Учение Фомы Аквинского о праве и государстве (период феодализма)
Фома Аквинский (1224 - 1274). Родился в семье графа, юношей вступил в доминиканский орден, изучал богословие, философию, потом преподавал в Риме. Труды – «Высшее богословие», «О правлении властителей». Учение о двух истинах – богословие и философия. Предмет философии – истины разума, богословия – истина откровения. Эти истины разные, но источник один – Бог. Единство источника предопределяет единство истины. Но истина разума – истина человеческая, истина откровения – истина сверхчеловека, сверхразума философия – служанка богословия. В XIII веке величайший авторитет имеет философия Аристотеля. А. пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католич. Церкви и т.о. ещё более укрепить её позиции. В мире существует божественная иерархия форм. Во главе иерархии стоит Бог, высшая форма, дающая жизнь низшим. Низшие должны повиноваться высшим. Высшей целью человеческой деятельности является блаженство, счастье. Блаженство – удовлетворение всех стремлений человека. Но, возможен ли такой путь? К блаженству ведёт удовлетворение не всяких стремлений, блага земные, внешние, душевные человека – всё это привходящее, непостоянное, несовершенное. Совершенным благом является созерцание божества, но на земле его достичь нельзя, только в потустороннем мире. Правовое учение – О законе законов, об их иерархии. Ф.А. утверждает, что в мире и обществе существует 2 большие группы законов: божественные и человеческие. Каждая из этих групп подразделяется ещё на две: естественные и положительные (позитивные). Божественные естественные законны – это вечные, абсолютные законы, который царствует во всей природе и обществе, это божественный разум. Человеческий закон – это отражение человеческим разумом божественного, вечного, абсолютного закона. Человеческий естественный закон – осуществляется общение полов, продолжение и самосохранение рода человеческого, воспитание детей, определение общежития.
Естественному человеческому закону должны соответствовать человеческие положительные законы, т.е. законы, установленные людьми, государством. Это закон, действующий в обществе, установленный людьми, отражающий требования естественных человеческих законов. Ф.А. иллюстрирует это отражение следующим: нормы человеческого закона устанавливают наказание за убийство, следовательно в этом усматривается требование естественного закона наказывать за убийство. Но, человеческие положительные законы могут расходиться с естественными, когда устанавливаются несправедливые законы. Это такие законы, когда преследуются частные, а не общие цели. В случае их издания им не следует подчиняться, такие законы не подлежат исполнению. В таком случае следует руководствоваться божественным положительным законом – Священным Писанием, содержащимся в Библии. В своём политическом учении он исходит из того, что власть дана от бога. Государство имеет божественное происхождение, и в мире существует божественная иерархия норм во главе с Богом. Сущность установленной власти заключается в обеспечении порядка господства и подчинения. Цель государственности – установление общего блага, обеспечении условий для достойной, разумной жизни. Для достижения этой цели необходимо повиновение, иерархия. Выделял 3 элемента государственной власти: сущность, форма, использование. Сущность – порядок отношения господства и подчинения. Форма – происхождение от Бога. Существуют: монархия, аристократия, олигархия, демократия, смешанная форма (сочетание аристократии и демократии). Лучшая форма – монархия. Обоснование: существует мировой порядок, в котором властвует одно лицо – Бог, человеческий организм – движение всех органов, но главный – сердце. В монархии 2 разновидности: абсолютная и политическая. Политическая основывается на законе, в отличии от абсолютной.
Оговорка – власть может быть от Бога, а может быть и от дьявола, если возникает в результате злодеяния, обмана, насилия, подкупа. Государственная власть как светская должна подчиняться духовной. Богу надлежит повиноваться больше, чем человеку. Папа Лев XIII объявил учение Ф.А. учение всей философии, богословия, сокрушившим ошибки греков. (Сейчас – неотомисты). Политико-правовые идеи средневековых ересей Монополия христианской церкви на идеологию, политику, а в последствии и право, установившаяся после признания христианства в качестве официальной религии, не могли не подвергнуться критике. Течения, отступившие от официальной одобрения догматов христианской религии, получили названия ересей (в переводе с греческого - "учение"). Ереси имели свои гносеологические и социально - политические корни. Гносеологические корни представляли собой естественное стремление мыслящего человека объяснить при помощи разума основные догматы христианской веры (о троичности божества и богочеловечности Христа). Социально - политические корни исходили от недовольства масс, страдавших от эксплуатации и насилия. Характеристика содержания ересей может быть только конкретно-исторической, т.к. на различных этапах они существенно отличались. Однако можно выделить и некоторые общие черт: все ереси видели идеал в раннем христианстве, только более умеренные из них ограничивались усилиями переустройства религиозно - церковной жизни, а более радикальные - всех сфер жизни общества. Ереси возникают в центрах интеллектуальной жизни общества, которые совпадают с центрами развития ремесла и торговли, а значит, и социально-политической жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|