Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решение задач с позиции деятельностного подхода




Этап решения Содержание этапа
Ориентировочный 1. Восприятия условия задачи 2. Анализ условия задачи 3. Воспроизведение (восполнение) необходимых для решения знаний 4. Прогнозирование процесса поиска и его результатов, формулирование гипотезы 5. Составление плана решения
Исполнительский 6. Попытка решения задачи на основе известных способов 7. Переконструирование плана решения, нахождения нового способа 8. Решения задачи другими способами 9. Проверка решения, доказательство его правильности
Контрольно- систематизирующий 10. Оценка рациональности и эффективности выбранного варианта решения 11. Введение полученного знания в имеющуюся у обучаемого систему знаний, представлений, отношений 12. Выход на новые проблемы

Процесс решения задачи

 

 

Д. Пойа. Как решать задачу. Львов: журнал «Квантор»,

1991. – с. 210 – 212.

Как решать задачу

ПОНИМАНИЕ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ
I Нужно ясно понять задачу Что неизвестно? Что дано? В чемсостоит условие? Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или недостаточ­но? Или чрезмерно? Или противоречи­во? Сделайте чертеж. Введите подходя­щие обозначения. Разделите условие на части. Поста­райтесь записать их.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РЕШЕНИЯ
II Нужно найти связь между данными и неизвестным. Если не уда­ется сразу обнаружить эту связь, возможно, полезно бу­дет рассмот­реть вспомо­гательные задачи. В ко­нечном счете необходимо прийти к плану реше­ния. Не встречалась ли вам раньше эта задача? Хотя бы в несколько другой форме? Известна ли вам какая-нибудь родс­твенная задача? Не знаете ли теоремы, которая могла бы оказаться полезной? Рассмотрите неизвестное! И поста­райтесь вспомнить знакомую задачу с тем же или подобным неизвестным. Вот задача, родственная с данной и уже решенная. Нельзя ли воспользо­ваться ею? Нельзя ли применить ее результат? Нельзя ли использовать ме­тод ее решения? Не следует ли ввести какой-нибудь вспомогательный эле­мент, чтобы стало возможно воспользо­ваться прежней задачей? Нельзя ли иначе сформулировать за­дачу? Еще иначе? Вернитесь к опре­делениям. Если не удается решить данную за­дачу, попытайтесь сначала решить сходную. Нельзя ли придумать более доступную сходную задачу? Более общую? Более частную? Аналогичную задачу? Нельзя ли решить часть за­дачи? Сохраните только часть условия, отбросив остальную часть: насколько определенным окажется тогда неизвест­ное! как оно сможет меняться? Нельзя ли извлечь что-либо полезное из дан­ных? Нельзя ли придумать другие дан­ные, из которых можно было бы опре­делить неизвестное? Нельзя ли изме­нить неизвестное, или данные, или, если необходимо, и то и другое так, чтобы новое неизвестное и новые данные ока­зались ближе друг к другу? Все ли данные вами использованы? Все ли условия? Приняты ли вами во внимание все существенные понятия, содержащиеся в задаче?
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНА
III Нужно осуществить план решения. Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли вам, что предпринятый вами шаг правилен? Сумеете ли доказать, что он правилен?
ВЗГЛЯД НАЗАД (изучение полученного решения)
IV Нужно изучить найденное решение. Нельзя ли проверить результат? Нельзя ли проверить ход решения? Нельзя ли получить тот же результат иначе? Нельзя ли усмотреть его с одного взгляда? Нельзя ли в какой-нибудь другой за­даче использовать полученный резуль­тат или метод решения?

Д. Пойя. Как решать задачу. Львов: журнал «Квантор»,

1991. – с. 83 – 85.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...