Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и методологические основы курса




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Донецкий национальный университет

Экономический факультет

Кафедра РРПС

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По дисциплине «Региональная экономика»

(для студентов экономических специальностей)

Донецк 2008 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Донецкий национальный университет

Экономический факультет

Кафедра РРПС

Утверждено:

Советом факультета

Протокол № от «» 2008

Председатель Совета

Г.А. Черниченко

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По дисциплине «Региональная экономика»

(для студентов экономических специальностей)

Донецк 2008 г.

 

УДК: 332.1 (075)

ББК: УО 46.1 я 73

Рецензенты: В.В. Краснова д.э.н.,

Л.А. Лутай д.э.н.

 

 

Региональная экономика: учебно-методическое пособие

/Гавриленко С.Н., Шевцова В.И., Чижикова О.А., Черноиванова Е.Н., Дубель В. М., Хаджинова Г.П. /Под общ. ред. проф., д.э.н. Черниченко Г.А..- Донецк.: ДонНУ, 2008.- …с.

 

В учебно-методическом пособии отражены теоретические основы региональной экономики, определено содержание природно-ресурсного и трудоресурсного потенциала, оценены их составляющие в Украине. Проанализировано состояние и перспективы развития межотраслевых комплексов и регионов Украины. Рассмотрены международные экономические связи Украины и её интеграция в европейские и другие мировые структуры.

Рекомендуется студентам, аспирантам и преподавателям экономических специальностей, всем, кто интересуется региональной экономикой.

 

 

Научный редактор: Черниченко Г.А.

 

Введение

Радикальная трансформация социально-экономических структур, которая осуществляется в Украине, определяет необходимость научного обоснования принципиально новых методологических основ изучения процессов размещения производительных сил страны и оптимизации территориальной структуры экономической системы.

Главная задача науки о размещении производительных сил и региональной экономики – концептуальное обоснование оптимального размещения производительных сил на основе сбалансированного развития всех подсистем с целью достижения высокой производительности экономики и укрепление независимости государства.

Задачи курса «Региональная экономика» состоят в предоставлении студентам необходимых знаний относительно новейших тенденций развития этой области науки, формирование у них умений и практических навыков при решении практических вопросов размещения производительных сил с учетом демографических, социальных и экологических факторов.

Современная хозяйственная система функционирует в условиях довольно сложных экономических взаимосвязей, анализ которых требует серьезной профессиональной подготовки и глубоких знаний теоретических основ региональной экономики, принципов территориальной организации производства, мировых тенденций развития производительных сил.

Овладение методологией прогнозирования, тенденций развития производительных сил на ближайшую и отдаленную перспективу возможно лишь на основе глубоких знаний как теоретических, так и прикладных аспектов организации территориального хозяйствования.

Предлагаемое пособие структурно состоит из таких взаимосвязанных разделов: теоретические основы региональной экономики; хозяйственный комплекс Украины, его структура и трансформация в рыночных условиях; характеристика межотраслевых комплексов и экономики регионов Украины; международные экономические связи Украины и её интеграция в европейские и другие мировые структуры. Оно содержит изложение основных тем из учебного курса, вопросов для самостоятельной работы студентов, которые содействуют лучшему овладению теоретическими и прикладными вопросами региональной экономики. В пособии использованы: собственные наработки авторов, научные работы по соответствующей тематике, энциклопедические, справочные и периодические издания.

Авторский коллектив: Гавриленко С.Н. к.э.н.- 2, 5, 7 темы, Шевцова В.И. к.э.н. – 4 тема, Чижикова О.А. к.г.н. - 5 тема, Черноиванова Е.Н. к.э.н. – 1, 10 темы, Дубель В.М. – 8, 9 темы, Хаджинова Г.П. – 3 тема, введение. Научный редактор: д.э.н.,проф.Черниченко Г.А.

.

 

 

Тема 1 Предмет, методы и задачи курса «Региональная экономика»

План

1 Основные понятия, предмет и задачи курса «Региональная экономика»

2 Методы и методологические основы курса

3 Структура курса «Региональная экономика»

 

Основные понятия, предмет и задачи курса

«Региональная экономика»

Рациональное размещение производительных сил является одним из важнейших факторов возрастания экономического могущества Украины. К производительным силам принадлежит все то, что участвует в производстве и жизнеобеспеченности общества, а конкретно – трудовые, природные, финансовые ресурсы и средства производства или производственные фонды, а также научно-технический потенциал. Трудовые ресурсы это субъективные, а средства производства объективные элементы производительных сил.

РПС и РЭ – отрасль экономической науки, изучение которой имеет не только теоретическое, но и важное, практическое значение, т. к. знание закономерностей, принципов и факторов развития и размещения производительных сил, ведет к повышению эффективности общественного производства и к снижению затрат на выпускаемую продукцию. Эта наука возникла и развивается в тесной связи с практическими запросами и потребностями человеческого общества.

Производительные силы (ПР) – система материальных элементов итрудовых ресурсов, а также отношений между ними, которые в процессе экономической деятельности обеспечивают производство материальных благ и услуг для удовлетворения потребностей общества.

Другими словами ПС совокупность средств производства и людей, производящих их.

Средства производства в свою очередь состоят из средств труда и предметов труда. Средства труда – вещи, с помощью которых люди воздействуют на природу и предметы труда для получения материальных благ (станки, машины). Предметы труда – все то, к чему прилагается человеческий труд и подвергается обработке для личного и производственного потребления (уголь, лес, вода, земля). Способ производства – производительные силы и производственные отношения.

Пространственное рассредоточение трудовых ресурсов и предметов работы, как правило, не совпадает, поэтому процесс их территориального объединения получил название размещения производительных сил. Существует ряд определений РПС как науки:

Алаев Э.Б., определил РПС как динамическое состояние распределения производительных сил на территории соответственно предметам работы, социальных и экономических условий определенных регионов и особенностей территориального разделения труда данной социально - экономической системы.

По Кистанову и Копылову наука, которая занимается размещением производительных сил - изучает условия, особенности и эффективность территориального размещения общественного производства и его развития, как в отдельных государствах, так и их группах и районах, т.е. всей территориальной организации хозяйства.

Под условиями - имеются в виду экономические и природные предпосылки рассматриваемых процессов (технический прогресс, минерально-сырьевые ресурсы); под особенностями - их структурные качества (территориальная и отраслевая структуры); под эффективностью - экономическая, социальная, экологическая результативность (степень достижения соответствующих целей).

Традиционное употребление двух родственных терминов (синонимов): «район» и «регион», которые часто встречаются в научной литературе, но трактуется по-разному:

Район (по Алаеву) – территория, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории.

Чаще всего, исходя из принятой официальной терминологии, термин «район» ассоциировался с административной сеткой, в то время как термин «регион» более эластичный и свободен от территориально-административных привязок.

Регион (по Ю. Гладких, А. Чистабаеву) – территория, отличающаяся исторически сложившимися особенностями, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий, в ряде случаев, может объединять территории нескольких смежных субъектов.

Иными словами, регион – это территория, представляющая собой хозяйство в миниатюре, которая по совместительству своих элементов отличается от других территорий, характеризуется единством, взаимосвязанностью составляющих и целостностью. В такой формулировке термин «регион» является синонимом термина «район». Самая главная характеристика региона – его целостность. Регион представляет собой единство трех сред: природной, материальной (сделанной человеком) и социальной. Региональная целостность предполагает территориальную целостность и неделимость.

С понятием «регион» связан термин «региональная экономика» – научное направление, которое изучает закономерности размещение производительных сил и районов. В начале 70-х гг. XX в. академик Некрасов Н. определил региональную экономику как «науку о регионах», основной задачей которой является широкое комплексное изучение совокупности экономических и социальных факторов с целью формирования производственно-технической и социально-культурной базы отдельного района и всей системы экономических районов страны.

 

 

Региональная экономика(РЭ) - экономическая наука, изучающая общие закономерности, факторы, проблемы и перспективы развития регионов.

РЭ исследует совокупность всех экономических, социальных факторов и явлений, обуславливающих формирование и развитие ПС, а также социальных и политических процессов в пределах конкретных регионов.

Региональная политика – сфера управления экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном и региональных аспектах.

Стратегия РЭ – долговременные и принципиально важные решения по перспективному размещению производительных сил всей страны, крупных регионов и областей, а также отдельных, ведущих отраслей специализации экономики.

Тактика – кратковременные, текущие экономические действия в отношении производительных сил отдельных территорий и отраслей.

Предметом науки РЭ является пространственная организация производительных сил на разных уровнях: населенный пункт, район, область, автономная республика, экономический район, страна в целом, а объектами изучения являются такие элементы пространственной (территориальной) организации производительных сил как потенциал трудовых и природных ресурсов, социальная инфраструктура, территориальная и отраслевая системы хозяйствования.

Эффективное (рациональное) РПС рассматривается как основа и главная составляющая часть региональной экономики

Целью РЭ, как науки, является экономическое, демографическое и экологическое обоснование существующего и перспективного РПС и РЭ, а также оптимизации их современного характера, повышения социально-экономической эффективности общественных затрат.

Курс РЭ должен формировать у студентов знания и практические навыки для решения сложных экономических, социальных, экологических задач при обосновании и размещении производительных сил с учетом конкретных ситуаций.

Цель дисциплины: усвоение студентами теоретических и практических основ размещения и территориальной организации производительных сил Украины, современного состояния и основных направлений регионального развития экономики в условиях рыночных отношений, формирование экологических знаний, мышления и эколого-экономического сознания у будущих экономистов.

Задачи дисциплины:

* обеспечение знаний студентами экономического развития и РПС;

* усвоение теории региональной экономики и регионального развития;

* овладение студентами знаний о территориальной и отраслевой структуре хозяйственного комплекса Украины и ее регионов; о месте международных экономических связей в экономическом развитии страны и ее регионов;

* познание закономерностей взаимодействия человеческого общества и геосферы, специфики антропогенного влияния на среду, путей обеспечения сбалансированного развития общества и природы.

Наука о РПС по содержанию является близкой к социально-экономической географии и региональной экономике. Производительные силы имеют не только территориальный аспект развития, они изучаются и другими науками. Например, если они рассматриваются с точки зрения производственных отношений, то они являются объектом изучения экономической теории (политэкономией), если – рассматриваются во времени, они изучаются историей, в пространственном отношении – экономической и социальной географией. РЭ тесно связана с микро и макроэкономикой, другими науками.

 

Методы и методологические основы курса

Методология – учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методологические основы формируются в совокупности экономических законов и основных категорий РЭ (например, отраслевой и территориальной структуры хозяйства) и систематизации методов их познания.

Любая наука использует различные методы исследования, которые для курса РПС и РЭ можно условно разделить на такие группы:

* общенаучные (метод диалектического материализма, системного анализа);

* междисциплинарные (исторический, математический);

* экономические (балансовый, статистический);

* специальные (картографический, информационный).

В научных исследованиях РПС и РЭ используются методы, которые могут применяться для достижения поставленной цели. В частности, для анализа ситуации и конкретных расчетов, используются экономико-математическое моделирование, картографический, сравнительно-географический, статистический и другие методы.

При изучении курса РПС и РЭ в первую очередь используется такой ряд методов:

Программно-целевой метод в условиях формирования рыночных отношений приобретает большое значение для подготовки и разработки комплексных программ по отраслям и территориям, охватывающим все этапы работы от сбора фактических данных, оценки свойств территориальных систем, установления закономерности их функционирования, прогноза развития до экспертизы проектов, связанных с изменением территориальных систем.

Метод системного анализа включает всестороннее изучение каждой из территориальных систем, ее внешние и внутренние связи, рассматривает целостность системы хозяйственного комплекса страны. Анализ и синтез явлений и процессов РПС и комплексного развития регионов особенно важен в современных условиях.

Балансовый метод позволяет увязать объемы производства с различными видами ресурсов региона, капитальными вложениями, трудовыми затратами и установить необходимые пропорции (в общем виде «приход-расход»). Это прежде всего общий баланс производства и распределения общественного продукта, внешне торговый или топливно-энергетический балансы и др.

Статистические методы служат для обработки и анализа многообразной количественной информации, характеризующей территориальные аспекты социально-экономических явлений. Позволяют наглядно представить как временной срез процессов и явлений, так и их динамику по всей стране, регионам или в сравнении с другими странами, а также оценить надежность и точность выводов, сделанных на основе статистического материала.

Метод экономико-математического моделирования позволяет рассчитывать варианты поведения систем при различных данных и выбрать оптимальный вариант (минимум затрат при максимуме производства), используются квадратные и прямоугольные матрицы, линейное программирование, построение графиков и др.

Моделирование – упрощенное воспроизведение реальности, отражающее в обобщенной форме ее существенные черты и взаимосвязи. В арсенале системного моделирования – логические, блоковые, матричные, картографические и др. модели.

Описательный метод – один из самых древних методов, но продолжает широко использоваться, представляет происходящие в реальности процессы и их развитие во времени при помощи определенной терминологии. Помогает предсказать будущие изменения при заданных условиях и при существующих закономерностях.

Сравнительно-географический метод дает возможность сопоставить ряд территориальных единиц с помощью математических, статистических и др. приемов.

Картографический метод необходим для познания территориальных экономико-географических процессов и особенностей размещения хозяйства и населения в разрезе стран и отдельных регионов. Картографические методы остаются самыми популярными в современной географии, региональной экономике, экологии. Без карты нет географии и многих других наук.

Баранский Н. Н. сказал: “От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается”.

Исторический метод позволяет выявляет с помощью сравнения исторических явлений общие особенности и основные тенденции их развития.

Реклю Э.: «История есть география во времени, география – история в пространстве».

Дистанционные (аэрокосмические)методы – общее название методов изучения Земли с летательных аппаратов – воздушных или космических. В состав этих методов входят аэросъемка, космическая съемка, дешифрирование снимков, а также визуальные наблюдения (осмотр территории с борта летательного аппарата).

Информационный метод – использование ЭВМ, ПК и компьютерных сетей (в т.ч. Интернета) для обработки больших объемов информации по странам, их районам и миру в целом. Возникло геоинформационное моделирование, которое позволяет получать, развивать, накапливать и передавать в научный оборот новые виды текстов (информации), изображений, сцен – комбинированных, многомерных, объемных, динамичных и пр.

Чем больше методов использует специалист в исследовании, тем точнее анализ, т.е. нельзя пользоваться только одним методом и студенты – экономисты уже в курсовой работе (введении) должны указать какими методами они пользовались.

Экономическая наука начала активно исследовать вопросы РПС в ХІХ в. Теорий размещения производств, как таковых, в то время не было. Однако, развитие экономических наук происходило не только за счет анализа, но и через создание основ рыночной теории размещения производства, основоположниками которой, являются: Йоган Тюнен, Альфред Вебер, Август Леш, Вальтер Кристаллер, Джон Фридман, Т. Хегерстранд, П. Хаггет и другие.

Проблемы РПС и РЭ были и есть в центре внимания советской и украинской науки, ученых экономистов и экономистов-географов. Весомый вклад в развитие науки внесли

- советские ученые: И.Г.Александров, Н.Н.Некрасов, Н.Н.Баранский, Н.Н.Колосовский, Ю.Г.Саушкин, А.Т.Хрущев, А.Н.Алымов и др,

- украинские ученые: К.Г.Воблый, О.Т.Диброва, С.И.Дорогунцов, М.М.Паламарчук, Ф.Д.Заставный, Н.Д.Пистун, О.И.Шаблий и др

В системе Национальной Академии наук Украины длительное время функционирует Совет по изучению производительных сил Украины (СОПС)- это свидетельствует, что РПС и РЭ была официально признана в нашем государстве, а труды этого научного заведения использовались государственными плановыми органами при обосновании размещения нового строительства и формирования территориальной структуры хозяйства всей страны и отдельных регионов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...