Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Естественно-правовые учения в Германии в ХVII - ХVIII вв.




Строить юридическую основу на светской основе в Германии первым начал Самуил Пуфендорф (1632-1694 гг.). В его интерпретации была предпринята попытку синтезировать соответствующие взгляды Ж. Бодена, Г. Гроция, Т. Гоббса, естественное право выглядело универсальной социальной этикой, нормы которой должны были регулировать поведение всех людей независимо от их ранга и имущественного положения, государственной принадлежности и политических убеждений.

Такой взгляд Пуфендорфа на природу естественного права проистекал из его убеждения, что всем без исключения индивидам свойственно нечто их объединяющее - стремление к жизни с ближними, с себе подобными, ибо существовать в одиночку человек не в состоянии.

Исходным пунктом построений Пуфендорфа является концепция естественного, догосударственного общества. В естественном общежитии нет "войны всех против всех" (как считал Гоббс). Потребности людей удовлетворяются, отсутствует стеснение естественного равенства и свободы, здесь над индивидами не довлеет принудительная сила. Увеличение численности населения, возрастающая неуверенность в обеспечении права, наконец, страх перед возможным злом привели к тому, что человечеству пришлось распрощаться с первоначальной идеалистической формой общежития. Был дан импульс к созданию государства, единственно надежного учреждения для безопасности людей. Осторожно проводит Пуфендорф секуляризацию политической теории. Он вовсе не утверждает, что происхождение государства выпало из поля зрения бога и имело место помимо него. Наоборот, именно бог - инициатор создания государства. Но, по Пуфендорфу, этот желаемый самим богом институт не может возникнуть без предварительного согласия людей, который есть действительная опора государства. Отсюда понятно, почему Пуфендорф высмеивал тех, кто выводил верховную власть в государстве непосредственно от бога.

Правовые основания государства суть два договора: собственно договор и постановление (pactum x decretum). По первому договору отдельные индивиды соединяются в устойчивое целое. Затем они выносят постановление о приемлемой для них форме правления. Это постановление обязывает избранного властителя заботиться о благе народа, а граждан - подчиняться власти. Лишь с его подписание государство начинает функционировать как таковое.

Душу государства составляет отчуждаемая народом правителю единая верховная власть, которая имеет неограниченные полномочия и в принципе не подлежит ответственности за свои действия.

Усматривая недостатки в абсолютной монархии, Пуфендорф, тем не менее, отдавал ей предпочтение, полагая, что в ней наилучшим образом смогут осуществляться цели государства. Пуфендорф оговаривал, правда, возможность создания при монархе собрания сословных представителей для совместного решения ряда важнейших дел.

Назначение государства - быть надежной порукой порядка и спокойствия в человеческом роде. Оно должно твердо поддерживать внешнюю безопасность людей, не позволять церкви вмешиваться в практическую мирскую деятельность; прерогатива духовенства - убеждения и совесть человека.

Государство неизбежно ущемляет естественную свободу граждан, но не отменяет ее вовсе. Оставшаяся часть естественных свобод (свобода вероисповедания, право собственности и т.п.) неприкосновенна; это область частной жизни индивида. Нормы права, посягающие на эти естественные свободы, нельзя признавать законными. Однако Пуфендорф не ополчался против такого нарушения свободы личности, как крепостничество, которое казалось ему всего на всего добровольным договором между господами и лицами, по той или иной причине лишенными работы.

Проповедуя необходимость подчинения властям во что бы то ни стало, Пуфендорф забывал свое же положение о том, что взаимоотношения монарха и подданных строятся на основе двусторонних обязательств. Сопротивление государю отдельными гражданами он исключал. Но он не отвергал возможности для всего народа оказать сопротивление князю, если тот толкает страну к общей гибели.

Борьбу за освобождение юриспруденции из тенет богословия продолжил Христиан Томазий (1655-1728 гг.). Томазий был глубоко верующим человеком и полагал, что в конечном счете всем в мире повелевает бог. Вместе с тем, он считал, что квинтэссенцию дарованного богом естественного права составляет максима: поступай согласно гуманным требованиям человеческого общежития, воздерживайся от дурных, противоречащих им поступков - и это будет предпосылкой для реализации изначально присущего человека стремления к счастью. По Томазису эта максима коренится в самой природе человека, что придавало естественному праву характер свода законов морали.

По существу для сотворения государства не понадобился и бог. Оно возникло из договора в результате того, что на пути людей, не знавших частной собственности и жаждавших блаженной жизни, появились различные препоны. Устранить их и было призвано государство.

Томазий проводит различие между правом и моралью. Специфический признак нормы права (акта государственной власти), отличающий эту норму от всех других правил. Томазий видит именно в ее принудительности, в возможности навязывания права физической силой.

Не только способы осуществления, но и цели у нравственности и права разные. Первая обращена к отдельному человеку и воздействует на внутренний мир индивида; второе оберегает внешний мир и регулирует отношения между многими людьми. Томазий ставит мораль выше права.

Однако политические позиции Томазия не были последовательно демократическими. С издевкой он говорит о князях как о "земных богах", но в то же время превозносит монархию, объявляя ее наилучшей формой правления.

Вслед за Пуфендорфом он отметает посягательства церкви и государства на духовную свободу личности, горячо протестует против судебного преследования инаковерующих и инакомыслящих. Рассматривая нормы права прежде всего как адресованные государем своим подданным обязательные для исполнения приказы, Томазий одновременно говорит и о согласии народа как о необходимой предпосылке самой княжеской власти и о праве народа бороться против допускаемых ею очевидных несправедливостей. В дальнейшей перспективе столетий предвидел Томазий истинную человеческую общность, в которой безо всяких помех воцарится полное счастье. Отмена частной собственности, подготовленная бесконечным моральным совершенствованием людей распахнет, как казалось Томазию, двери в этот идеальный строй.

Под влиянием идей Пуфендорфа и Томазия складывались государственно-правовые взгляды выдающегося энциклопедиста немецкого Просвещения Христиана Вольфа (1679-1754 гг.).

Лейтмотивом вольфианского учения - тезис о влечении человека к счастью. Бог вдохнул в человеческие души тягу к совершенствованию. Она заставляет делать добро, избегать зла и предпочитать лучшее худшему. Соблюдать эти обязанности - естественный закон поведения людей. Обязанностям человека корреспондируют права, дозволяющие то, что необходимо для осуществления упомянутых обязанностей.

Позитивные законы представляют собой осязаемое выражение естественного закона, и потому содержащиеся в них права индивида тоже надо понимать лишь как определенную меру свободы, нужную для исполнения обязанностей. Эта интерпретация смысла положительных законов Вольфом играла на руку государям, которые были заинтересованы в том, чтобы отмерять своим подданным свободу такими порциями, которых хватало бы для реализации их долга перед государством. Происхождение и сущность государства Вольф рисует так же, как и Пуфендорф и Томазий. Государство есть плод соглашения между семьями (по терминологии Вольфа - ломами), заключенного ими в силу того, что каждая семья в отдельности не могла бы обеспечить все необходимые удобства для жизни. Верховная власть образуется сложением воль вступающих в договор контрагентов. Назначение государства - содействовать достижению "общего блага" народа.

Экономика и воспитание, семья и религия - все должно быть, по Вольфу, подвергнуто скрупулезному и строгому регламентированию, регулированию и контролю. Вольф надеялся, что под тщательной опекой мудрого просвещенного монарха граждане смогут свободно проявлять свои индивидуальные дарования и жить вполне счастливо. Вольф был против произвола и безграничного княжеского абсолютизма, подчеркивая пользу сословного представительства в монархиях. Он считал, что народ, чьей волей держится государство, по природе свободен и поэтому имеет право, при покушениях власти на естественные законы, оказывать ей сопротивление (в исключительных случаях даже активное).

 

Вольтер

Вольтер (1694-1778). Родился в семье нотариуса. В ней отражались в миниатюре все привычки большого света. В семье процветала находчивость, уважительное отношение к дамам. Образование он получил в колледже Сен-Луи. Стал изучать право, но тяготел к литературной деятельности. Так юрист из него и не вышел. Также был историком и философом. Кличка – «Царь Вольтер».

Свои взгляды излагал не в трактатах, а в художественной литературе в форме сарказма, насмешки=> у него было много врагов среди государственных деятелей. Дважды он заключался в Бастилию. Выступал за преобразование общества путём реформ. Ратовал за стремление к компромиссу с «просветвлённой» монархией, идеализировал английскую конституционную систему.

Труды – «Философские письма», «Философский словарь», «Политическое завещание». Резко выступал против католической церкви, т.к. она отстаивала феодальный строй, режим неравенства. Он считал религию врагом прогресса, чудовищем суеверия, гадиной.

Идеал Вольтера – свобода, т.е. иметь вокруг себя только равных. Однако он не был атеистом (был за религию атеистическую) – «если бы не было бога, его надо было бы выдумать». Верить в него надо без посредников, без духовенства. Он против крепостного права, феодализма, феодальной раздробленности, партикуляризма права. Его идеал – частная собственность, как гарантия свободы, равенства, свободы слова, печати, совести. Вольтер был за порядок, за просвещённую монархию. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от закона. Равенство – это равенство всех перед законом, отмена феодальных привилегий, но не равенство имущественное. Политическими права должны обладать только собственники. Должна быть свобода труда. Он за установление буржуазного строя. Путь к нему – реформы и просвещение, союз монархов и философов. Реформы:

· ликвидировать привилегии духовенства и передать государственным органам;

· упразднить церковные суды;

· изъять у церкви регистрацию актов гражданского состояния и передать их государственным органам;

· перевести духовенство на жалование и превратить их в государственных чиновников;

· отменить феодальные повинности крестьян;

· уничтожить таможни внутри Франции (на границах крупных городов и владений);

· установить единое законодательство, вместо множества «кутюмов».

Выступал за закрепление принципа соразмерности наказания тяжести совершённого преступления, против пыток инквизиции. Осуждал смертную казнь и суровое наказание за богохульство, кощунство, колдовство.

Монтескье

Монтескье (1689-1775). Знаменит тем, что создал теорию разделения властей, которая воплотилась в современных конституциях развитых государств, учение о духе законов.

М. – выходец из знатного аристократического рода. Принимал активное участие в политической жизни Франции. Являлся президентом сословно-представительного органа департамента Бордо.

Над своей теорией он работал 25 лет. Труды – «О духе законов» (состоит из 31 главы), «Персидские письма».

Учение о духе законов и значение этой теории. На дух права влияет географический фактор, который выражается в способе производства è воздействие на право способов производства (но это один из факторов). М. Разграничивает законы юридические и законы объективные и исследует закономерности воздействия факторов на формирование юридических законов. С точки зрения М. Законы, в самом большом значении этого слова – необходимое отношение, вытекающее из природы вещей. Всё, что существует имеет свои законы. Есть первичная причина всего. Законы – это отношения, существующие между различными существами. По М. На юридические законы влияют 4 группы факторов: устройство, правление (политические факторы); географические; экономические; нравы и религия.

На первых этапах развития человечества большое значение имели географические факторы. В странах с жарким климатом законы более суровые, чем в странах с холодным климатом. Жара располагает к лени, не стимулирует к труду. На севере люди формировались мужественными в борьбе за существование  более мягкие законы. Природа почвы влияет на законы. Плодородная почва развивает беспечность к труду. Неплодородная – формирует мужественность, активность. Если территория государства велика – власть сильная, деспотичная. Если маленькая, то возможна монархия, республика. Законы в тесном отношении со способами, с помощью которых народ добывает средства к существованию.

Религия. Христианство нуждается в мягких законах, способствует умеренному правлению. Мусульманство – деспотизм. Женщины портят нравы, но формируют вкус.

На современном этапе определяющим является политический фактор. В нём он различал природу правления, его принципы. Природа правления – количество правящих лиц. Различает монархические, республиканские, деспотические государства. Принцип правления определяется природой правления. Принципы правления определяют дух законов. Принцип правления – это то, что управляет деятельностью того или иного правительства. Т.е. человеческая страсть, любовь к общественному благу, равенству, патриотизму. Принцип аристократии – умеренность. Монархии – честь. Деспотии – страх. Деспотичный режим сравнивает с поведением дикарей. В законах должна выражаться свобода, т.е. прежде делать всё, что дозволено законами. В законах должны отражаться естественные требования, в частности которые коренятся в роде человеческом.

Чтобы законы соблюдались, реализовывались, торжествовали необходимо разделение властей. Три рода власти: законодательная, исполнительная, судебная. Каждой из них свойственна тенденция к злоупотреблению. Различные власти должны взаимно сдерживать друг друга. Как самая главная власть (законодательная) должна принадлежать в принципе всему народу. В больших государствах власть народа осуществляться не может – народ не пригоден для законодательствования. В этом слабая сторона демократии. Поэтому она должна принадлежать представительному органу, избираемому народом.

Судебная власть должна принадлежать тоже народу. Судебные учреждения должны быть выборными. Суды не должны быть постоянными. Исполнительная власть должна осуществляться одним лицом (монархом) с его министрами, ведающими соответствующими отраслями, управляемыми по поручению монарха. Исполнительная власть должна быть постоянной, действовать быстро, реагировать оперативно. Все три вида власти должны уравновешивать друг друга. Не исключается вмешательство одной власти в дела другой. Так, исполнительная власть вторгается в законодательную тем, что монарх утверждает законы. Законодательная, в свою очередь, решает несколько вопросов управления, финансовые вопросы, вопросы организации армии и т.д., как бы противостоит с сдерживает исполнительную власть. В законодательной власти должны быть известные противовесы. Чтобы она не злоупотребляла надо иметь две палаты: палату вельмож и палату народных представителей. 1-ая палата должна быть наследственной. Она необходима, чтобы аристократы влияли на законодательную власть. Они нужны для равновесия внутри законодательного органа. Его обеспечение должно осуществляться путём предоставления каждой палате права вето в процессе законодательной деятельности. Это не самоцель (теория разделения властей), а средство обеспечения законности.

Жан-Жак Руссо

Р. – создатель теории «народного суверенитета». Он поэт, публицист, моралист и философ. Родился в Женеве в семье часовщика. В 16 лет стал бродячим музыкантом, в 30 – поселился в Париже и занялся перепиской нот.

Наиболее известно произведение «Об общественном договоре» (1762г.) – учение о народном суверенитете.

Ж.-Ж.Р. стоит на позициях естественного права  исследования начинаются с естественного состояния. Естественное состояние – «золотой» век в истории человека. Люди тогда были равны, обладали хорошим здоровьем, наслаждались всеми благами природы. Неравенство было только физическим (возраст, пол).

Случайно появилась частная собственность. Она повлекла неравенство, зависть, борьбу. Собственность возникла потому, что вокруг нашёлся человек-мошенник, который огородил участок земли и заявил, что это – его. Люди поверили. Человеческий разум потребовал такой организации, которая бы устранила существовавшую несправедливость в обществе. В результате общественного договора учреждается государство. Но оно вместо восстановления справедливости стало на защиту частных собственников => усугубление неравенства (2-ая ступень неравенства). 3-ья ступень – деспотизм.

Когда народ законодательствует, он будет подчиняться, будет обеспечена свобода, равенство. Законодательство должно закрепить свободу граждан. Это возможно только, если народ будет непосредственно издавать законы, в которых будет выражена общая воля. Меньшинство тоже разделяет волю большинства, т.к. оно оказалось в таком положении не угадав волю большинства.

Закон заключается в общей воле, а воля не может быть предоставлена. Представительные органы не могут выразить волю народа. Депутаты – только комиссары народа. Они не могут ничего самостоятельно принимать, закон, который они ратифицировали – это даже не закон. Закон – объявление общей воли. Законодательная власть – сердце государства, мозг, приводящий в движение все его части. Руссо не разграничивает власти, он критикует теорию разделения властей (приёмы японских фокусников: разрезают ребёнка на части, бросают вверх – и ребёнок невредим). Это противоречит концепции народного суверенитета. Суть теории: народный суверенитет неотчуждаем, его нельзя передать кому-либо (у Бодена можно), народный суверенитет неделим, народный суверенитет неограничен, абсолютен.

Надо рассмотреть 2 вопроса, прежде чем перейти к суверенитету:

· угодно ли народу сохранить существующую форму правления?

· Сохранится ли власть в тех руках, в каких она находится сейчас?

Осуществление суверенитета возможно при небольшой территории с малым населением. В больших государствах возможно, но трудно осуществить.

Идеал – небольшая демократическая республика. Обеспечивается положение при котором ни один не должен быть настолько богат, чтобы купить другого, чтобы продать себя. Для счастья необходимы 3 условия: банковский счёт, отменный повар, хороший желудок.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...