Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение учебного материала




Распределение учебного материала

Класс Всего часов Урок развития речи   Урок внеклассного чтения Контрольная тестовая работа Развёрнутый ответ на проблемный вопрос Развёрнутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера Контрольное сочинение на литературную тему Текстуальное изучение произведений Резерв
10 класс

 

Кол-во часов Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся
ВВЕДЕНИЕ Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Русская литературная критика второй половины XIX века. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание. Теория литературы. Славянофильство и западничество. «Физиологический» очерк. «Чистое искусство». Антинигилистический роман. Межлитературные связи. Н. Г. Чернышевский «Что делать? » Межпредметные связи. История. Социально-историческое развитие России в середине XIX века и реформа 1861 года. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Музыка. «Могучая кучка». Изобразительное искусство. Художники-передвижники. Для внеклассного и семейного чтения. Н. Скатов. Литературные очерки. «Литературная матрица. Учебник, написанный писателями». Т. 2 Личностные: формирование гражданской позиции обучающихся как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоение некоторых элементов профессиональной деятельности ученого-филолога Метапредметные: способностьк построению индивидуальной образовательной траектории Предметные: Обучающийся характеризует факторы, повлиявшие на развитие литературы данного периода; называет основные темы и проблемы литературного периода; приводит примеры произведений, относящихся к этому периоду; определяет место русской литературы XIX века в контексте мировой культуры; составляет тезисный план выступления; выражает собственное мнение о необходимости изучения классической литературы XIX века.

ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Федор Иванович ТЮТЧЕВ (1803-1873) Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «К. Б. » («Я встретил вас — и все былое... », «Нам не дано предугадать... », «Не то, что мните вы, природа... », «О, как убийственно мы любим... », «Певучесть есть в морских волнах... », «Умом Россию не понять... », «Silentium! ”, “День и ночь», «Есть в осени первоначальной... », «Еще в полях белеет снег... », «Предопределение», «С поляны коршун поднялся... », «Фонтан», «Эти бедные селенья... » Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии. Межлитературные связи. Традиции Тютчева в поэтическом творчестве символистов, поэзии С. Есенина, Б. Пастернака и других. Ю. Нагибин «Сон о Тютчеве». Межпредметные связи. Философия. Фридрих Шеллинг. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Ф. И. Тютчева работы С. Александровского. Й. К. Штилер. Амалия Крюденер. Портрет Елены Денисьевой. 1842. Неизвестный художник. И. Левитан. Вечерний звон. «Осенний день. Сокольники», «Над вечным покоем», «Весна. Большая вода». Н. Нестеров «Молчание». Музыка. Романсы на слова Ф. И. Тютчева: С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, Г. В. Свиридова. П. И. Чайковский. Архитектура, скульптура, прикладное искусство. Памятник Тютчеву в Овстуге (автор проекта – А. И. Кобилинец). Для внеклассного и семейного чтения Ф. И. Тютчев. «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…», «Тени сизые смесились…», «29-е января 1837», «Чему бы жизнь нас не учила…» и другие стихотворения (по выбору учителя и обучающихся). Личностные: формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоение некоторых элементов профессиональной деятельности ученого-филолога Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся знает биографию поэта; ведет диалог о художественных достоинствах стихотворений поэта; классифицирует лирику (пейзажная, любовная, лирика, посвященная проблеме национальной самобытности); выразительно читает наизусть стихотворение, комментирует его; анализирует стихотворения и рецензирует результаты анализа своих одноклассников; раскрывает своеобразие символических картин природы и мимолетного состояния души человека, отмечает художественные достоинства поэтического языка; передает собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений; раскрывает мысли и чувства, переданные автором; отмечает главные мотивы стихотворений, особенности их поэтического языка (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, особенности ритмики).
Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820-1892) Жизнь и творчество. (Обзор) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи испособы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Еще майская ночь», «Как беден наш язык! Хочу и не могу... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали... », «Учись у них — у дуба, у березы... », «Шепот, робкое дыханье... », «Это утро, радость эта... », «Я пришел к тебе с приветом... », «Я тебе ничего не скажу... », «На стоге сена ночью южной... », «Одним толчком согнать ладью живую... » Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. Межлитературные связи. Традиции Фета в поэтическом творчестве символистов, поэзии С. Есенина, Б. Пастернака и других. Межпредметные связи. История. История присвоения дворянства в России. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А. А. Фета работы и картины Исаака Левитана, А. И. Куинджи. Портрет А. А. Фета работы И. Репина. О. Бенуа«Зеркальце» вБольшом Трианоне», В. Борисов-Мусатов «Куст ореха», В. Борисов-Мусатов «Реквием», И. Крамской «Лунная ночь». Музыка. Хоровые пьесы К. Жанекена. И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная». Для внеклассного и семейного чтения А. А. Фет. «Ласточки пропали…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Фантазия», «Сияла ночь. Луной был полон сад…» и другие стихотворения (по выбору обучающихся). Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы; формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для анализа стихотворения А. А. Фета Предметные: Обучающийся рассказывает о жизни и творчестве А. А. Фета; знает основные особенности его художественного мышления, способность поэта передать самые тонкие движения человеческой души; выразительно читает наизусть стихотворение, обращает внимание на музыкальную ритмоорганизацию текста; читает и комментирует стихотворения, раскрывая глубину их лирического содержания; определяет основные мотивы и темы; передает собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений; раскрывает мысли и чувства, переданные автором; отмечает главные мотивы стихотворений, особенности их поэтического языка.
Алексей Константинович ТОЛСТОЙ (1817-1875) Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: " Средь шумного бала, случайно... ", " Край ты мой, родимый край... ", " Меня, во мраке и в пыли... ", " Двух станов не боец, но только гость случайный…" Теория литературы. Композиция лирического произведения. Для внеклассного и семейного чтения. А. К. Толстой «Князь Серебряный». Стихи (по выбору учителя и обучающихся). Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры; формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоение некоторых элементов профессиональной деятельности ученого-филолога Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Предметные: Обучающийся рассказывает о жизни и творчестве А. К. Толстого; знает основные особенности его художественного мышления, способность поэта передать самые тонкие движения человеческой души; умеет выделять и аргументировано представлять основные темы, мотивы и образы поэзии; раскрывать влияние фольклора и романтической традиции; выразительно читает наизусть стихотворение, обращает внимание на музыкальную ритмоорганизацию текста.
Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821-1877) Общая характеристика. Место поэта в литературном процессе. Лирика Н. А. Некрасова. Н. А. Некрасов о поэте и поэзии. Идея гражданственности и народности в лирике Н. А. Некрасова. Своеобразие образа лирического героя. Интимная лирика поэта, её непреходящее значение. Лирическое отражение русской действительности в художественном мире Н. А. Некрасова. Крестьянская тема в лирике Н. А. Некрасова. Изображение разных сторон жизни народа. Многообразие крестьянских типов. Журнальная полемика вокруг поэзии Н. А. Некрасова. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Точность в освещении событий, простота сюжета, роль диалога. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия и принципы фольклорного восприятия мира в поэме. Художественные особенности. Своеобразие языка и стиха, стилизация устного народного творчества. Особенности композиции: путешествие как сюжетно-композиционный прием организации повествования, роль внесюжетных элементов, жанр песни в структуре поэмы; образ повествователя и авторские отступления. Поэтика «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья в поэме. Осмысление Н. А. Некрасовым судеб пореформенного крестьянства — главная проблема поэмы. Крестьяне-правдоискатели и борцы. «Люди холопского звания». Нравственная проблематика поэмы, непреходящее значение этической позиции писателя. Образы «народных заступников» в поэме. Характер Гриши Добросклонова. Идейная позиция писателя по отношению к «народным заступникам». Поэма Н. А. Некрасова — энциклопедия народной жизни середины XIX века. Творчество Н. А. Некрасова в русской критике второй половины столетия. Стихотворения: " Блажен незлобивый поэт... ", " В дороге", " В полном разгаре страда деревенская... ", " Вчерашний день, часу в шестом... ", " Мы с тобой бестолковые люди... ", " О Муза! я у двери гроба... ", " Поэт и Гражданин", " Пророк", " Родина", " Тройка", " Размышления у парадного подъезда", " Элегия" (" Пускай нам говорит изменчивая мода... " ), " Внимая ужасам войны... ", " Когда из мрака заблужденья... ", " Накануне светлого праздника", " Несжатая полоса", " Памяти Добролюбова", " Я не люблю иронии твоей... " Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). Развитие понятия о поэме. Межлитературные связи. Журнал «Современник». Деятельность В. Г. Белинского. Межпредметные связи. История. Социально-экономическое положение России после отмены крепостного права. Поражение России в Крымской войне. Эпоха реформ. Взаимодействие искусств Живопись. Н. А. Некрасов. Литография П. Ф. Бореля, И. Н. Крамской. Портрет Н. А. Некрасова. Иллюстрации к поэме С. В. Герасимова (Государственная Третьяковская галерея), Д. А. Шмаринова, картина «Нищие» художника С. А. Виноградова, картина «Деревня» Федора Васильева. Музыка. Песенная обработка «Двенадцать разбойников» – музыка Николая Маныкина-Невструева (в исполнении Ф. Шаляпина). Романсы Матюхина А. Б, Якова Пригожего, А. Н. Чернявского, А. Дагмарова, В. С. Ружицкого на стихотворения Некрасова. Архитектура и скульптура. Памятник Н. А. Некрасову в г. Ярославле (1958) скульптора Г. И. Мотовилова и архитектора Л. М. Полякова. Для внеклассного и семейного чтения. Н. А. Некрасов. «На улице», «О погоде», «Праздник жизни – молодости годы…», «Муза», «В дороге», «Огородник», «Нравственный человек» и другие стихотворения (по выбору обучающихся). Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; формирование гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоение некоторых элементов профессиональной деятельности ученого-филолога Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и проектировать деятельность; использование всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбор успешных стратегий в различных ситуациях; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем (в том числе в области литературоведения) Предметные: Обучающийся рассказывает биографию поэта; знает основные произведения и позицию Некрасова в современном ему искусстве; составляет тезисы лекции учителя; принимает участие в беседе по теме, используя уже имеющиеся знания; выразительно читает и комментирует стихотворения (со стороны идейности и художественных средств, использованных поэтом); систематизирует произведения по циклам (гражданская, любовная, пейзажная лирика); выделяет стихотворения, относящиеся к гражданской лирике, раскрывает их идейно-художественное своеобразие; объясняет, каков идеал лирического героя Н. А. Некрасова; читает и анализирует выученное наизусть стихотворение; знает содержание и особенности композиции произведения; раскрывает авторскую позицию Н. А. Некрасова как поэта разночинца-демократа; в контексте идеи произведения комментирует прочитанные отдельные главы; исходя из прочитанного, характеризует героев и поэтическое мастерство Н. А. Некрасова; выступает с дополнительными сообщениями по творчеству Н. А. Некрасова; используя цитатный материал, пишет небольшое сочинение-рассуждение на заданную тему; высказывает свое отношение к проблемам, поднятым в произведениях Н. А. Некрасова.

РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА

Александр Николаевич ОСТРОВСКИЙ (1823-1886) Общая характеристика творчества. Новаторство Островского-драматурга. Пьесы: " Доходное место", " На всякого мудреца довольно простоты", " Снегурочка", " Женитьба Бальзаминова". А. Н. Островский — мастер комедии характеров и комедии положений. Отражение русской действительности в комедиях драматурга. Приемы и способы создания комического эффекта в пьесах А. Н. Островского. Речевая характеристика персонажей. Особенности типизации в пьесах А. Н. Островского. Непреходящее значение созданных А. Н. Островским характеров. Социальная значимость сатиры А. Н. Островского. Драмы А. Н. Островского «Гроза», «Бесприданница». «Темное царство» в изображении А. Н. Островского, «семейно-денежные отношения» (Н. А. Добролюбов) как основа господства самодуров. Самодурство как социально-психологическое явление. Трагический конфликт личности с социально-бытовым укладом. «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. «Бесприданница». Новый вариант темы " горячего сердца". Власть денег как движущий мотив сюжетного действия. Новый тип конфликта. Проблема бедности и богатства как определяющий момент биографии героев. Обобщающий смысл названия драмы. Система персонажей. Характер и душа Ларисы, мотив свободного полета, связанный с ее судьбой (чайка). Психологическая драма ее судьбы. " Бесприданница" как новый тип психологической драмы Островского. Многомерность характеров, представленных в ней, новый тип конфликта, реализованный в действии (человек и мир; общество и мир). Пролог будущего, " Бесприданница" как " предчеховская" пьеса Островского. А. Н. Островский в критике (Н. А. Добролюбов. Статья " Луч света в темном царстве". Д. И. Писарев. Статья " Мотивы русской драмы" ). Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия). Реалистическая драма. Речевая характеристика в драматическом произведении. Межлитературные связи. Д. И. Фонвизин «Недоросль», А. С. Грибоедов «Горе от ума», Н. В. Гоголь «Ревизор». Межпредметные связи. Развитие русского театра. Взаимодействие искусств Живопись. Портрет А. Н. Островского работы В. Г. Перова. Эскизы костюмов. Художник А. Головин. 1916 «Гроза». Художник Б. Кустодиев. Иллюстрации к пьесе С. В. Герасимова. Музыка. В. Трамбицкий «Гроза» (опера), В. Н. Кашперов «Гроза» (опера), Леош Яначек (Брно, 1921) «Катя Кабанова» (опера), Б. В. Асафьев «Гроза» (опера), Лодовико Рокка (Италия) «Гроза» (опера). Архитектура и скульптура. Памятник А. Н. Островскому перед Малым театром (скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков, 1929) Кино. Телеспектакль «Гроза» (постановщик Б. А. Бабочкин, СССР, 1977). Для внеклассного и семейного чтения А. Н. Островский. «Свои люди – сочтемся», «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Таланты и поклонники» (по выбору обучающихся). Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоение некоторых элементов профессиональной деятельности ученого-филолога Метапредметные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитание хорошего вкуса Предметные: Обучающийся знает биографию писателя, периодизацию его творчества, наиболее известные произведения; готовит сообщения на одну из предложенных учителем тем: «Пьесы А. Н. Островского на сцене и в кино», «Гроза» в статье критика-демократа Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве»; составляет тезисный план к теме; знает и пересказывает содержание пьесы; определяет проблематику, характеризует образы пьесы, особенности ее драматического конфликта; объясняет принципы расстановки действующих лиц; объясняет смысл понятия социально-психологической драмы, отмечает ее признаки; анализирует статью Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве»; определяет отношение автора к героям; участвует в беседе (дискуссии) по содержанию пьесы; оппонируя, комментирует ответы одноклассников; комментирует, выразительно читает сцены из неё (в том числе в лицах); определяет проблемы, поднятые драматургом; анализирует текст пьесы в соответствии с заданиями (характеристика образов, раскрытие особенностей драматического конфликта, подтекста, выявление роли лирических монологов и др. ); принимает участие в диалоге по предложенному заданию; делает самостоятельные выводы об авторской позиции, идейном содержании драмы; комментирует основные положения изучаемых литературно-критических статей; дает собственную оценку произведению; сопоставляет литературные образы драм со сценическими и кинообразами.
Иван Александрович ГОНЧАРОВ (1812-1891) Общая характеристика творчества. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека. Характеры и судьбы героев. Поиски положительных начал в русской жизни. Повесть«Фрегат «Паллада»– книга путевых очерков, положившая начало «морской» литературе. «Обломов». Место романа в трилогии писателя. Функция экспозиции. Художественное время и пространство в романе. Сонный рай Обломовки. Обломов и Захар – удвоение темы духовного омертвения. Принцип сюжетной антитезы (Обломов – Штольц, Обломов – Ольга). Переосмысление проблемы любви в романе. Образ Ольги Ильинской как воплощение авторской точки зрения на проблему женской эмансипации. Символика в произведении. Авторский приговор идеалам Обломова. Русское прочтение классического конфликта сон-смерть. Наследование Гончаровым повествовательной манеры Пушкина и Лермонтова. Объективность повествовательной манеры Гончарова. Монографический характер повествования. Разностильность частей. Материализация психологического состояния героев. Функция пейзажа. Авторский лиризм. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина? » H. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).   Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика. Социально-философский роман. «Говорящая» деталь. Утопия. Автобиографизм. Межлитературные связи. Нарицательные образы – герои художественных произведений. Межпредметные связи. История. Социально-экономическое развитие России второй половины XIX века. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет И. А. Гончарова работы И. Н. Крамского. Иллюстрации к роману В. А. Табурина, С. М. Шор, В. Морозова, Г. Мазурина, М. Клячко, Н. Щеглова, Т. Шишмаревой, А. Зубчанинова, фотографии сцен спектакля «Обломов» Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, 1958 год. Кино. Х/ф «Несколько дней из жизни Обломова» (режиссер Н. Михалков, СССР, 1979). Архитектура и скульптура. Историко-мемориальный центр-музей И. А. Гончарова в Ульяновске. Для внеклассного и семейного чтения Г. И. Успенский. «Нравы Растеряевой улицы». Н. С. Лесков. «Очарованный странник». Н. Г. Помяловский «Очерки бурсы». Личностные: воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания Предметные: Обучающийся знает биографию писателя, называет этапные его произведения; знает содержание романа, его тему, идею, связь с современностью; определяет проблемы, поднятые в произведении; характеризует Обломова, определяя хорошее и дурное в его характере; комментирует отдельные отрывки из романа, обращая внимание на портретные характеристики, пейзаж, интерьер; определяет авторское отношение к героям; выражает собственное отношение к прочитанному.
Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818-1883) Жизнь и творчество. (Обзор. ) Художественный мир писателя. Особенности реализма писателя. Эстетические и этические позиции И. С. Тургенева, его участие в журнальной полемике. Герой и эпоха в романах И. С. Тургенева. Противоречия в характере Рудина. Наталья Ласунская (роман «Рудин») - тип тургеневской женщины, ее увлеченность романтическими идеалами. «Дворянское гнездо». История короткой счастливой любви. Глубина и поэтичность простых, обыденных взаимоотношений. Музыкальность и поэтичность произведения. Драматизм ситуации. Соединение любовного романа с идеологическим. Новый тип «героя времени» в романе «Накануне», широта интересов и осознанность жизненной цели. Повести " Первая любовь", " Гамлет Щигровского уезда", " Вешние воды", статья " Гамлет и Дон Кихот" в контексте творчества писателя. «Отцы и дети». Смысл названия романа. Споры о путях спасения России. Полемический пафос произведения. Идея разрыва времен. Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Противоречивость позиции Базарова. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора. Своеобразие композиции и функции природы в романе. Эстетизация пейзажа. Прозаизация стиля. Следование пушкинской традиции. Романтический субъективизм. Портретные характеристики персонажей. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева). Теория литературы. Углубление понятия о романе. (Частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). Межлитературные связи. Деятельность журнала «Современник». Межпредметные связи. История. Положение России накануне реформы. Кризис крепостнической системы. Разночинцы-демократы. Либералы. Философия. Понятие «нигилизм». Ф. Г. Якоб. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет И. С. Тургенева работы И. Е. Репина. Иллюстрации к роману Д. Боровского, И. Д. Архипова Музыка. Сюита из музыки к кинофильму «Отцы и дети» (2008) Петра Климова. Кино. «Отцы и дети» — четырёхсерийный художественный фильм (режиссёр Авдотья Смирнова, 2008). Архитектура и скульптура. Памятник Ивану Сергеевичу Тургеневу в г. Орле (1968), авторы памятника: скульптор Г. П. Бессарабский, архитекторы А. И. Свиридов и В. С. Атанов. Для внеклассного и семейного чтения. И. С. Тургенев. «Новь», «Записки охотника» (по выбору обучающихся). Личностные: воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками Предметные: Обучающийся рассказывает биографию писателя, называет его этапные произведения (с использованием знаний, приобретенных в предыдущих классах); излагая материал, оперирует уже полученными знаниями. знает содержание романа, его тему, идею, связь с современностью; формулирует проблемы, поставленные в романе, ведет диалог, раскрывая их; характеризует Базарова как нового героя нового времени; комментирует отдельные отрывки из романа, обращая внимание на портретные характеристики, пейзаж, интерьер, рассуждения героя; анализирует диалоги споров Базарова с Кирсановым; определяет авторское отношение к героям; объясняет смысл названия произведения; раскрывает смысл понятия «стиль писателя», отмечает характерные особенности стиля романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»; конспектирует статью Д. И. Писарева, использует конспект при ответе; сравнивает свое восприятие мира с мыслями, высказанными в произведении; сравнивает образ Базарова с его интерпретацией в других видах искусства; обобщает свои знания и впечатления о творчестве И. С. Тургенева.  
Федор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881) Жизнь и творчество. (Обзор). Художественный мир писателя. Особенности творческой манеры. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность произведений. Повести " Неточка Незванова", " Сон смешного человека", " Записки из подполья" в контексте творчества писателя. Великое «пятикнижие» Достоевского.  «Преступление и наказание»— первый идеологический роман. Творческая история. Русская действительность в художественном мире романа. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности. «Маленькие люди» вромане, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова. Трагические противоречия характера главного героя. Преступления и наказания в романе. Аллегорическая функция снов (сны Раскольникова, Свидригайлова). Идейные и психологические двойники Раскольникова. Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Петербург Достоевского — город униженных и оскорбленных. Символическая структура романа. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. «Идиот». Философская и идейно-нравственная проблематика романа. Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя — князя Мышкина. Трагический итог его жизни. Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Христианский идеал человека в романе. Женские образы в романе. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематике романа. «Подросток» –один из романов «пятикнижия» Достоевского. Проблема «отцов и детей». Формирование личности главного героя. Народная правда и идея нравственного «благообразия».   Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура ХХ века.   Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. Полифонизм романов Достоевского. Межлитературные связи. Использование Ф. М. Достоевским детективной схемы развития сюжета, связь с творчеством Ч. Диккенса. Межпредметные связи. История. Развитие капиталистических отношений в России второй половины XIX века. Революционный кружок М. Буташевича – Петрашевского. Идеи Фурье. Взаимодействие искусств Изобразительное искусство. Портреты Ф. М. Достоевского работы В. Перова, В. А. Фаворского, И. С Глазунова. Иллюстрации к роману Д. А. Шмаринова, О. С. Евсеева, рисунки И. С. Глазунова. Стрелка васильевского острова. Гравюра начала XIX века. Сенная площадь. Литография середины XIX века. Джотто. Воскрешение Лазаря. Музыка. Рок-опера «Преступление и наказание», автор музыки — Эдуард Артемьев, либретто А. Кончаловского, М. Розовского, Ю. Ряшенцева. Музыкальные миниатюры к фильму «Преступление и наказание», автор музыки – Артюр Онеггер Педролло Арриго " Преступление и наказание" по сюжету романа Ф. М. Достоевского (опера). Кино. Х/ф «Преступление и наказание» (1969, СССР) – режиссер Лев Кулиджанов. Архитектура и скульптура. Памятник Ф. М. Достоевскому работы скульптора Александра Рукавишникова, архитекторы М. М. Посохин, А. Г. Кочековский и А. С. Шаров. Для внеклассного и семейного чтения. Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы», «Бе
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...