Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Линейный элемент транспортной географии городской среды




Линейным элементом транспортной географии в городской среде, являются городские улицы и дороги. Функциональность линейных элементов во многом предопределяется наличием широкого спектра факторов, определяющих современные требования исследуемой среды к транспортным коммуникациям. К таким факторам относятся: экологическая безопасность, степень благоустройства дорог их интеграция в городскую среду, сохранение архитектурного наследия, обеспечения безопасных и комфортных условий движения подвижного состава.

Современное состояние линейных элементов в городской среде, характеризируется низким показателем развития улично-дорожной сети. Отсутствие развитой сети приводит к тому, что движение как внутреннего транспорта, так и внешнего – транзита обслуживается сетью улиц, в первую очередь жилых и центральных районов. Нарушается важнейший принцип функциональной специализации различных классов улиц и дорог в городской среде, который положен в основу как норм проектирования улично-дорожной сети, так и современных принципов организации дорожного движения.

Отличительной особенностью линейных элементов в городской среде в рассматриваемый период, от ранее существующих, есть неоднородность состава транспортных потоков и значительная доля в них грузового транспорта. В настоящий момент структура транспортных потоков в границах городской среды сближается (и будет сближаться в дальнейшем) с составом движения в европейских.

Вместе с тем зарубежные характеристики линейных элементов в городской среде принципиально отличаются от рассмотренных выше украинских. Эти различия обусловлены особенностями и задачами организации движения, которые возникают в условиях высокого уровня автомобилизации, плотных транспортных потоков. Функциональная классификация в США и Канаде строится на соотношении функций “обслуживание движения – обслуживание доступа” (traffic circulation versus access).

Обслуживание поездок на большие расстояния (для обозначения применяются термины «traffic circulation, circulation, mobility») является главной функцией транспортных коммуникаций высших категорий (arterials, principal arterials). В американских и канадских текстах по городской планировке используются термины доступ (access), доступ к владениям (property access), доступ к территории (land access). Регламентирование въездов/выездов на основную проезжую часть и обратно (access) рассматривается по многим позициям. Нормы на размещение примыканий местных проездов, геометрические стандарты их проектирования учитывают количество и характер конфликтных точек, возникающие помехи движению основного транспортного потока, снижение пропускной способности, безопасность движения пешеходов.

В целом классификации и стандарты проектирования подчинены решению важнейшей задачи – получению такого распределения потоков, при котором движение на большие расстояния обслуживается дорогами высших категорий, а местная сеть лишь обеспечивает обслуживание прилегающих территорий (access).

Таблица 2.1 – Классификация линейных элементов в городской среде

В соответствии с этим, обязательными элементами классификации являются:

ü городские дороги (freeways, expressways);

ü магистральные улицы (Arterial streets);

ü "собирающие" улицы (Collector streets);

ü местные улицы (Local streets).

В результате такой технической и градостроительной политики городские дороги играют ведущую роль в обслуживании возрастающих транспортных потоков, что убедительно подтверждается данными статистики. Городские скоростные дороги (Freeways и Expressways), составляли на 2010 год всего лишь 2,7% суммарной протяженности сетей урбанизированных территорий, но обслуживали 34,5% всего пробега. С 1990 г. пробег в пределах городских территорий США возрос на 30,6%, при этом наибольший рост отмечается именно на дорогах высших категорий, т.е. в 1,3 раза больше, чем по всем категориям суммарно и в 1,75 раза больше, чем на местной сети. Этот тренд убедительно показывает необходимость формирования сетей городских дорог в крупных и крупнейших украинских городах.

Анализ европейских классификаций и основных норм проектирования проводится в рамках программ Европейской Комиссии в виде специального проекта ARTISTS, целью которого является разработка концепции “Устойчивых магистральных улиц” (Sustainable Arterial Streets). Европейские классификации по сравнению с североамериканскими отличаются гораздо большим разнообразием. В результате сопоставления классификаций, используемых только в странах-участницах проекта, выявлено 14 критериев (табл.2.2), в том число таких как: поперечный профиль улицы; форма застройки; озеленение; характер среды улицы; характер городской среды; пространственная структура; визуальная ось; пространственная интеграция; морфология городской среды; структурная роль улицы; роль улицы как коммуникационного коридора; роль улицы на уровне городского района; использование прилегающих территорий и фронта застройки; наличие центров и т.д.

 

Таблица 2.2 – Основные критерии классификации городских улиц и дорог проекта ARTISTS

 

Таким образом, мировые аналоги линейных элементов в городской среде должны выполнять следующие функции:

– транспортные функции:

– функции транзита – пропуск потоков между разными районами города (внутригородской транзит) и внешних транзитных потоков;

– функции обеспечения доступности – транспортное обслуживание городских районов (движение в районы и из них);

– функции формирования городской среды – формирование городского ландшафта, условия размещения застройки, ориентация;

– социальные функции – условия проживания и работы, совершения покупок, отдыха, передвижений пешком и т.д.;

– экологические функции – городской микроклимат, воздушная циркуляция и качество воздуха, состояние фауны и флоры, рекреация;

– экономические функции – влияние на экономическую ситуацию в городе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...