Необходимость и значение оценки финансового состояния предприятия
Введение
Анализ финансово-хозяйственной деятельности позволяет оценить экономическую жизнеспособность предприятия на текущий момент и обозримую перспективу. Применение методик финансового анализа в России приобрело особое значение, так как страна переживает трудный период перехода к новой системе организации экономики, управление которой основано на использовании рыночных механизмов. Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывают необходимость использования новых методик финансового анализа, соответствующих условиям рыночной экономики. Благодаря появлению и активному использованию таких методик в России, улучшиться способность заинтересованных субъектов адаптироваться к происходящим переменам в части финансового планирования и управления. Это несомненно принесет успех им и экономике в целом, ибо неправильное распределение финансовых ресурсов тормозит ее развитие. Эффективное распределение ресурсов жизненно важно для оптимального развития экономики. Объектом исследования настоящей работы является Государственное унитарное предприятие «Челябинский электровозоремонтный завод». Предмет исследования настоящей работы – финансовое состояние Государственного унитарного предприятия «Челябинский электровозоремонтный завод» и обоснование путей его улучшения. Цель работы заключается в разработке конкретного плана мероприятий по улучшению финансового состояния ГУП ЧЭРЗ на основе теоретически обоснованной методики анализа финансового состояния. Как мне представляется, поставленная цель предполагает решение ряда задач, основными из которых являются следующие:
1. Раскрыть общетеоретические аспекты анализа финансового состояния на предприятии. 2. Определить сущность, методы и информационную базу финансового анализа. 3. Рассмотреть методологию и основные принципы построения аналитических балансов. 4. Определить содержание и основные процедуры углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности. 5. Провести анализ финансового состояния ГУП ЧЭРЗ, выявить проблемы и определить пути их решения. В процессе данной работы были использованы следующие научно-исследовательские аналитические методы: 1. Горизонтальный; 2. Вертикальный; 3. Трендовый; 4. Метод финансовых коэффициентов; 5. Сравнительный; Работа выполнена на основе нормативного материала, документов бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП ЧЭРЗ, научно- и учебно-экономической литературы, а также изданий периодической печати, таких как «Экономист», «Российский экономический журнал», «Финансы» и др.
Глава 1. Оценка финансового состояния предприятия – неотъемлемая часть финансового менеджмента
Необходимость и значение оценки финансового состояния предприятия
В условиях осуществления реструктуризации экономики, ее технологической перестройки значительно возрастают роль и значение своевременного и качественного анализа финансового состояния предприятия и изыскание путей его укрепления, повышения финансовой устойчивости предприятия. Финансовое состояние предприятия должно систематически и всесторонне оцениваться с использованием имеющихся видов и методов анализа, комплекса разнообразных показателей. Это позволит: — критически оцепить финансовые результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние как в статике за анализируемый период, так и в динамике за ряд периодов;
— определить "болевые" точки в финансовой деятельности предприятия; — пути более эффективного использования финансовых ресурсов, рационального их размещения. Нерациональность использования финансовых ресурсов приводит к низкой платежеспособности предприятия и, как следствие, к возможным перебоям в снабжении, производстве и реализации продукции, к невыполнению плана прибыли, снижению рентабельности предприятия, к увеличению экономических санкций. Целью анализа финансового состояния предприятия является получение ключевых параметров, дающих объективную и всестороннюю оценку финансового состояния предприятия, и определение на этой основе конкретных путей улучшения организации финансов. Задачами анализа финансового состояния предприятия являются: • исследование рентабельности и финансовой устойчивости предприятия; • определение эффективности использования финансовых ресурсов; • оценка положения хозяйствующего субъекта на финансовом рынке и количественная оценка его конкурентоспособности; • объективная оценка ликвидности, платежеспособности, финансовой стабильности; • определение и оценка мер, направленных на устранение выявленных недостатков и повышение экономической отдачи финансовых ресурсов; • изучение эффективности использования имущества (капитала) предприятия; • исследование платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости и стабильности предприятия, его прибыльности (рентабельности); • определение обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами и анализ их использования; Особенно возрастает значение своевременной и объективной оценки финансового состояния предприятий в современных условиях внедрения разнообразных форм собственности, поскольку ни один собственник не должен пренебрегать потенциальными возможностями наращивания прибыли (дохода) фирмы, которые можно выявить тол ько на основе своевременного и объективного финансового анализа предприятия. Зависимость размера прибыли и дохода любого предприятия от его платежеспособности, а также дифференциация процентных ставок и режима кредитования с учетом финансового состояния предприятия, требуют осуществления систематического анализа.
Кроме того, анализ финансового состояния предприятия является необходимым этапом для разработки планов и прогнозов финансового оздоровления предприятий. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовое состояние предприятий, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. В результате финансового анализа менеджер получает относительно небольшое количество основных, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия. При этом в ходе анализа менеджер может ставить перед собой различные цели: • анализ текущего финансового состояния; • проекция на перспективу. Сложившаяся практика осуществления анализа финансового состояния предприятия уже выработала определенные приемы и методы осуществления такого анализа. Использование видов, приемов и методов анализа для конкретных целей изучения финансового состояния предприятия в совокупности составляет методологию и методику анализа. Дескриптивные модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности. Предикативные модели — это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов и прибылей предприятия, его будущего финансового состояния. Наиболее распространенные из них: • расчет точки критического объема продаж, • построение прогностических финансовых отчетов, • модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные и регрессионные модели). Нормативные модели — это модели, которые позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с нормативными, рассчитанными на основе норматива. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий и анализа отклонений фактических данных от этих нормативов. Финансовый анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.
Таким образом, в ходе анализа финансового состояния предприятия могут использоваться самые разнообразные приемы, методы и модели анализа. Их количество и широта применения зависят от конкретных целей анализа и определяются его задачами в каждом конкретном случае. Финансовый анализ осуществляется с помощью различных моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Основных типов показателей, применяемых в процессе анализа финансового состояния предприятия, три: • дескриптивные, • предикативные и • нормативные. Дескриптивные модели являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: • построение системы отчетных балансов; • представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах; • вертикальный и горизонтальный анализ отчетности; • система аналитических коэффициентов; • аналитические записки к отчетности. Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют результаты финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности предприятия. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения. Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывает необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности. Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами- пользователями информации о деятельности предприятия. Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам- целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам- выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.
Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы. В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа. Основным источником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланс предприятия (Форма №1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (Форма № 2 годовой и квартальной отчетности). Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (Форма № 5 годовой отчетности). Указанные формы утверждены Министерством финансов Российской Федерации для годового бухгалтерского отчета за 1994 год, а форма №1 и №2 - и для квартальной отчетности 1995 года. Эти источники информации удобны в первую очередь тем, что можно не подготавливая данные для анализа уже на основании баланса предприятия (Форма №1) и (Форма №2) сделать сравнительный экспресс-анализ показателей отчетности предприятия за предыдущие периоды. Во-вторых: с появлением специальных автоматизированных бухгалтерских программ для анализа финансового состояния предприятия, удобно сразу после составления форм отчетности не выходя из программы произвести на основании готовых форм бухгалтерской отчетности с помощью встроенного блока финансового анализа простейший экспресс-анализ предприятия. Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, при этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния. Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации. Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур. Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. Необходимо также аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления. Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности. Практика финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов: горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом; вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом; трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ; анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей; сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными; факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов. Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа. Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот. В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга информацией. Особенностями внешнего финансового анализа являются: n множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия; n разнообразие целей и интересов субъектов анализа; n наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности; n ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия; n ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора; n максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия. Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть всех секретов успеха или неудач в деятельности предприятия. Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют: n анализ абсолютных показателей прибыли; n анализ относительных показателей рентабельности; n анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия; n анализ эффективности использования заемного капитала; n экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов. Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и другие данные системного бухгалтерского учета. Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок. Особенностями управленческого анализа являются: n ориентация результатов анализа на свое руководство; n использование всех источников информации для анализа; n отсутствие регламентации анализа со стороны; n комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия; n интеграция учета, анализа, планирования и принятия решения; n максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Результаты финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации представляют интерес для различных категорий аналитиков: управленческого персонала, представителей финансовых органов, аудиторов, налоговых инспекторов, работников банковской системы, кредиторов и т.п. Оценка результатов деятельности, как правило, осуществляется в рамках финансового анализа. Основными аналитическими методами являются: построение системы взаимосвязанных аналитических таблиц; углубленный анализ отдельных разделов и статей баланса; факторный анализ при помощи системы жестко детерминированных моделей. Коротко охарактеризуем их. Построение системы взаимосвязанных аналитических таблиц - это аналитические расчеты, оформляемые обычно последовательно в виде взаимосвязанных таблиц, которые включают: оценку выполнения финансового плана; расчет суммы хозяйственных средств, находящихся в распоряжении коммерческой организации; анализ состава и размещения хозяйственных средств, анализ состояния источников образования средств, анализ использования собственных оборотных средств; анализ целевого использования оборотных средств; анализ дебиторской и кредиторской задолженности; анализ оборачиваемости оборотных средств; анализ платежеспособности коммерческой организации. По сути, саму бухгалтерскую отчетность можно трактовать как систему взаимосвязанных аналитических таблиц. Очевидно, что привлекая к анализу данные текущего учета, можно существенно расширить состав этих таблиц. Построение подобных взаимосвязанных таблиц особенно удобно в среде упомянутых выше табличных процессоров. Углубленный анализ отдельных разделов статей баланса. Для такого анализа привлекаются аналитические данные текущего бухгалтерского учета, оперативные данные. В частности, могут быть проанализированы основные средства, малоценные быстроизнашивающиеся предметы, использование прибыли, незавершенное производство, дебиторская задолженность и т.д. Результаты анализа могут оформляться как в табличной, так и в вербальной форме. Факторный анализ при помощи системы жестко детерминированных моделей. Анализируются: изменение собственных оборотных средств, их оборачиваемость, рентабельность коммерческой организации; выявляется сумма средств, высвобожденных или дополнительно вовлеченных в оборот в связи с изменением оборачиваемости и т.п[1].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|