2.4. РАДИО. Радиослушание
2. 4. РАДИО Радио родилось в самом начале XX века. 27 августа 1901 года российский изобретатель А. С. Попов отправил первую гражданскую радиограмму. Радио быстро стало неотъемлемой частью мировой культуры, средством массовой информации, эффективным рекламоносителем. Уже к 1924 году только в США общее число слушателей достигло 10 миллионов человек. Сегодня радио активно или пассивно слушают почти все люди, почти каждый день, во время работы, поездок, отдыха и т. д. Людям есть что выбрать: новости, прогноз погоды, анализ ситуации на дорогах, музыку, радиоспектакли, интервью, репортажи и т. д. В доперестроечной России до 1990 года функционировали государственное центральное и местное радиовещание. Радиоприемники имели около 95% населения страны. В 1990 году появилась первая частная российско-французская радиостанция «Европа+». Следом на отечественный эфирный рынок вышли десятки частных радиостанций, как общенациональных, так и местных. В США первое рекламное радиосообщение вышло в эфир через два года после появления регулярных радиопередач — 22 августа 1922 года. Стоило оно 50 долларов. В СССР систематическое проведение рекламных передач началось в 60-х годах. Однако действительно рыночные рекламные механизмы на радио начали действовать лишь в 90-х годах XX века. За десятки лет своего существования радио утвердилось как эффективный рекламоноситель. Это средство массовой информации охватывает такие категории людей, до которых не доходят ТВ и пресса — находящихся вне дома, в пути, слушающих информацию во время какого-либо занятия. По расходам рекламодателей на СМИ реклама на радио занимает третью строчку — после телевидения и прессы. В среднем в мире на радио приходится около 8-10% рекламных бюджетов. Только в США на радиорекламу приходится более 9 млрд долларов.
Радиослушание Современное «посттелевизионное» радио адресуется слушателям, в основном занятым другими видами деятельности. В связи с этим оно претендует на остаток внимания активного человека, образует фон его работы или отдыха. И поэтому же фигурирующие в нем сообщения должны быть очень интересны. Как и телевидение, радио весьма популярно у населения. Практически всю первую половину дня (в том числе в выходные) число радиослушателей значительно превосходит число телезрителей. И хотя вечером ТВ вырывается вперед, даже в традиционный для телеканалов прайм-тайм, с 19 до 23 часов, радио слушает большое число людей. Уровни использования ТВ и радио в основном комплиментарны друг другу. Обычно когда уровень радиослушания растет, уровень телесмотрения падает, и наоборот. Так, число радиослушателей возрастает весной и летом, в отличие от телевизионной аудитории, которая возрастает осенью и зимой и падает летом. По данным Radio Index, радиослушание выше утром и в первой половине дня и снижается к вечеру. В целом наибольшее значение объема радиоаудитории в будние дни наблюдается в телевизионный «1-й утренний» максимум: 7: 00-7: 45. Хорошим временем считается весь промежуток с 7: 00 до 9: 00 утра, когда большая часть людей собирается и едет по делам, слушая радио в автомобиле. В целом рост радиослушания по будням начинается примерно с 7 часов утра и достигает максимальных значений примерно к 10 часам. Между 13 и 14 часами наблюдается некоторый спад, обусловленный, видимо, обеденным временем. С 15 до 16 — небольшой пик, который обусловлен вернувшимися из школы подростками. Аудитория также увеличивается, когда радиослушатели возвращаются домой: с 17: 00 до 19: 00, слушая радио как в автомобиле, так и дома. Позже их вниманием завладевает телевидение.
Следует иметь в виду, что временные рамки активного радиослушания очень сильно зависят от специфики различных географических и экономических зон, от числа и популярности радиостанций, а также от специфики радиослушания той или иной демографической группой. Прослушиванию радио 12-13-летние посвящают гораздо меньше времени, чем люди других возрастов. В возрастной группе от 14 до 19 больше радиослушателей, чем в любой другой. Конкретное радио является для подростков групповым идентификатором, элементом стиля жизни, таким же, как определенная одежда, места тусовок и т. д. Гораздо больший интерес к радио в этом возрасте проявляют девочки. Наиболее активно слушают радио мужчины в возрасте 20-39. Чем старше аудитория, тем меньше ее охват радиостанциями, и чем больше возраст, тем незначительнее дальнейшее уменьшение охвата. В США, например, для различных групп населения был разработан следующий график рекламного вещания[24]: Утро и после полудня Время домохозяек Вечер Время молодежи После полудня и выходные Время спортсменов Воскресенье утром Время туристов Около 8 вечера Время служащих Ночью Время работников транспорта На численность и качество аудитории влияние оказывает и то, где происходит радиослушание. Пенсионеры, как и подростки, в основном слушают радио дома. Достаточно высока доля домашнего прослушивания у женщин (с учетом домохозяек). Активные возрастные группы 20-49 лет отличает максимальное внедомашнее радиослушание, в основном на рабочем месте с 10: 00 до 17: 00. Самые активные пользователи радио в автомобиле — представители группы 30-39 лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|