Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взгляды социалистов- утопистов Мелье, Морелли, Мобли




Жан Мелье (1764-1829). Он хорошо знал жизнь крестьян, уморил себя голодом за крестьянина. Труд – «Завещание». После его смерти его труд распространился в рукописных копиях, отрывки позже были опубликованы Вольтером, Гольбахом, полностью напечатали в 1864г.

Суть: царящее в мире зло, все бездействия в обществе имеют место в силу заблуждения людей. Заблуждение поддерживает церковь, религия. Завещание начинается с разоблачения религии, которая оправдывает неравенство. Богов создают сами люди. Святые писания противоречат друг другу. Мнимые видения, пророчества и откровения не существуют. Религия поощряет и освящает 6 общественных зол: огромное неравенство людей, тунеядство, частную собственность, разделение на сословия, тиранию, запрещение расторжения брака.

Следовательно, необходимо восстание. Новая власть должна ликвидировать частную собственность, т.к. это источник зла в обществе. Власть в результате восстания должна обеспечить жизнь людей на коммунистических началах. Собственность должна быть общественной, все должны заниматься общественно полезным трудом è все счастливы, т.к. обеспечены. Люди должны жить роскошно, руководить должны мудрые, воодушевлённые идеей общего блага.

Морелли. Труд – «Кодекс природы или истинный дух её законов». Он был опубликован в 1755г. анонимно. Труд оказал сильное влияние на Бабефа и его программу.

Суть: предлагает конкретное законодательство, с помощью которого возможен переход к коммунистическому обществу. Основная цель произведения – изложение конкретного законодательства. М. стоит на позициях естественной школы права.

Существующий строй неразумен, противоречащий естественным законам природы. Основная причина всех зол – частная собственность (породила неравенство и деспотизм). В естественном состоянии действовали законы природы, люди жили в единении. Но с увеличением семей ослаблялись связи => переход на новые места => раздоры. А законодатели вместо того, чтобы возвратить людей в естественное состояние, установили частную собственность. Сейчас надо возвращаться в то состояние, исходя из естественных законов. М. предлагает 3 основных закона:

1. установить общественную собственность на всё, кроме вещей личного употребления, вещей для повседневного труда;

2. обеспечение всех работой, и превращение всех граждан в должностных лиц в порядке очереди.

3. Люди должны трудиться в интересах общественной пользы сообразно своим силам, дарованию и возрасту. Из этих законов, устанавливающих принципы коммунистического общества он выводит другие законы, регулирующие промышленность, сельскохозяйственное производство, потребление, участие в труде и общественной жизни, регламентирующие воспитание, отдых и др. Он считал, что надо постепенно вводить законы против роскоши, выступал за умеренность в потреблении. Осуществление своего идеала видел в мирных преобр-ях

Габриель Бонно де Мабли (1709-1785). Аббат, много трудов по истории, философии, на политические темы: «О правах и обязанностях гражданина», «О законодательстве или принципы законов».

Исходит из свойств человеческой природы. Естественные свойства людей: разум, свобода, равенство. Существуют 2 класса: богатые и бедные – из-за частной собственности. Богатство приводит к стремлению одних властвовать над другими. Формы государственной власти связаны с перераспределением собственности между богачами. Необходимо вернуться к естественному состоянию. Но фактически возврат туда не возможен, т.к. богатые будут сопротивляться, что породит ещё большие раздоры. Надо приблизить общество к его идеалу путём просвещения, борьбы с роскошью и резким имущественным неравенством посредством законодательства. К подобным законам близки аграрные законы (устанавливать максимум земельного надела), ограничить торговлю, наследование не членов семьи, запрет родителям устанавливать неравные доли наследства для своих детей; у кого нет родственников, того имущество должно делиться среди неимущих.

Основное назначение законодательства – ограничение потребления. Государство должно заботиться о простых людях.

 

34. Джамбаттиста Вико (1668—1744) был одним из первых мыслителей, кто в целом ряде пунктов предвосхитил научную социологию. Он понимал историю как объективный закономер­ный процесс, протекающий циклически («Вечная Идеальная История, согласно которой совершаются во времени истории всех наций»). История для Вико — бесконечная вереница человеческих поступков («Социальный мир — несомненно, дело Рук человека»), но "направляет эти поступки божественное провидение.

Заслуга Вико состоит в том, что в своем главном труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) онпопытался применить историко-сравнительный метод и детер­министский подход также и к объяснению гос прав институтов. Пройденный историей цикл вкл.чает три фазы

фаза1 Его_начальная стадйя Божественная, эпоха богов. Она_ не знает государственности не знает юридических норм. Зако­нами здесь служат мистерии и прорицания оракулов, сообщаю­щих людям волю богов. Поскольку право основано тут на сверхъестественном авторитете, оно не допускает, конечно, никакого рационального объяснения. Управляют_обществом, жрецы. Материальные потребности, борьба противоположных устремлений подготовляют возникновении законов и государств. Не в субъективных намерениях индивидов, не в различных уловках и ухищрениях людей, а в объективной необходимости, в логике вещей нужно искать причину появления государст­ва — этого «универсального гражданского блага». Вико остро и метко критикует чисто умозрительные, искусственные постро­ения школы естественного права (концепцию договорного проис­хождения государства и тому подобные абстракции). Вшахне связывает возникновение государства с договором..Каждой форме государственности он указываёт"свое особое основание, свои причины появления.

На второй фазе исторического цикла, в эпоху героев, государ­ство сущёствует как власть~аристократии которая диктует пропитанные своекорыстием правовые нормы и беспощадно, жестоко подавляет плебеев. Право здесь — право грубой_силы.

Третья, последняя фаза — эпоха людёй Ей присущи респуб-ликанско-демократичёскиё устройства~или же представительные монархии с достойными человека правами и свободами, обеспечивающими народный суверенитет. Законы тут мудро 'и. гибко сочетают частные интересы со всеобщими, устанавливают равенство между людьми (разумеется, равенство юридическое).

Неаполитанский философ явно идеализировал грядущее бур­жуазное общество. Однако в тот момент, когда человечество только еще двигалось к нему, эта идеализация носила истори­чески прогрессивный характер. Дж. Вико не был, как мы уже знаем, провозвестником «теории круговорота», но, несомненно, именно он в Новое время первым обстоятельно ее разработал и изложил.

Идеи Вико долгое время не получали распространения и признания, чего никак нельзя сказать о воззрениях его соотечес­твенника, родоначальника так называемой классической школы в науке уголовного права Чезаре Беккариа (1738—1794)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...