Прикладные логистические механизмы в системе обеспечения экологической безопасности транспорта в городской среде
При всей важности транспортной географии в городской среде как неотъемлемого элемента экономики муниципальных образований необходимо учитывать его весьма значительное негативное воздействие на окружающую среду. Известно, что особенно резко эти воздействия ощущаются в городской среде, возрастая по мере увеличения плотности населения. Эта закономерность справедлива и в отношении транспорта, который в большинстве случаев концентрируется вокруг так называемых пунктов тяготения – там, где зарождаются, объединяются, распыляются и поглощаются грузовые и пассажирские потоки в границах городской среды. Городская среда неразрывно связана с таким понятием, как транспорт. Воздействие разных видов транспорта на городскую среду проявляется неодинаково. Если по усредненным данным, полученным по разным методикам, построить условный рейтинговый ряд, то по возрастающим значениям негативных влияний он будет выглядеть так: троллейбус, трамвай, автобус, грузовой транспорт. Если рассматривать, к примеру, фактор загрязнения воздушного бассейна отработанными газами, то становится очевидным, что загрязнение определяется эксплуатацией автобусного и вообще автомобильного транспорта, влияние же городского электрического транспорта в этом случае практически отсутствует. Менее резко отличаются шумовые характеристики, но и здесь, если уровень шума, образуемого большинством эксплуатируемых в стране автобусов, устойчив в пределах 85-90 дБа, а троллейбусами на уровне 76 дБа. На сегодняшний день существует ряд практических подходов обеспечения экологической безопасности транспорта в городской среде, основанных на принципах «городской логистики» и используемых в европейских странах (табл.2.4)
Таблица 2.4 – Примеры городских логистических схем
Продолжение таблицы 2.4
Городская логистика, основана на механизмах, обеспечивающих экономический результат принимаемых решений и экологическую безопасность в сложной городской среде. Городская логистика обеспечивает комплексный подход в организации, планировании, управлении и контроле логистических процессов в объединенном бизнесе сложной городской среды. Инновационный механизм «городская логистика» базируется на пятерке базовых принципов: 1) Обеспечение мобильности населения транспортных районов городской среды; 2) Рационализация уровня потребностей в грузовых транспортных услугах, предоставляемых системам жизнеобеспечения; 3) Обеспечениефункционального зонирования транспортной сети в городской среде;
4) Обеспечение «транзитного потенциала» транспортных сетей городской среды в существующих рамках концепций экологической безопасности и безопасности дорожного движения; 5) Обеспечение безопасности линейных элементов улично-дорожной сети, формирующих городскую архитектуру транспортного каркаса городской среды. Пятый базовый принцип городской логистики включает в себя две оценки безопасности: а) безопасность дорожного движения; б) экологическая безопасность. В качестве оценки экологической безопасности транспорта в городской среде, рекомендуется показатель плотности транспортного потока q, образующего «сгусток», как элементарную составляющую транспортного потока:
q = N / T (2.7)
где
N – количество подсчитанных транспортных средств, ед. T – промежуток времени, час.
Плотностьтранспортного потока является пространственной характеристикой, определяющей степень стесненности движения на полосе дороги. Ее измеряют числом транспортных средств, приходящихся на 1 км протяженности дороги. Предельная плотность достигается при неподвижном состоянии колонны автомобилей, расположенных вплотную друг к другу на полосе. Предельное значение q max составляет 170–200 авт./км в зависимости от состава потока. На рис. 2.20 представлены зависимости между плотностью, скоростью, интенсивностью и оценкой вредных выбросов транспортного потока. Зависимость между скоростью и плотностью монотонно убывает. Зависимости между скоростью и интенсивностью, а так же между интенсивностью и плотностью являются параболами и имеют точку перегиба в значении максимальной интенсивности транспортного потока, соответствующую неким значениям скорости vm и плотности qm потока. С увеличением интенсивности транспортного потока до Nmax, и при определенной его плотности qm, количество выбрасываемых при работе транспорта веществ достигнет своей максимальной точки mmax, а следовательно, оценка экологической безопасности муниципального транспорта достигнет своего минимального значения.
Рис.2.20 – Зависимости между плотностью, скоростью, интенсивностью и экологической безопасностью транспортного потока в городской среде
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО 2 РАЗДЕЛУ
1. Дайте определение понятию «Городская среда». 2. Какие показатели определяют городскую среду? 3. Перечислите базовые виды территорий в городской среде. 4. Понятие «Селитебная территория». 5. Перечислите основные территориальные функции транспорта в городской среде. 6. Что является основным объектом изучения географии транспорта в городской среде, дать определение. 7. В чем отличие территориальной транспортной системы в городской среде от транспортной системы? 8. Какие показатели включают в себя транспортные системы в городской среде? 9. Дайте определение понятию «Интегральная транспортная доступность в городской среде». 10. Что изучает отраслевая география транспорта? 11. Что изучает региональная география транспорта? 12. Раскройте суть немецкой школы географии транспорта. 13. Раскройте суть французской школы географии коммуникаций. 14. Перечислите основные направления польской школы географии транспорта. 15. Сколько этапов включает в себя процесс урбанизации развития промышленных районов больших городов? 16. Перечислите ряд недостатков при использовании железной дороги в промышленных районах. 17. Что является линейным элементом транспортной географии в городской среде? 18. Перечислите факторы функциональности линейных элементов. 19. Какие функции должны выполнять мировые аналоги линейных элементов? 20. Что представляет собой архитектура линейных элементов в городской среде (ЛЭГС)? 21. Чем определяются основные свойства ЛЭГС? 22. Дайте определение понятию «Транзит» в городской среде. 23. Что обслуживает система «транзит» промышленных ситирайонов (СТПС)? 24. Охарактеризуйте типовую вершину графа СТПС «Метро». 25. Охарактеризуйте типовую вершину графа СТПС «Автобус». 26. Охарактеризуйте типовую вершину графа СТПС «Трансфер». 27. Охарактеризуйте типовую вершину графа СТПС «Паратранзит». 28. Дайте определение понятию «Плотность транспортного потока». 29. При каких обстоятельствах достигается предельная плотность транспортного потока? 30. Охарактеризуйте логистические механизмы в системе обеспечения экологической безопасности транспорта в городской среде. РАЗДЕЛ 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|