Правовая теория Ч. Беккариа
Трактовка естественного состояния и причин, побудивших людей перейти от него к политическому общежитию, у Беккариа мало чем отличается от трактовок Гоббса. В естественном состоянии люди жили в одиночку. Постоянные войны между ними делали их естественную свободу необеспеченной и поэтому бесп лезной. Для общего блага люди объединились и п жертвовали частью своей свободы во имя безопасное! и обеспечения оставшейся у них части свободы (здес Беккариа ближе к Гроцию). Из пожертвованной люд) ми части свободы и образовалась по общественном договору верховная власть государства. Хранителе: се стал суверен как представитель всего общества. Он должен был обеспечить людям общее благо — безопасность и справедливость. Беккариа различает справедливость.божественную, естественную и человеческую. Первые две — основаны на божественных и естественных законах. Человеческая справедливость основана на общественном до-; говоре, устанавливающем пределы власти государства. Она изменчива. Ее критерием должно быть общее благо.j Основанные на ней законы государства должны имет в виду возможно большее счастье для возможно бол* шего числа лиц. Но невежественные представление о человеческой справедливости привели к тому, законы государства являются оружием в руках незна чительного меньшинства. Они несправедливы, закрепляют сословные привилегии, право сильного и связанные с ним произвол и насилие. Беккариа резко критикует современную ему юриспруденцию, при которой законами считаются изречения римских и средневековых юристов, а уголовное право опирается на вековые предрассудки. Существующие законы, писал он, «служат только для прикрытия насилия», помогают приносить народ «в жертву ненасытному идолу деспотизма».
Причину этого Беккариа видит в утверждении частной собственности, дающей одним власть и благополучие, а другим — нищету и бесправие. Право собственности — «ужасное и, может быть, не необходимое право». Однако дальше констатации этого Беккариа не идет. Он не помышляет об уничтожении частной собственности и радикальном переустройстве общества. Все его надежды связаны с просвещенным монархом, заботящимся о своих подданных, об устранении нищеты и неравенства, покровительствующим наукам и искусству, образованности и нравственности народа. Такой монарх издает справедливые и мудрые законы, перед которыми все будут равны, которые будут-строго соблюдаться и обеспечат права человека. Развивая идею законности, Беккариа утверждал, что свобода гражданина — в его праве делать все, что не противоречит законам, что сами власти должны строго соблюдать законы. Без этого не может существовать «законное общество». Посягательства на безопасность и свободу граждан являются поэтому одним из тяжких преступлений. Только законы могут устанавливать наказания, и право их издания принадлежит только суверену как представителю всего общества. Сам суверен может издавать лишь общие законы, но не может судить за их нарушения. Это задача суда, выясняющего факты. Наказание же, определяемое судом, не может выходить за пределы, установленные законом, иначе оно несправедливо и не соответствует условиям общественного договора. Исходя из этих теоретических посылок, Беккариа в своей книге «О преступлениях и наказаниях» обосновывает идеи, положенные в основу «классической теории» уголовного права. Он утверждал, что причина преступности лежит в социальных условиях — нищете людей и столкновении их интересов, порождаемых человеческими страстями. Поэтому целью наказания должно являться предупреждение новых преступлений и исправление преступников. Для этого наказание должно быть публичным, наименьшим из возможных в каждом конкретном случае, соразмерным преступлению и установленным в законе. Вот почему Беккариа протестовал против применения широко распространенных в эпоху феодализма пыток, мучительных наказаний и призывал к ограничению применения смертной казни. Он отстаивал равенство всех перед законом и возможность наказания человека только за те деяния, которые определены законом как преступные.
Аргументация Беккариа в пользу отмены смертной казни заслуживает особого внимания как практически первое в истории теоретически убедительное выступление такого рода. Правда, Беккариа допускал применение смертной казни, но только * чрезвычайных обстоятельствах, когда это необходимо для сохранения существующего правления или при борьбе нации за свободу. Во всех остальных случаях, по его мнению, смертная казнь несправедлива и неоправданна. Теоретически, по естественному праву, недопустимо, чтобы человек желал лишить себя жизни и, следовательно, он не мог предоставить это право другим. Смертная казнь — «война нации с гражданином», т. е. возврат в естественное состояние. Практически же многовековой опыт показывает, что угроза смертной казни не останавливает преступника и более эффективно пожизненное лишение свободы. А то обстоятельство, что она веками существовала почти у всех народов, не оправдывает смертную казнь, как не могут быть оправданы существовавшие когда-то человеческие жертвоприношения. Смертная казнь неоправданна и с моральной точки зрения, так как способствует распространению в народе ожесточенности и безнравственности. Неоправданна она, доказывал Беккариа несколько позже, и с точки зрения юридической — ее применение может быть результатом ошибки судей, которая становится уже непоправимой. Идеи Беккариа были восприняты «классическим» направлением в буржуазной уголовно-правовой науке и буржуазном уголовном законодательстве, закрепившем прогрессивные принципы равенства перед уголовным законом, «нет преступления и нет наказания без указания о том в законе», соответствия тяжести наказания тяжести совершенного преступления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|