Анализ художественного текста. Методы анализа. Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания. Самостоятельное чтение
Анализ художественного текста Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанрово-родовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог). Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста. Методы анализа Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ (метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ. Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация, пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная (исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования, привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения). Самостоятельное чтение Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка литературы к модулю. На материале произведений из этого списка обучающиеся выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень владения основными приемами и методами анализа текста).
Создание собственного текста В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия, обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение, проект и презентация проекта. Критерии оценки письменных работ, посвященных анализу самостоятельно прочитанных произведений, приведены в разделе «Результаты». Использование ресурса Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочно-информационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность, связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях. Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т. п. ). Предложенный в примерной программе принцип достижения предметных результатов требует последовательной разработки новой методологии, которая определит типологию учебных заданий и сценариев организации самостоятельной работы; разработку и постоянное обновление пакета предлагаемых заданий, позволяющих сочетать использование урочных и внеурочных форм работы, привлечение нового литературного материала; возможные решения задач, с которыми учитель и обучающийся сталкиваются в самостоятельной читательской деятельности; разработку учебных пособий открытого типа (организующих самостоятельную продуктивную читательскую и текстовую деятельность).
3. Цели обучения Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов. Стратегическая цель предмета в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития. Задачи учебного предмета «Литература»: – получение опыта медленного чтения[2] произведений русской и мировой литературы; – овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме; – овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты); – формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты; – формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др. ); – овладение умением определять стратегию своего чтения; – овладение умением делать читательский выбор; – формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных; – овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др. ); – знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;
– знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др. ). 4. Место предмета «Литература» в учебном плане В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования предмет «Литература» (углублённый уровень) изучается в 10 и 11 классах. Базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение литературы (углублённый уровень) на этапе среднего общего образования в объёме 340 часов. В том числе: в 10 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 11 классе – 170 часов (5 часов в неделю).
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Выпускник на углублённом уровне научится: демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, литературы родного края в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета; в устной и письменной форме анализировать: конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения; конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др. ) и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др. ); несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует исходный текст; ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном литературном процессе, опираясь на: понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др. );
знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений; представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления; знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия произведений читателями в исторической динамике; обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного чтения): давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата литературоведения и литературной критики, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); осуществлять следующую продуктивную деятельность: выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты; давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и др. ). Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться: использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет; опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.; пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса, в том числе современного, в его динамике; принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах, летних школах и пр. ) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант и др. ), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в специализированных изданиях, в том числе по литературе родного края.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 класс Обучающиеся должны знать: ü имена и основные произведения выдающихся авторов второй половины XIX века; ü ведущие закономерности развития литературы второй половины XIX века; ü выборочные тексты, предложенные для самостоятельного прочтения; ü основные художественные направления (реализм, критический реализм);
ü основные теоретические категории, с помощью которых анализируется художественное произведение (тема, идея, сюжет, композиция, авторский стиль и др. ); ü основные особенности эпического, лирического, драматического произведений; ü тексты, рекомендованные для заучивания наизусть. Обучающиеся должны уметь: ü анализировать произведение, воспроизводить его фабулу, отличать фабулу и сюжет эпического произведения; ü отличать эпос от лирики и драмы; ü отличать тему от идеи произведения, сюжет от композиции, называть основные средства художественной речи; ü характеризовать героев произведения; ü формулировать и обосновывать свою оценку произведения; ü связно, последовательно и доказательно излагать свои мысли в письменных работах; ü подготовить доклад, реферат на литературную тему. 11 класс Обучающиеся должны знать: ü имена и основные произведения выдающихся авторов XX века; ü ведущие закономерности развития литературы XX века; ü основные художественные направления; ü выборочные тексты, предложенные для самостоятельного прочтения; ü основные теоретические категории, с помощью которых анализируется художественное произведение (тема, идея, сюжет, композиция, авторский стиль и др. ); ü основные особенности эпического, лирического, драматического произведений; ü отличительные особенности искусств, позволяющие прибегать к параллельному анализу (литература – музыка – живопись); ü тексты, рекомендованные для заучивания наизусть. Обучающиеся должны уметь: ü анализировать произведение, воспроизводить его фабулу, размышлять об особенностях авторского видения и разрешения проблем; ü различать основные художественные направления; ü определять основные особенности литературных родов (эпос, лирика, драма); ü различать литературные жанры (рассказ, повесть, роман); ü хорошо ориентироваться в категориях: тема, идея, сюжет, композиция, средства художественной речи; ü характеризовать героев произведения; ü формулировать и обосновывать свою оценку произведения; ü связно, последовательно и доказательно излагать свои мысли в письменных работах; ü подготовить доклад, реферат на литературную тему. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ · Художественная литература как искусство слова. · Художественный образ. Художественное время и пространство. · Содержание и форма. Поэтика. · Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика. · Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков. · Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. · Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. · Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ. · Деталь. Символ. Подтекст. · Психологизм. Народность. Историзм. · Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. · Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс. · Гипербола. Аллегория. · Стиль. · Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа. · Литературная критика. III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|