Макрорегиональные типы транспортных систем: транспортная система США
Общая характеристика транспортной системы США. На территории США и Канады сформировался североамериканский тип транспортных систем. На формирование транспортной сети оказали воздействие: обширность территории и особенности ЭГП страны; большой объём выпускаемой продукции, высокий уровень товарности хозяйства; неравномерное размещение производства и населения; высокая транспортная подвижность населения; активность процессов межрайонного и международного разделения труда. Транспорт США занимает первое место в мире по многим общетранспортным показателям. Сеть путей сообщения США составляет около 1/3 мировой транспортной сети; на них приходится 40% мощности силовых тяговых средств и 1/4 грузоподъёмности всего подвижного состава. В США сосредоточено 30% мирового внутреннего грузооборота и более 35% пассажирооборота. Сеть путей сообщения всех видов транспорта хорошо развита везде, за исключением Аляски. Магистральная система сочетается с густой сетью подводящих путей (автодорог, трубопроводов). Особенности транспортной сети: 1. значительная избыточность перевозочных и перерабатывающих мощностей; 2. резкая пространственная неравномерность загрузки сети, что отражается на развитии транспортных узлов; 3. отставание в развитии морских портов; 4. отставание сетей городского общественного транспорта; 5. преобладание в сети нефтепроводов труб небольшого диаметра; 6. большая мощность грузо- и пассажиропотоков; 7. большая дальность перевозок; 8. развитие междугородных и международных сообщений; 9. многовидовость; 10. равновесность структуры; 11. высокий уровень технической оснащенности всех видов транспорта.
Для многих районов характерны перенасыщенность транспортной инфраструктурой, дублирование железных дорог автомагистралями. Это вызывает систематическое сокращение ж/д; в ряде штатов - автодорог (при качественном улучшении). Стабильны по протяженности внутренние водные пути. Медленно растут сети нефтепроводов. Транспорт развивается под воздействием производства. Сам транспорт оказывает большое влияние на его размещение, специализацию и кооперирование. С развитием автомобильного транспорта связаны процессы субурбанизации и очень высокая транспортная подвижность населения. На долю транспорта приходится около 1/4 общего потребления энергии в стране и более 1/2 всего потребления жидкого топлива. Структура транспортаСША имеет особенности. В грузообороте ни один из его видов резко не преобладает: 48,4% приходятся на железнодорожный, морской и трубопроводный, 35,3% - на автомобильный, 15,8% - на внутренний водный и 0,5% - на воздушный транспорт. В пассажирообороте наоборот: 82% обеспечивает автомобильный транспорт, 17,5% - воздушный и всего 0,5% - железнодорожный транспорт. В структуре ВВП доля транспорта составляла 2,95 % в 2007 г. В транспортной отрасли трудятся почти 4 млн. ч.. Транспортное хозяйство контролируют крупные частные компании. Государство занимается только транспортной инфраструктурой. В 70-х гг. были созданы две частно-государственные железнодорожные компании, в т. ч. «Амтрак». Железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в историческом развитии США. Строительство железных дорог, особенно трансконтинентальных магистралей, оказало большое воздействие на развитие и размещение производительных сил страны. В 1930-х гг. от океана до океана через всю страну добирались в основном поездами. Затем роль железных дорог из-за конкуренции автотранспорта стала быстро снижаться, а общая протяжённость железнодорожной сети - сокращаться. В 1913 г она составляла 413 тыс. км, в 1950 г - 360 тыс. км, в 1995 г - 195 тыс. км, в 2010 г - 227 тыс. км.
Сокращение железнодорожной сети осуществлялось за счёт ликвидации параллельных линий, построенных в периоды бума железнодорожного строительства. Отличительная черта железных дорог США - однородность, т.е. абсолютное преобладание однопутных линий; низкий уровень электрификации (всего 1%) и резкое преобладание тепловозной тяги. Это объясняется политикой нефтяных монополий, заинтересованных в железнодорожном транспорте как в потребителе нефтепродуктов. В последнее время возрождение этого вида транспорта в грузовых перевозках связано с увеличением контейнерных перевозок. Также разрабатываются проекты строительства ВСЖМ. Высокоскоростной железнодорожный транспорт практически не развит, до настоящего времени функционировала лишь одна высокоскоростная магистраль Вашингтон - Бостон, проходящая через Филадельфию и Нью-Йорк, хотя развитие ВСЖМ США начали наравне со всеми. По густоте железнодорожной сети США уступают ЕС. Грузовые перевозки осваиваются мощными локомотивами и вагонами большой грузоподъёмности. Поезда тяжеловесные. Характерны относительно низкая частота движения составов и высокая грузонапряжённость. Более 1/3 сети оборудовано усовершенствованными системами сигнализации, централизации и блокировки. Это обеспечивает резкое повышение пропускной способности однопутных линий. Быстро растут внутренние контейнерные перевозки. Это связано с территориальной концентрацией перевозок и созданием в крупных грузообразующих центрах комплексных контейнерных терминалов регионального и межрегионального значения. Крупные железнодорожные узлы: Чикаго, Детройт, Атланта, Даллас. Растёт значение мультимодальных перевозок. Пригородное пассажирское железнодорожное сообщение хорошо развито вблизи крупных агломераций. Грузооборот железных дорог составляет 2008 млрд. ткм; пассажирооборот - 20 млрд. пасс-км. Половина железных дорог находится на Севере (основной экономический район). Основа железнодорожной системы - 7 трансконтинентальных магистралей от Атлантики до Тихого океана. 1/2 всех железнодорожных перевозок приходится на линию Нью-Йорк - Чикаго. Она обслуживает «промышленный пояс» северо-востока и сельскохозяйственные районы Среднего Запада. Основные магистрали: 10 меридиональных и 10 диагональных линий. Среди них наиболее важны проходящие вдоль Атлантического и Тихоокеанского побережий и вдоль долины Миссисипи.
Автомобильный транспорт. Автомобиль - неотъемлемая часть американского образа жизни. Урбанизация и фермерский тип расселения, наличие большой сети автодорог с твёрдым покрытием, высокий уровень технического обслуживания и деятельность авто монополий способствовали быстрому развитию автотранспорта. США располагают крупнейшим в мире автопарком. Грузовой автопарк по грузоподъёмности разнообразен. Это позволяет конкурировать с железнодорожным транспортом даже в дальних перевозках (до 500 км). В США автомобиль используется в 98% всех городских перевозок, 85% всех междугородных переездов и 84% всех выездов на работу и обратно. Общая длина автодорог превышает 6,3 млн. км, т.е. более 2/5 мировой. Значительная часть из них относится к дорогам с усовершенствованным покрытием. Длина автодорог государственного значения составляет 75 440 км. Строительство автострад в США началось давно, но особенно продвинулось начиная с середины 1950-х гг., когда президент Дуайт Эйзенхауэр стал осуществлять программу сооружения сети национальных автострад. Американская автострада на основном своем протяжении - это две полосы движения в каждом направлении плюс запасная и ещё одна запасная дорога. Чаще всего полосы встречного движения изолированы, а то и вообще удалены друг от друга. Большинство автодорог находится в ведении властей отдельных штатов, на многих из них взимается плата за проезд. Примерно 13 тыс. населенных пунктов США с общим населением 85 млн. человек полностью зависят от автотранспорта, т. е. не имеют никаких других путей сообщения. Неудивительно, что на основных междугородных автодорогах напряжённость автомобильного потока обычно составляет многие тысячи машин в сутки.
Морской транспорт. Подавляющая часть внешнеторговых грузов транспортируется морскими судами. По объему морских перевозок США на 2-м месте после Японии. 3/4 морских перевозок - международные, остальные - каботажные. Большой каботаж идет через Панамский канал, малый - вдоль Тихоокеанского и Атлантического побережий. Большая часть перевозок осуществляется на судах под удобным флагом. Американские порты лидируют в области контейнерных перевозок. Это ведет к концентрации морских транспортных потоков и созданию крупных перегрузочных центров. В США насчитывается около 100 крупных портов. Из них 18 имеют грузооборот свыше 20 млн. т, в них перерабатывается до 80% всех поступающих и отправляемых грузов. По уровню концентрации работы в крупных портах США занимают 1-е место в мире. Главные морские порты: Порт Южной Луизианы, Хьюстон, Нью-Йорк, Новый Орлеан. Через порты Мексиканского залива проходит половина ввозимых и более 2/5 вывозимых грузов США. Внутренний водный транспорт. Внутренний водный транспортиграл важную роль на первых этапах колонизации США. Этому способствовали обилие рек и озёр и возможности круглогодичной навигации. Этот фактор и в настоящее время имеет важное значение, хотя недавно развитию речного транспорта мешала конкуренция железнодорожного и автотранспорта. Общая длина водных путей - 50 тыс. км. Большая их часть сосредоточена на востоке (Миссисипи и Великие Озёра). Грузооборот Миссисипи в 3 раза больше Великих озер. По ней перевозятся зерно, строительные материалы и минеральное сырьё. Из Великих озёр через реку Св. Лаврентия (в 1954 г. её углубили) есть выход в Атлантику. Большинство морских судов может входить в озёрные порты. По Великим озёрам перевозят железную руду, уголь, зерно и лес. Развитие торговли с Канадой привело к созданию крупных портов: Чикаго, Дулут, Буффало, Детройт, Кливленд. Также важна роль двух ветвей Береговых каналов. Они соединяют реки Атлантического побережья и реки Мексиканского залива. Почти 1/2 перевозок на внутреннем водном транспорте относится к международным. Перевозки по речным путям осуществляются преимущественно при помощи несамоходных барж, которые образуют составы по 20-30 барж, передвигаемые буксирами-толкачами. В последнее время всё шире используются также баржи-лихтеры, выполняющие роль плавучих контейнеровозов. Трубопроводный транспорт. Раньше всех стал развиваться в США. Также США лидируют по протяжённости трубопроводов. Основные виды трубопроводов: нефте-, газо-, пульпопроводы. По нефтепроводам перемещается 3/4 всей перевозимой нефти. Большинство трубопроводов берёт начало на Юго-Западе (Техас) и следуют на северо-восток, север и запад (Калифорния). Трансаляскинский трубопровод проходит от месторождения Прадхо-Бей на севере до порта Валдиз на юге Аляски, составляет 1280 км.
Авиационный транспорт Его роль велика во внутренних и международных пассажироперевозках. Парк самолётов гражданской авиации самый крупный в мире. Растут и грузовые перевозки. Общее количество аэропортов 15095. Из них 5 тыс. государственные, остальные - частные. Главные аэропорты: Чикаго-ОґХэйр, Атланта, Хартсфилд, Даллас-Форт-Уэрт, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Майами. Крупные авиаузлы: Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес. В США всего действует 60 авиакомпаний общего пользования, в том числе - 5 специальных грузовых и 4 вертолётных. Но три четверти сети внутренних и международных авиалиний США и 81% перевозочной работы - в руках пяти главных: Америкэн Эйрлайнз, Пан Америкэн Эйруэйз, Юнайтед Эйрлайнз, Трансуорлд Эйрлайнз, Истерн Эйрлайнз.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|