Политико-правовые взгляды Ивана Посошкова
Политические и правове идеи нарождающейся буржуазии получили отражение в трудах Ивана Посошкова (1652-1726). Труд – «О скудости и богатстве». Укрепление могущества русского государства, упрочение его независимости можно осуществить благодаря развитию отечественной промышленности, внутренней и внешней торговли, путём умножения народного богатства. Основная социальная сила, способная обеспечить это – купечество. Необходимо осуществить реформы с целью примирения дворян, духовенства, купечества и крестьянства. Власть царя рассматривал как власть от бога, она неограничена. Дворяне должны состоять на военной или гражданской службе. Только такая служба является основанием для владения крепостными. Защищая права купечества, Посошков предлагал запретить дворянам владеть фабриками и заводами. Урожай они должны продавать только купцам. Духовенство также не должно торговать и строить заводы т.к право торговать и строить заводы должно принадлежать только купцам. Для крестьян необходимо ограничить повинности, освободить от податей, налоги платить только с земли. Крестьяне принадлежат только царю. Царь должен охранять их интересы, чтобы крестьянин был крестьянином, а не нищим, их богатство – царское. Требовал от них усердия в труде. Предложил осуществить судебную реформу и реформу управления – необходимо заменить знать людьми простого звания (купцы, крестьяне), необходимо освободить суд от мздоимцев, ликвидировать сословный суд и сделать общий. Предложил избирать судей из всех чинов для подготовки, а после утверждать монарху. Т.о. выражалась позиция нарождавшейся буржуазии. Политико-правовые взгляды Василия Татищева
Татищев В.Н. (1686-1750) – граф, участник Полтавской битвы, один из первых русских историков. Труд – «История российская», подготовил к изданию «Русскую правду», «Судебник» «1650». Стоит на позициях естественного права. Человек сначала был полностью свободен. Вольность характерна для этого состояния. Человек плохо пользовался этой вольностью => своеволие. Интересы общества требуют ограничения вольности каждого индивида. «На вольность каждого должна быть одета узда неволи для его же пользы». Узда: естественная, договорная, принудительная. Первая узда означает необходимость подчинения родителям. Обосновывается власть отца над детьми, монарха над поддаными. Вторая узда – договорная. Из такого договора происходит неволя холопа или слуги, кот. идут в услужение к другим чтобы прокормится. Третья узда – насильственное лишение воли («кто пленён содержан в рабстве будет») Татищев считал эту узду противоправной. Считал, что в России невозможны ни демократия, ни аристократия. Невозможность демократии вытекает из обширности государства, недопустимость аристократии подтверждается историческим опытом. Был сторонником просвещённой монархии, кот. должна осуществлять реформы с помощью разумных законов: естественных и гражданских. Характерные черты законов: понятность, выражение преемственности по отношению к древним законам и обычаям, не содержат противоречий, выполняются теми людьми, которым направлены.
Политико-правовые воззрения Радищева. Вершиной прогрессивной политической и правовой мысли в России вт.пол. XVIII в. стало учение А.Н. Радищева. Образование государства он связывает с возникновением собственности (как и у Руссо). Государство образуется молчаливым договором в целях защиты слабых и угнетённых. Радищев считает, что государство – великая махина, цель которой – блаженство граждан. Большое внимание Радищев уделяет выяснению сущности права и закона. Он последовательно защищает три основных тезиса по этому вопросу:
1.Существует тесная связь между законом, народным суверенитетом и естественным правом. В основе закона должно лежать естественное право. 2.Законы основанные только на силе необязательно выполнять. Радищев выступает против тех, кто основу естественного права видит в праве сильного. 3.основанные на естественном праве законы могут быть реализованы только тогда, когда они опираются на реальную силу. Резко критиковал крепостное право, которое противоречит естественному праву и общественному договору; самодержавие, которое является препятствием на пути прогрессивного развития. Иммануил Кант В тот период Германия была самой отсталой страной в Западной Европе – ещё преобладал феодализм. Сформировалось 2 направления: либеральное (Кант, Гегель) и историческая школа права; Иммануил Кант (1724-1804). Всю жизнь посвятил науке. Жил в Кённиксберге. Он самый плодовитый исследователь-философ. Он был влюблён в Руссо (J). Руссо – создаталь теории народного суверенитета (естественная школа права). Его позиция – позиция умеренная (либерал). Кант – философ, дуалист. Мир двойственен. Он представляет собой «мир сущего» и «мир должного». Человек принадлежит эти 2-м мирам è человек – существо двойственное. В мире сущего действуют объективные законы, =>этот мир познаваем. В этом мире человек не свободен, он вынужден подчиняться естественным законам. Мир должного – там нет закономерностей, человек в нём свободен => поведение непредсказуемо => мир непознаваем. Это мир морали, права, область государства, должного. Т.к. нет закономерностей в этом мире должны действовать императивы – обязательные веления, коим надлежит повиноваться. Они: категорические и гипотетические. Гипотетические – условные веления – такие поступки людей, которые исходят из соображения собственного блага. Категорические – безусловные веления, подчинение которым должно быть безусловным. Эти веления вытекают из чувства долга. Долг – ты должен, а поэтому ты можешь. Категорический императив лежит в основе учения Канта о государстве и праве. Категорический императив проявляется в 3-х аспектах:
1. действуй по такой максиме (правилу), руководствуясь которой, ты в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом протест против сословного неравенства в Германии; 2. действуй так, чтобы ты никогда не относился к человеку, как в твоём лице, так и всякого другого, только как к средству, но в то же время как к цели; 3. действуй по такой максиме, которая в то же время может сделать сама себя всеобщим законом выражает свою приверженность идее народного суверенитета. Каждый может и должен участвовать в законодательстве (кроме женщин и работников по найму, т.к. они зависимы). Сфера деятельности человека обусловлена в мире должного обусловлена этими 3-мя проявлениями. Поступки ради долга моральны. Соблюдение нравственного закона может быть формальным и по внутреннему убеждению. Формальное выполнение долженствования – легальность, т.е. это сфера права, область внешней свободы человека. Внутренняя убеждённость в соблюдении категорического императива – сфера нравственности, внутренней свободы. Законы, по которым устанавливается внешнее поведение, – юридические законы. Это и есть право. К. определяет: право – это совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему закону свободы. К. исходит из того, что право, установленное государством, должно соответствовать естественному праву. Государство – это объединение множества лиц, подчинённых правовым законам. Он первый вводит в научный оборот «правовой закон». Создание государства – это требование категорического императива; организация государства – результат соглашения в силу которого все и каждый в замен естественной свободы получают свободу в качестве членов государства. Цель государства – торжество идей права. В государстве существует 3 власти: верховная (суверенитет в лице законодателя), исполнительная (власть, основанная на законе, в лице правителя), судебная (признание собственности по закону в лице судьи; основная её задача – защита собственности).
Источник установления законов – ограниченный круг людей. Исполнительная власть всецело подчиняется суверенному правителю. Она назначается магистратами, распоряжается через декреты (распорядительные акты, подчинённые закону). К. к концу жизни стал обосновывать более прогрессивные идеи, отстаивал взгляды, связанные с обеспечением человечеству благоприятных условий жизни. Работа «К вечному миру» – это самая высокая цель человечества. Будущее человечества – федерация, основанная на устоях естественного права, которая обеспечивает самое важное благо человечества – мир. Самое важное для человечества – достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в нём существует свобода антагонизм (т.е. различные волеизъявления), и в то же время самое точное определение свободы, только в нём осуществляется развитие всех задатков человека.
Историческая школа права Она сформировалась в к.18 - н.19 в.в., оказалась весьма влиятельной. Историческая школа была реакций на естественную школу права, которая была основой революции во Франции. Сторонники этой школы были решительными противниками революции отвергалась та революционная идеология, т.е. естественная школа права. Право необходимо интерпретировать не так, как его понимали сторонники естественной школы: право – результат сознания, разумной деятельности людей. Историческая школа: право – не результат сознательной деятельности людей, не воля сознательная, а продукт народного, национального духа, право возникает само собой, стихийно, независимо от воли людей, та же, как появился язык. Право формируется так, как формируются, например, правила игры; и изменяется право как явление, которое порождается национальным духом в результате изменений под воздействием изменения жизни народов, изменения общего сознания народа и его духа. Сам народный дух как таковой не изменяется, а лишь развивается в процессе развития. Дух, присущий конкретному народу, дан Всевышним он является постоянным, в процессе раскрытия происходит и изменения в самом праве. Основатель – Густав Гуго (1764-1844) – профессор Геттингемпского университета, специалист по римскому праву. Власть и право возникают не в результате договора, не по чьему-то указу, не от Бога, а появилось стихийно. Всё то, что происходит в обществе – это всё закономерно, оправдано; и то, что в Германии существует партикуляризм права, то, что существуют феодальные правовые, политические и экономические институты, -- всё является неприкосновенным, неизменным. Он оправдывает рабство, т.к. оно существовало тысячелетиями.
Его резко критиковал Маркс. Всё что существует, приобретает в его глазах значение авторитета, который признаётся за основание. Это школа, которая подлость сегодняшнего дня оправдывает подлость дня вчерашнего. Дальше эти положения развивал его соотечественник Савиньи (1779-1861). Изложил свою позицию в 6-титомном курсе «Структура современного РП» (учебник). С. акцентирует внимание на националистическом характере духа, который порождает право. Гитлер использовал положение исторической школы о том, что немецкой нации присущ особый дух, который обеспечивает высший порядок. Всякое право в своём развитии проходит 3 ступени: 1. природное право – живёт в сознании народа, свойственно национальному духу, прирождённое народу, это право возникает под влиянием внутри действующих сил, и объективируется как право; 2. учёное право – тоже обычное право, но подвергшееся научной обработке. Это право живёт как бы двойной жизнью: как право природное и учёное. Это не двойное, а единое право, т.к. имеет один источник – народный дух; 3. кодификация. Как объединение в единой форме законов, процесс, который, в частности, происходил в Риме, когда Юстиниан создал кодекс. Этот процесс, с т.з. С., ещё не наступил. Пухта Георг Фридрих (1798-1846). Профессор Берлинского университета, специалист по римскому праву. Право в своём развитии проходит 3 стадии: 1. обычай – первоначальный источник права; 2. законодательство – персонификация общей воли; 3. право юристов – юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе народа, национальном духе, но их нормы ещё нет ни в обычае, ни в законодательстве. Национальный дух в конечном итоге народу даётся Всевышним. «Если бы кто подумал, что наши воззрения противоречат богу, он бы нас не понял. Бог вложил в нацию силу создавать право».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|