Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод последовательных сравнений




Недостаток оценок, получаемых на основе усреднения оценок экспертов, состоит в том, что недостаток качества по одному из факторов можно компенсировать за счет другого, получая один и тот же результат при различной значимости факторов. Поэтому для повышения надежности подобных оценок весьма важное значение имеет выявление связей и установление зависимостей (по возможности количественных) между всеми значимыми факторами.

Для разрешения таких проблем был разработан метод последовательных сравнений (У.Черменом и Р. Акофом) и он состоит в следующем.

Эксперту предоставляется перечень факторов, которые необходимо оценить по их относительной важности и ранжировать.

При этом подходы к сравнительной оценке предлагаются разные.

 

1 способ. Наиболее важному фактору придается оценка v1 = 1, а остальным факторам – оценки vi между 0 и 1 в порядке их относительной важности.

Затем эксперт определяет, является ли фактор с оценкой 1 более важным, чем комбинация остальных факторов. Если это так, то он увеличивает оценку v1, чтобы она была больше, чем сумма всех остальных, иначе он корректирует v1 так, чтобы она была меньше суммы всех остальных, то есть в первом случае

а во втором

Далее для V2 повторяется та же процедура – определяется, является ли второй фактор наиболее важным, чем все остальные факторы, получившие более низкие оценки. Процедура последовательных сравнений продолжается вплоть до (n-1)-го фактора.

Таким образом, используемая здесь процедура состоит в систематической проверке оценок на базе их последовательного сравнения.

Пример. Пусть имеются четыре фактора, определяющие результат некоторого проекта.

Эксперт считает, что их можно упорядочить по степени важности и называет их О1, О2, О3, О4, приписывает им ранги: 1,00; 0,80; 0,50; 0,30 соответственно.

 

Шаг сравнений Условия выбора Факторы и их оценки
О1/ V1 О2/ V2 О3/ V3 О4/ V4 Сумма
  Упорядочение по степени важности фактора 1,00 0,80 0,50 0,30 1,6
  Первый фактор важнее суммы остальных (v1>v2+v3+v4) 2,00 0,80 0,50 0,30 0,8
  Сравнение для второго фактора О2 с О3 и О4. Пусть суммарное значение О3 и О4 предпочтительнее 2,00 0,70 0,50 0,30  
  Сравнение О3 и О4. Пусть они соответствуют мнению эксперта 2,00 0,70 0,50 0,30 3,5
  Получение нормированных оценок 2,0/3,5=0,57 0,7/3,5=0,20 0,5/3,5=0,14 0,3/3,5=0,09 1,00

 

Этот метод становится громоздким, когда число факторов превышает 7. В этом случае предлагается выполнять процедуру в несколько этапов: сначала выделяется примерно средний фактор, все остальные факторы случайным образом разбиваются на 2 или 3 группы (по 5-6-7 факторов). Каждая группа обрабатывается описанным выше способом, а затем по определенному алгоритму эти результаты объединяются[2]. Так получают оценки всех экспертов, а затем составляют матрицу "эксперт/фактор" и переходят к ее обработке.

 

Метод парных сравнений

Трудности использования ранжирования, непосредственной оценки и метода последовательных сравнений при выявлении предпочтений для большого числа факторов можно в определенной степени уменьшить, если предложить экспертам произвести сравнение факторов попарно, с тем чтобы установить в каждой паре наиболее важный. Будем говорить, что в этом случае эксперт предпочитает данный фактор (хотя не обязательно будет выражать его предпочтение).

В общем случае эксперт может установить равенство объектов или указать свои предпочтения на некоторой шкале.

Производить парное сравнение удобно не только тогда, когда число факторов велико, но и в тех случаях, когда различия между объектами по разным факторам настолько мало, что непосредственное ранжирование не обеспечивают разумного упорядочивания.

Таким образом, метод парных сравнений имеет некоторое преимущество перед другими методами упорядочения в случаях, когда факторов много или они трудно различимы.

 

Существует два основных подхода определения предпочтений по этому методу.

1. Первый состоит в том, что эксперт ограничивается простой констатацией того, что один фактор предпочтительнее другого – без указания на степень предпочтения. Тогда в матрице парных сравнений в ячейках записываются 0 или 1 – такая матрица известна как "турнирная таблица".

Таблица Пример матрицы парных сравнений одного эксперта

Фактор (объект) А1 А2 А3 А4 Сумма баллов
А1        
А2        
А3        
А4        

Матрица парных сравнений всегда обратно симметрична относительно главной диагонали, потому что если А1 предпочтительнее, чем А3, т.е. элемент А13 = 1, то А3 менее предпочтителен, чем А1, и А31 = 0. Фактически эксперту нужно заполнять только половину матрицы. Сумма оценок каждого фактора может трактоваться как его ранг. Так что в примере ранги факторов записаны в последнем столбце.

Сначала каждый эксперт заполняет такую матрицу, определяются индивидуальные ранги, а затем они усредняются с учетом мнений всех экспертов. На основе этого строится вторая матрица Р, показывающая процентное отношение случаев, когда фактор i оказывался более значимым, нежели фактор j, в общем числе полученных оценок.

Например, если оценки давали 10 экспертов, то таблица Р, построенная на их оценках, может выглядеть так.

 

Матрица А: число случаев, когда параметр i определяется

как более важный, чем параметр j

Параметр i Параметр j
А1 А2 А3 А4
А1      
А2      
А3      
А4      

Так как экспертов было 10, то доля предпочтений считается путем деления числа в каждой ячейке таблицы А на число экспертов. В результате имеем таблицу Р.

Матрица Р: доля случаев, когда параметр i определяется

как более важный, чем параметр j

Фактор i Фактор j Сумма Нормированная относительная важность
А1 А2 А3 А4
А1 0,400 0,400 0,800 1,600 0,27
А2 0,600 0,700 0,700 2,000 0,33
А3 0,600 0,300 0,900 1,800 0,30
А4 0,200 0,300 0,100 0,600 0,10
Итого   6,000 1,00

 

Теперь можно применить простейший прием для ранжирования факторов: разделить суммарную относительную оценку каждого фактора на их сумму, получив нормированную относительную важность каждого фактора, а по ней определить и ранг.

2 способ. Применяется тогда, когда важно определить степень предпочтения одного фактора перед другим. Этот метод охватывает одинаково как те факторы, по которым возможно проведение определенных измерений, так и неосязаемые (качественные) факторы, по которым требуются суждения.

Для проведения субъективных парных сравнений используется шкала, которая оказалась эффективной во многих приложениях, ее правомочность теоретически доказана при сравнении с другими шкалами.

Как и в первом методе, сначала каждый эксперт производит парное сравнение факторов (свойств, последствий решения и т.п.) по предложенной шкале.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...