосмотрительна и глупа!» — как бы вы среагировали? Может быть, вы не отнеслись бы к этим обвинениям серьезно. Но если бы j>hh запали вам в душу, вы стали бы возражать (либо ЕЙ, либо себе): «Мои дети меня любят, я отдавала им, Бог знает, сколько времени. Я учу их алгебре, игре в футбол, а также тому, как прожить в этом непростом мире. И вообще она просто завидует, потому что ее собственные дети заброшены». Мы можем более или менее легко отдалиться от необоснованных обвинений со стороны других. Но гораздо труднее сделать это по отношению к обвинениям, которые мы адресуем себе сами, причем ежедневно. В конце концов, если они исходят от нас самих, значит, это правда. Оптимистичная жизнь 335 А вот и нет! То, что мы говорим себе, напоровшись на неудачу, может быть столь же безосновательным, сколь и вопли ревнивой соперницы. Наши рефлекторные объяснения обычно искажают ситуацию. Это всего лишь дурные привычки мышления, основанные на неприятном опыте прошлого — конфликты детства, строгие родители, придирчивый тренер, ревнивая старшая сестра. Но поскольку они исходят от себя, мы относимся к ним, как к истине. Однако это всего лишь мнения. Тот факт, что мы во что-то верим, не превращает «это» в действительность. Сама по себе боязнь человека, что он не представляет интереса как объект для трудоустройства, предмет для обожания или вообще никуда не годится, вовсе не означает, что так все и есть на самом деле. Принципиально важно поэтому остановиться, не торопиться с утверждением во мнении, дистанцироваться от собственных пессимистичных объяснений, по крайней мере, на такое время, чтобы можно было проверить их истинность. Собственно обсуждение и сводится к тому, чтобы проверить адекватность нашего рефлекторного мнения, в которое мы готовы поверить. Итак, первый шаг сводится к тому, чтобы просто понять, что наше мнение подлежит обсуждению. Следующий шаг — практическое обсуждение. УЧИМСЯ СПОРИТЬ С СОБОЙ К счастью, у вас имеется уже жизненный опыт по части обсуждений. Вы пользуетесь этим искусством, когда спорите с другими людьми. Так почему бы не воспользоваться этим опытом при споре с собственными необоснованными обвинениями? Существуют четыре основных способа сделать свои 336^____________________ Мартий Э. П. Зелигмав аргументы в споре убедительными. Вы можете привлекать к себе на помощь: • Свидетельство. • Альтернативу, Свидетельство Самый убедительный способ борьбы с отрицательным мнением — доказать, что оно неверно фактически. Зачастую факты оказываются на вашей стороне, поскольку пессимистическая реакция на неприятность сплошь и рядом оказывается чрезмерной. Возьмите на себя роль детектива и спросите: «А где свидетельства, подтверждающие это мнение?» Джуди так и сделала. Она искренне верила, что ее «ужасные» оценки были хуже всех в группе. Она взяла и проверила. И оказалось, что у соседа оценки намного хуже. Кэти, которая думала, что провалила свою диету, вполне могла бы подсчитать калории в своем ужине и убедиться, что их совсем не намного больше, чем в обеде, от которого она уклонилась. Важно осознать разницу между этим подходом и так называемым позитивным мышлением. Последнее зачастую сводится к тому, чтобы пытаться убеждать себя банальными фразами типа: «Каждый день всеми способами я совершенствуюсь все больше» — причем не только в отсутствии свидетельств этого, но даже, когда имеются противоположные. Конечно, если вы в силах поверить в подобные заявления — тем лучше для вас. Однако многие образованные люди, привыкшие к критическому мышлению, не могут убеждать себя таким образом. Напротив, оптимизм, которому вы обучитесь, обязывает к точности. Оптимистичная жизнь 337 Мы установили, что простое повторение себе позитивных утверждений не поднимает особенно настроения и уровня достижений. Эффективным является то, как вам удается справиться с отрицательными утверждениями. Обычно негативное мнение, возникающее вслед за неприятностью, страдает неточностью. Большинство людей склонны драматизировать ситуацию. Из всех возможных причин они выбирают ту, что способна повлечь за собой самые ужасные последствия. Один из самых эффективных приемов обсуждения состоит в том, чтобы отыскать свидетельство, указывающее на искажения в ваших катастрофических объяснениях. И по большей части действительность окажется на вашей стороне. Оптимизм, которому вам надлежать научиться, базируется не на необоснованно позитивных представлениях о мире, а на мощи «не негативного» мышления. Альтернатива Почти ничто из того, что с вами происходит, не случается благодаря одной-единственной причине; у большинства событий причин много. Если вы плохо показали себя в тесте, свой вклад в это могло внести много факторов: насколько сложен был тест, сколько вы занимались, насколько вы сообразительны, насколько честен был преподаватель, как показали себя остальные студенты, устали ли вы перед тестом. Пессимисты обычно склоняются к наихудшим из всех возможных причин — самым постоянным, всеобъемлющим и личным. Джуди выбрала, как вы помните: «Я слишком стара, чтобы состязаться с этими детишками». И снова в обсуждении действительность обычно оказывается на вашей стороне. Существует множество возможных причин, так почему нужно выбирать самую ковар- 338 Ма ртия Э. П. Зелигман ную? Спросите себя: «Есть ли возможность взглянуть на все это менее разрушительным образом?» Джуди, имевшая уже опыт дискуссий с собой, легко нашла такую возможность: «Я работаю целый день, да еще у меня семья». Кэти, которая тоже стала большим специалистом по дискуссиям с собой, сумела перейти от «слабости» к последующему утверждению: «Вот какая я молодец, что сумела продержаться на такой строгой диете целых две недели». Чтобы успешно спорить со своими же мнениями, переберите все возможные причины. Сконцентрируйте свое внимание на таких, которые поддаются изменению («недостаточно готовилась»), конкретных («именно тот экзамен был нетипично трудным») и неличных («преподаватель необъективно ставил оценки») причинах. Может быть, вам придется даже постараться придумать такие альтернативные причины, в которые вы сами не слишком верите. Но вспомните, что по большей части пессимистичное мышление сводится к прямо противоположному, опираясь на самые ужасные из возможных вариантов, причем не потому, что они более обоснованны, а именно потому, что они столь ужасны. Ваша задача — разрушить эту деструктивную привычку, научившись производить на свет божий альтернативные варианты. Вытекающие последствия Однако жизнь такова, что факты не всегда будут на вашей стороне. Ваше негативное мнение о себе может оказаться верным. В этой ситуации следует прибегнуть к методу дедраматизации. Скажите себе: пусть даже мое мнение верно, но что из этого следует? Да, Джуди старше остальных студентов, ну и что? Это вовсе не означает, что она глупее их и что никто не захочет взять ее на работу. То, что Кэти нарушила свою Оптимистичная жизнь 339 диету, вовсе не означает, что она законченная обжора, что она дура и что ей следует покончить со своей диетой. Насколько вероятны, спросите у себя, эти кошмарные последствия? Неужели эти три оценки В означают, что никто никогда не возьмет Джуди на работу? Неужели пара съеденных крылышек означает, что Кэти — законченная обжора? Спросив себя, действительно ли реальные последствия могут быть столь ужасны, повторите поиск свидетельств. Кэти вспомнила, что продержалась на строгой диете целых две недели — так, значит, вовсе она не обжора. Джуди вспомнила, что почти все, кто получил степень магистра, проучившись по ее программе, нашли приличную работу. Полезность Иногда последствия того, что вы придерживаетесь некоего мнения, значат больше, чем верность этого мнения. Является ли это мнение деструктивным, разрушительным? Вера Кэти в собственное обжорство, даже если она правдива, является деструктивной. Это прямая дорога к тому, чтобы бросить диету совсем. Некоторые люди очень расстраиваются, узнав, что мир несправедлив. Мы можем им посочувствовать, но вера в справедливость мира может принести больше горя, чем пользы. Так что толку за нее держаться? Иногда бывает очень полезно вместо этого заняться своими текущими делами, не тратя время на проверку достоверности вашего мнения и последующее оспаривание его. Например, сапер, разряжающий бомбу, может поймать себя на мысли: «А ведь эта штука может взорваться и...» В результате руки у него начнут дрожать. В подобном случае я бы рекомендовал не обсуждение с оспариванием, а отвлечение. Вообще, если задача состоит в немедленном действии, отвлечение предпо- 340 Ма ртин Э. П. Зелягмаи чтительно. В этом случае вам следует спросить себя не «Верно ли мое мнение?», а «Есть ли смысл размышлять на эту тему сию минуту?» И если вы ответите себе «Нет», подключаете технику отвлечения. (Стоп! Назначьте себе более позднее время для беспокойства. Запишите свои мысли.) Другая тактика сводится к тому, чтобы подробно рассмотреть все возможные способы изменить ситуацию в будущем. Даже если ваше мнение верно в настоящий момент, может ли ситуация измениться в будущем? И что для этого вам нужно сделать?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|